САУНДТРЕК  Зал славы "Целлулоида": 2002

Гласс, Гэбриел, "Герой" и "Донни Дарко" - в ретроспективной колонке о музыке в кино и кино в музыке

C весны 2009-го на Звуках выходит "Целлулоид" - авторская колонка Сергея Степанова, каждый год выбирающая топ-10 его лучших саундтреков, которых уже хватило на целый Зал славы : от тарантиновских "Бесславных ублюдков" до телевизионного "Чернобыля". Парализовавшая мировой кинопрокат пандемия - подходящий повод копнуть поглубже, подытожив аналогичными рейтингами остальные киногоды нулевых. Ну а чтобы было еще интереснее, по окончании этой ретроспективы (и 2020 года) "Целлулоид" выберет лучших из лучших - 21 выдающийся саундтрек XXI века.

Основные правила неизменны: в расчет идет только официально изданная (в каком угодном формате) музыка к фильмам и - в избранных случаях - сериалам, которые я смотрел. На очереди - 2002 год, когда мировым прокатом правила цифра 2 (второй "Властелин колец", второй "Гарри Поттер", вторые "Люди в черном", второй эпизод второй трилогии "Звездные войны"), хотя пробились в десятку самых кассовых картин года и аж два снятых по оригинальным сценариям фильма для взрослых ("Знаки" и "Моя большая греческая свадьба").

За звание главного режиссера года соревновались 18 лет назад преимущественно классики, Скорсезе с "Бандами Нью-Йорка", Спилберг с "Поймай меня, если сможешь" и Полански с "Пианистом", а "Оскар" лучшему фильму года достался - впервые за 35 лет - мюзиклу (адаптации "Чикаго" в исполнении дебютировавшего в кино бродвейского хореографа Роба Маршалла). Наконец, это тот самый год, когда в оскаровской категории "Лучшая оригинальная песня" схлестнулись самая популярная рок-группа и самый успешный рэпер момента, а победила одна из лучших песен этого века.

№10
"Чикаго" (Chicago)

Кино: И впрямь эталонный - старомодный, но вольнолюбивый - мюзикл о паре неотразимых душегубок, который должен был стать следующим после "Кабаре" фильмом бродвейской легенды Боба Фосси, но оказался стартом голливудской карьеры Маршалла ("Девять", "Мэри Поппинс возвращается").
Музыка: Звезды поют: кто-то лучше (наигравшая на персональный "Оскар" Кэтрин Зита-Джонс), кто-то хуже (Ричард Гир, которого в российском прокате заменили Киркоровым), все - от души.
Момент: Catherine Zeta-Jones & Renée Zellweger "And All That Jazz"


№9
"Агент "Стрекоза" (CQ)

Кино: Околокосмическая странность: вдохновляющийся евротрэшем вроде "Барбареллы" и, как это принято в их семье, личным опытом Роман Коппола с галлюциногенным сай-фаем о кинопроцессе (режиссера играет то Жерар Депардье, то Джейсон Шварцман, то физик из "Лоста").
Музыка: Бессовестный, на грани ксерокопии, оммаж ранним Air - французскую группу Mellow отчасти извиняет то, что один из ее участников дружил с Николя Годеном (Nicolas Godin) и работал над "Moon Safari".
Момент: Mellow "Absolutely Free"


№8
"8 миля" (8 Mile)

Кино: Снятая Кертисом Хэнсоном ("Секреты Лос-Анджелеса") хип-хоп-драма по мотивам биографии Эминема - с ним самим в главной роли рабочего и начинающего рэпера из дисфункциональной семьи в поделенном на "черную" и "белую" половины Детройте.
Музыка: Сертифицированный бестселлер - выпущенный лейблом Эминема четырежды платиновый саундтрек с номерами в исполнении Jay-Z, Наса (Nas), Мейси Грей (Macy Gray), 50 Cent - и оскароносным хитом на века.
Момент: Eminem "Lose Yourself"


№7
"Клетка для кроликов" (Rabbit-Proof Fence)

Кино: Основанная на реальных событиях австралийская драма о трех девочках, отправляющихся в долгое и опасное путешествие домой, - жертвах практиковавшейся на протяжении десятилетий государственной политики "ассимиляции" детей-аборигенов.
Музыка: Последний в ряду саундтреков авторства Питера Гэбриела, не достигающего высот "Последнего искушения Христа" и не стесняющегося самоповторов, но слезу, когда надо, выжимающего мастерски.
Момент: Peter Gabriel "Gracie's Recapture"


№6
"Часы" (The Hours)

Кино: Безупречная экранизация романа Майкла Каннингема, в свою очередь многим обязанного Вирджинии Вулф: "Оскаров" за роли живущих и страдающих в разные эпохи женщин тут достойны и Мерил Стрип, и Джулианна Мур, и Николь Кидман (сыграв Вулф, победила в итоге последняя).
Музыка: Играющая еще одну центральную роль, зачастую управляющая нарративом, а местами даже избыточная в своей дидактичности работа Филипа Гласса, чудом не награжденного композиторским "Оскаром".
Момент: Philip Glass "The Hours"


№5
"Герой" (Ying xiong)

Кино: Чжан Имоу на пике формы: Джет Ли в роли безымянного воина и другие звезды азиатского кинематографа наглядно - не оторваться - объясняют, что такое долг, мудрость и честь. Первый фильм на китайском языке, возглавивший американский прокат.
Музыка: Второй - после оскароносного саундтрека к "Крадущемуся тигру, затаившемуся дракону" - и ничуть не менее эффектный широкоэкранный триумф Тань Дуня, будущего композитора пекинской Олимпиады.
Момент: Tan Dun "For the World - Theme Music"


№4
"Мой мальчик" (About a Boy)

Кино: Снятая по роману Ника Хорнби неуловимо рождественская трагикомедия о нечаянной дружбе взрослого бездельника (Хью Грант) и нескладного тинейджера (юный Николас Холт).
Музыка: Заказанный ему по следам выигрыша Mercury Music Prize и оказавшийся на редкость удачным решением гибридный (инструменталов и песен тут примерно поровну) саундтрек в исполнении Badly Drawn Boy - лучший эпизод которого угодил еще и в книгу Хорнби "31 песня"
Момент: Badly Drawn Boy "A Minor Incident"


№3
"Фрида" (Frida)

Кино: Редкий байопик, к которому не захочется - и не получится - придраться: блестяще реализованный passion project Сальмы Хайек, под художественным руководством Джули Теймор раскрывшейся, наконец, как большая драматическая актриса.
Музыка: Уведший "Оскар" из-под носа у Гласса саундтрек Эллиота Голденталя (Elliot Goldenthal), насочинявшего для "Фриды" не только музыки, но и песен. Интересно, что особенно отличившаяся тут Чавела Варгас когда-то была любовницей всамделишной Фриды Кало.
Момент: Chavela Vargas "La Llorona"


№2
"Донни Дарко" (Donnie Darko)

Кино: Один из самых незабываемых фильмов о взрослении - даром что титульному герою (Джейк Джилленхол) в самом его начале сообщают - устами монструозного кролика, - что до конца света осталось меньше месяца. Смелое, странное и страшно трогательное кино на стыке нескольких жанров.
Музыка: Верный букве (Duran Duran, Echo & the Bunnymen) и духу (оригинальная музыка Майкла Эндрюса) фильма саундтрек, всерьез потрясший своим финалом - деликатнейшим прочтением старого хита Tears for Fears.
Момент: Michael Andrews & Gary Jules "Mad World"


№1
"Банды Нью-Йорка" (Gangs of New York)

Кино: Номинированный на десять "Оскаров" и вместе с тем преступно недооцененный (возможно, потому что не выиграл он в итоге ни разу) эпос Мартина Скорсезе, столкнувшего лбами лучшего (Дэниел Дей-Льюис) и своего любимого (Леонардо ДиКаприо) актеров последних десятилетий в еще одной - как никогда величественной - истории насилия.
Музыка: Избранные фрагменты массива (86 песен!), использованного в фильме - с особым акцентом на ирландский фольклор и пестрый каталог лейбла Real World, с U2 и Питером Гэбриелом во главе пелотона.
Момент: U2 "The Hands That Built America"


Зал славы "Целлулоида"

2002 - "Банды Нью-Йорка" (Gangs of New York)
2003 - "Трудности перевода" (Lost in Translation)
2004 - "Убить Билла 2" (Kill Bill: Vol. 2)
2005 - "Клиент всегда мертв" (Six Feet Under)
2006 - "Мария-Антуанетта" (Marie Antoinette)
2007 - "Однажды" (Once)
2008 - "Темный рыцарь" (The Dark Knight)
2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
2014 - "Исчезнувшая" (Gone Girl)
2015 - "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road)
2016 - "Ла-Ла Ленд" (La La Land)
2017 - "Малыш на драйве" (Baby Driver)
2018 - "Звезда родилась" (A Star Is Born)
2019 - "Чернобыль" (Chernobyl)

24.11.2020, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: