САУНДТРЕК  Целлулоид: 10 лучших саундтреков 2020 года

Филип Гласс, Mogwai, "Корона" и хет-трик Трента Резнора - в 19-й итоговой колонке о музыке в кино и кино в музыке.

В минувшем году я посмотрел 150 новых фильмов и как минимум взялся за 45 новых или вернувшихся в эфир сериалов - как всегда, прислушиваясь к звучавшим с больших и (в основном) малых экранов мелодиям и песням. Многие из них были выпущены в виде саундтреков, лучшие - украсили итоговый топ-10 "Целлулоида". Традиционный дисклеймер: рассматривалась только официально изданная музыка к фильмам и шоу, которые я смотрел, поэтому ни колоссальная работа, проделанная музыкальными редакторами "Нормальных людей" и "Хода королевы", ни бесспорно великий, но существующий пока только в форме спотифаевского плейлиста саундтрек "Lovers Rock" в расчет не шли. Ну и, конечно, самое время напомнить, что скоро, очень скоро завершится "целлулоидная" ретроспектива и начнется обратный отсчет лучших саундтреков XXI века.

№10
"Первая корова" (First Cow)

Кино: Маленькая, но гордая инди-драма, на бис отточившая уникальный авторский почерк одного из лучших режиссеров наших дней Келли Райхардт: два друга, еврей и китаец, затевают успешный, но рискованный бизнес в Америке 200-летней давности.
Музыка: Бывший гитарист Silver Jews и Lambchop Уильям Тайлер с лаконичным и меланхоличным мини-альбомом инструментальной американы, иногда перебиваемой диалогами из фильма.
Момент: William Tyler "A Closing"


№9
"Никогда, редко, иногда, всегда" (Never Rarely Sometimes Always)

Кино: Еще одна крупная удача чудом успевшего стартовать фестивального сезона - награжденная на "Сандэнсе" и Берлинале немногословная и могучая драма о 17-летней девушке, в компании кузины отправляющейся из Пенсильвании в Нью-Йорк, чтобы сделать аборт.
Музыка: Уверенный композиторский выход инди-дивы Джулии Холтер, доказавшей, что прикладной эмбиент ей удается немногим хуже, чем сделавший Джулии имя авантюрный и высокохудожественный поп.
Момент: Julia Holter "Stealing Money (Extended)"


№8
"Последние и первые люди" (Last and First Men)

Кино: Вероятно, последний привет с того света, передаваемый нам великим исландским композитором Йоханом Йоханссоном: ставшая его полнометражным режиссерским дебютом иммерсивная адаптация монументального романа (он же - "история будущего") Олафа Стэплдона.
Музыка: Величественный реквием по человечеству и, так уж вышло, самому Йоханссону, после смерти которого саундтрек дорабатывали его коллеги, включая главную героиню прошлогоднего топ-10 Хильдур Гуднадоттир ("Джокер", "Чернобыль").
Момент: Jóhann Jóhannsson & Yair Elazar Glotman "The Last Men"


№7
"Я потеряла свое тело" (J'ai perdu mon corps)

Кино: Один из самых необычных анимационных фильмов прошлого (на самом деле, позапрошлого) и любого другого года: макабрическая и пронзительная история об отрубленной руке, путешествующей по Парижу в поисках хозяина.
Музыка: Внезапное напоминание о полузабытом парижском индипоп-интернационале The Dø: сочиненный участником группы Даном Леви электронный саундтрек, звучащий как одухотворенный апгрейд продукции лейблом Italians Do It Better.
Момент: Dan Levy "J'ai perdu mon corps"


№6
"Корона" (The Crown), 4-й сезон

Шоу: Не лучший, но вызвавший особенно ощутимый резонанс сезон флагманского шоу Netflix, где к обычным подозреваемым в исполнении британской актерской элиты присоединились Маргарет Тэтчер (Джиллиан Андерсон) и принцесса Диана (Эмма Коррин).
Музыка: Набивший руку на других островных хитах ("Острые козырьки", "Черное зеркало") и отдувающийся за драматические недочеты сезона Мартин Фиппс c саундтреком, вышедшим куда интереснее и изощреннее, чем стоило ждать от академичной исторической драмы.
Момент: Martin Phipps "Voices"


№5
"1917" (1917)

Кино: Притворяющаяся одним кадром, технически совершенная ("Оскары" за лучшие визуальные эффекты, звук и грандиозную операторскую работу Роджера Дикинса) военная драма, вдохновленная рассказами Альфреда Мендеса (служившего связным во время Первой мировой деда режиссера).
Музыка: 15-я (!) оскаровская номинация Томаса Ньюмана, по-прежнему остающегося без единой победы, но, судя по "1917" (одной из самых убедительных работ в его насчитывающем сотню пунктов резюме), не намеренного сдаваться.
Момент: Thomas Newman "The Night Window"


№4
"НольНольНоль" (ZeroZeroZero)

Шоу: Амазоновский ответ "Нарко": вдохновленный одноименной книгой итальянского журналиста Роберто Савиано амбициозный (декорациями для шоу служат три континента) и угрюмый мини-сериал о том, как устроен мировой рынок кокаина.
Музыка: Очередной безупречный саундтрек в исполнении шотландских построковых титанов Mogwai, освоивших здесь малые формы (большинство треков укладываются в 2-3 минуты, все - короче 5), но оставшихся верными себе и своему таланту находить красоту в мраке.
Момент: Mogwai "Major Treat"


№3
"Третий день" (The Third Day: Winter)

Шоу: Телевизионный фолк-хоррор в трех частях: "Лето" посвящено герою Джуда Ло, застревающему на таинственном и зловещем острове у британского побережья, "Осень" - транслировавшийся в формате лайвстрима 12-часовой фристайл, ну а нас с вами интересует "Зима", где ищут уже самого Ло.
Музыка: Возможно, самая эффектная работа пишущего киномузыку с середины нулевых основателя Tindersticks Дикона Хинчлиффа: краски сгущаются, скрипки ноют, клавиши рояля излучают нервный газ.
Момент: Dickon Hinchliffe "Leaves"


№2
"Рассказы из Петли" (Tales from the Loop)

Шоу: Медитативная, интроспективная и очень скандинавская квазиантология по мотивам одноименного артбука Симона Сталенхага - объединенные декорациями вымышленного городка со стоящей над его душой "Петлей" (долго объяснять) восемь диалогов с вечностью.
Музыка: Коллаборация Филипа Гласса (Philip Glass) и Пола-Леонарда Моргана, чей завораживающий и в отрыве от видеоряда минимализм напоминает то Макса Рихтера, то Арво Пярта, а то и того же Ньюмана.
Момент: Paul Leonard-Morgan "Walk to School"


№1
"Душа" (Soul)

Кино: Дежурный, но оттого не менее впечатляющий шедевр пиксаровских аниматоров и рассказчиков: школьный учитель музыки и несостоявшийся джазмен попадает в чистилище, пытается надуть смерть и знакомится с мизантропической душой - с непредсказуемыми для обоих последствиями.
Музыка: Второй в истории "Целлулоида" хет-трик: вслед за великим компилятором Квентином Тарантино топ-10 в третий раз возглавили Трент Резнор и Аттикус Росс (они же - костяк теперешних Nine Inch Nails), чей изумительный дебют в детском кино (в жанре, надо понимать, лайт-эмбиента) дополняют оригинальные композиции джазового пианиста Джона Батиста (Jon Batiste).
Момент: Trent Reznor & Atticus Ross "Epiphany"


Зал славы "Целлулоида"

2002 - "Банды Нью-Йорка" (Gangs of New York)
2003 - "Трудности перевода" (Lost in Translation)
2004 - "Убить Билла 2" (Kill Bill: Vol. 2)
2005 - "Клиент всегда мертв" (Six Feet Under)
2006 - "Мария-Антуанетта" (Marie Antoinette)
2007 - "Однажды" (Once)
2008 - "Темный рыцарь" (The Dark Knight)
2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
2014 - "Исчезнувшая" (Gone Girl)
2015 - "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road)
2016 - "Ла-Ла Ленд" (La La Land)
2017 - "Малыш на драйве" (Baby Driver)
2018 - "Звезда родилась" (A Star Is Born)
2019 - "Чернобыль" (Chernobyl)
2020 - "Душа" (Soul)

05.01.2021, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: