Недооценить место Морозова в магнитофонной культуре так же легко, как и переоценить. Мистик или мистификатор, проповедник-теоретик или несгибаемый борец за идею? Его давешние попытки создать заумно-туманную альтернативу пустоголовой советской эстраде 70-х кажутся сегодня чем-то алогичным, книжным. Мультиинструменталист-отшельник, смурной гений студийного подпольного рока, он оказался чуть ли не единственным из рок-динозавров семидесятых, выжившим как личность, как эдакий эталон первой волны русской рок-революции, большинство представителей которой разбросаны нынче по погостам и заграницам или застыли навечно в виде восковых фигур в Музее Рок-н-Ролльной Славы...

Морозов начинал на заре 70-х в составе группы Босяки из Орджоникидзе. Переехав в Ленинград, он после окончания технического вуза и службы в армии был принят звукоинженером в местный филиал фирмы Мелодия . К этому моменту в домашних условиях им был записан магнитоальбом Вишневый сад Джими Хендрикса , отражавший традиции наркотического рока обоих берегов Атлантики конца шестидесятых. В те годы цитаты из рок-классики еще не набили в России оскомину, и тот факт, что композиция Настанет день фрагментарно напоминала Happiness Is A Warm Gun из репертуара Beatles и культовый блюз Since I ve Been Loving You c третьего Цеппелина , заставлял видеть в Морозове скорее пропагандиста великих образцов, нежели банального плагиатора.

Звучание дебютного опуса Морозова, записанного при помощи лампового микшера, амплитудного модулятора, кольцевого ревербератора и двух стереомагнитофонов Юпитер 201 и Айдас , напоминало своими звуковыми эффектами, мелодекламацией и сплошной нарезкой песен атмосферу ранних альбомов Фрэнка Заппы. Это был первый отечественный психоделический альбом, в котором, по воспоминаниям автора, партии акустической гитары сплетались с ревом фисгармонии и со странным скрежетом то ли бензопилы, то ли соло-гитары, а изысканные мелодии погружались в шум спускаемой воды, всплывая затем в позывных Ватикана и после крика электрической вороны превращались в мантру, колокольные звоны и автоматные очереди .

Пристроившись на фирму Мелодия , Морозов в 76-м году при первой же возможности обновил свои любительские записи и с помощью первоклассной государственной аппаратуры оформил их в виде полноценных магнитоальбомов. Только после подобной реставрации его ранние работы с некоторым опозданием наконец-то пошли в народ. Переписанные со старых пленок на многоканалку , получившие дополнительные наложения всех степеней и замаскированные по саунду и балансу под диски, созданные в атмосфере танцплощадок и армейских казарм, эти альбомы стали фундаментом легенды о Морозове как о великом подпольном режиссере. В 80-м году его коллега Андрей Тропилло ставил своим ученикам из Дома юного техника пленки Морозова как образец студийной звукозаписи.

Суть звукорежиссерских подвигов Морозова скорее заключалась в приверженности правильному сбалансированному звучанию, нежели в каких-то новаторских звуковых находках. При этом в основе его студийного мировоззрения всегда лежали профессионализм и взвешенность оценок. Другими словами, не что звучит, а как. Вершиной экспериментов с новой советской песней стал альбом Свадьба кретинов , большая часть композиций которого датировалась 76-м годом. Слушать песни этого цикла гораздо интереснее, чем разбирать. Хотя язык национальной поэзии здесь отнюдь не подменялся сленгом университетских буфетов, все восемь композиций Свадьбы кретинов тем не менее изящно дополняли друг друга. В силу неконтактности их автора и закрытости официальной конторы появление дополнительных музыкантов во время записи исключалось. Так на ближайшие десять лет был сформирован принцип Морозов - человек-оркестр .

Пленка начиналась с песни Конформист , получившей впоследствии второе рождение после ее переаранжировки группой Крематорий в 84-м году.

В мутной воде проплывают цветы и сор/Я в темноте потерял в ней свое лицо...

Лирическое настроение Конформиста было подано в лучших традициях вокально-инструментальных ансамблей ( Самоцветы - Колеса диктуют вагонные , Веселые ребята - Мир весной околдован вновь ), но разительно отличалось от них раскованным текстом и мистицизмом, а также игрой смычком на струнах акустической гитары в финале и записанной с задержкой реверберации партией альта.

Футуристические оды дьяволу и гению в Кретине предварялись замечательным риффом, расцвеченным ржавым тембром самодельной гитары, и последующим заездом аж в панковский по сути припев: Да-да-да-да-да-Дай/ Я кретин и мне в кайф!

Последняя строчка поражала рок-фанов в самое сердце. Кто не мог достать в конце 70-х этот альбом, пересказывал со слов товарищей текст Кретина примерно так: Ну ладно там Битва с дураками ! А ты слышал у Морозова Я кретин и я торчу? Полный ништяк!!!

Примечательно, что вокал Морозова в этих двух композициях был записан не в студии, а дома. Это имело смысл, поскольку раскрепощенно петь Я кретин и мне в кайф в помещении Ленинградской капеллы, где находилась студия, было довольно рискованно.

При всей хаотичности студийного процесса и неоднородности композиций быстротемповые песни с басом, электрогитарами и ударной секцией по законам жанра чередовались с менее шумными : Не знаю, за что , Черный пес , чья музыкальная энергетика не уступала таким забойным хитам, как Кретин и А мне и так конец . Сложный ритм хард-роковой композиции Не знаю, за что успешно маскировал схожесть ее мелодической линии с From Me To You из репертуара Beatles. Тем не менее, исполненная при поддержке группы на одном из редких концертов 77-го года, она по забойности звучала примерно так же, как самые крутые хиты ЧайФа спустя пару десятков лет.

Слова и музыка Дай крылья мне, Бог были написаны Морозовым в 74-м году в процессе изучения различных мировых религий и впоследствии предопределили христианско-буддийскую направленность его поздних работ. Увлечение Морозова религиозной тематикой уходило своими корнями в самое начало семидесятых, когда в глухом Орджоникидзе им были созданы композиции Бог сильнее нас и Amen , позднее вошедшие в магнитоальбомы Вишневый сад Джими Хендрикса и Странник голубой звезды .

Что же касается песни Дай крылья мне, Бог , то первоначально она задумывалась автором как баллада. История гласит, что, подгадав прийти в студию в свободную смену, Морозов забыл дома двенадцатиструнную гитару. Предполагая работать именно над этой композицией, Морозов тут же решил сделать ее в виде хорала. Номер получился необычным, опередив на несколько лет аквариумовскую зарисовку Что лучше, пена или дом ( Хорал ) из Треугольника . Не ограничившись имитацией многоголосия собственными силами, звукорежиссер включил женскую вокальную партию в исполнении своей супруги и мотивы какого-то симфонического квартета из архива 8-канальных фонограмм фирмы Мелодия . Студийный американский магнитофон Аmрех ММ-100 позволял также экспериментировать с измененем скорости восьмиканальной фонограммы, загоняя в тональность любые экзотические для советского рок-музыканта инструменты. Однако в большинстве песен на барабанах Морозов играл лично.

Начиная с композиции А мне и так конец (являвшейся интерпретацией музыкальных идей Хендрикса) и вплоть до финального номера Черный пес в альбоме развивается тема смерти, впоследствии оцененная Морозовым как поиски истины на самом дне чувственного мира . Если провести параллель в искусстве, образы страшного и загробного в творчестве Морозова выглядели иначе, чем, например, офорты Гойи. Как правило, самые ужасные сюжеты у рок-певца сопровождались торжественной или грустной мелодией.

Благодаря кое-где эстрадной интонации (отсутствие красивых обертонов, выделение буквы ч - чи-то бы вместо што бы ) и игривому отношению к инфернальной тематике Морозов влил в музыкальный настрой смертельных номеров изрядную долю осуждаемой им самим же попсы. Если закрыть глаза и уши на содержание строчек одним скрипя сучком, прощая всех, самоубийцы труп висел , то мелодия Свадьбы кретинов слушалась на уровне молодежного хита тех лет Наташка-Наташка .

После лирической хард-роковой вещи Сон альбом закрывал тяжелый рэгтайм Черный пес , в котором гитара с фуззом играла в унисон с органом Юность , а хрипловатый вокал Морозова придавал шарм, казалось бы, обыденным словам: Когда я пьян, когда целую женщин... Примечательно, что в этой композиции звучит сочное домашнее пианино в исполнении шурина автора Сергея Лузина, принимавшего фрагментарное участие в записи других альбомов Морозова и, в частности, Вишневого сада Джими Хендрикса .

...В подпольном роке существуют свои правила и законы. Поэтому следует помнить, что многие команды и автономные солисты в те годы не всегда придерживались зарубежного стандарта, когда условный диск компоновался с учетом длины стороны кассеты или магнитофонной катушки. Поскольку Свадьба кретинов длилась всего 23 минуты, при перезаписи ее на одну сторону 525-метровой бобины автор рекомендовал как добивку цикл песен 77-го года Там, где дали темны - фолк-рок огромной живительной силы (одноименная песня из этого цикла впоследствии с успехом исполнялась Мариной Капуро). Взаимодополняя друг друга, эти два сборника песен составляли полноценный магнитоальбом, распространявшийся с конца 70-х годов именно в таком виде.

Сам же Морозов, ведя отшельнический образ жизни, к середине восьмидесятых в силу нестоличного менталитета и неудач собственного творчества утратил былую популярность и значимость. Несмотря на живые выступления Морозова в конце 80-х (с ритм-секцией ДДТ ), выпуск нескольких виниловых пластинок и активную звукорежиссерскую деятельность в 90-х, на сегодняшний день он известен в первую очередь как человек, сочинивший в свое время свыше пятидесяти магнитоальбомов. И в том числе - знаменитых некогда Кретинов .

10.09.2002, Александр КУШНИР (100 Магнитоальбомов Советского Рока)

Вставить эту статью в блог:
Юрий МОРОЗОВ - свежие публикации:
  • События - R.I.P. , 26.02.2006
    Утром 23 февраля в Питере, в онкологической больнице, умер музыкант Юрий Морозов »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 6 марта 1948
Материалы по теме:
R.I.P.
Свадьба кретинов

Я требую адвоката – BOB GELDOF Рок-музыкант и продюсер Боб Гелдоф стал доктором юридических наук »»

Модный приговор – DRAKE Дрейк написал хит для супермоделей. Видео. »»

Скажите "да" – K.M.F.D.M. KMFDM выпустили новый EP и готовят альбом »»

Бриллианты - лучшие друзья девушки – Katy PERRY Кэти Перри стала единственной исполнительницей в истории, чей сингл трижды достиг "алмазного"… »»

Мост через вечность – АКЦИЯ Звезды со всего мира записали сингл памяти жертв пожара в Лондоне. Видео. »»

Беги, Том, беги – RADIOHEAD Radiohead выложили видео на ранее не изданную песню - с погоней и паранойей. Видео. »»

Каннский лев – АУКЦЫОН Группа Аукцыон получила Бронзового льва в Каннах за концепт-альбом "На Солнце". »»

Гулять так гулять – FOO FIGHTERS Рок-группа Foo Fighters анонсировала новый альбом, собственный фестиваль и тур. »»

Каннский лев – АУКЦЫОН Группа Аукцыон получила бронзовую награду в Каннах за концепт-альбом "На Солнце" »»

По приколу – ИЗ ЖИЗНИ Marvel выпустила серию комиксов по мотивам обложек легендарных рок-альбомов »»

Glasto-2017. День 3 – GLASTONBURY Субботний день и его именитые гости: Foo Fighters, Solange, Kaiser Chiefs, Alt-J и другие »»

Glasto-2017. День 2, открытие – GLASTONBURY Фестиваль Glastonbury можно считать официально открытым - начали свою работу основные сцены.… »»

Glasto-2017. День 1 – GLASTONBURY Фестиваль Гластонбери начинает свою работу! Продолжаем репортаж корреспондента Звуков. »»

45 – АКВАРИУМ Легендарной российской рок-группе Аквариум исполняется 45 лет. В честь этой даты коллектив… »»

Плейлист Евгения Федорова – TEQUILAJAZZZ Накануне большого летнего концерта в столице лидер Tequilajazzz Евгений Федоров составил плейлист… »»

Из подручных средств – PORCAPIZZA Уличный музыкант из Лондона всю неделю будет радовать москвичей блюзом на гитаре, сделанной из… »»

Гласто'2017: день Zero – GLASTONBURY Стартовал фестиваль Glastonbury. Наш корреспондент рапортует с фестивальной площадки... »»

Ща рванет – THE SANDINISTAS The Sandinistas из Уэльса ворвались на музыкальную арену как ракета, умело смешивая панк и… »»

Надводные процедуры – HAUSCHKA Пианист-экспериментатор Hauschka выступит в столице под открытым небом. »»

Сними свое лицо – BONDAGE FAIRIES Шведский панк-коллектив Bondage Fairies вернется в Россию с презентацией альбома "Alfa Gaga Cp… »»

55 – Виктор ЦОЙ 5 образов Виктора Цоя, которые любит и знает вся страна: к 55-летию со дня Рождения музыканта »»

RIP – MOBB DEEP Участник Mobb Deep Prodigy умер в возрасте 42 лет »»

Без страха и упрека – Paul MCCARTNEY Сэр Пол Маккартни отмечает 75-летний юбилей. Он удостоен почетной награды из рук королевы. »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

19:00 – Rolling Stone bar – МЕДЖИКУЛ МЕДЖИКУЛ »»

Хроника26/06

1977 – В Индианаполисе состоялся последний концерт Элвиса Пресли. "Король рок-н-ролла" скончался менее, чем через два месяца после этого события  »»

Big Bill BROONZY

Dave GRUSIN (1934)

Larry TAYLOR (1942)

Georgie FAME (1943)

Steve NARDELLA (1948)

Joey BARON (1955)

Chris ISAAK (1956)

Patty SMYTH (1957)

Вячеслав ПЕТКУН (1969)

GAROU (1972)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить