DEBMASTER  "Мне скучно, когда музыка сделана слишком хорошо"

Берлинский продюсер и электронщик Debmaster - о том, как звучит Казань, о написании песен и постов, локальной идентичности и свободе

Debmaster — берлинский продюсер французского происхождения, участник крупных европейских фестивалей, работающий с широким многообразием стилей от эмбиента и field recordings до хип-хопа. В 2019-м авторитетный журнал The Wire поставил релиз Mc Yallah & Debmaster — Kubali на 13 место в списке 50 лучших альбомов года, а Aphex Twin и Björk ставили его треки в диджей-сетах.
20 ноября Debmaster примет участие в фестивале экспериментальной музыки и современного искусства Rodina Set’, который организован казанским Центром современной культуры "Смена" при поддержке Гете-института. В рамках онлайн-трансляции из берлинского культурного центра ACUD он выступит с live-сетом, в который вошли полевые записи, сделанные локальными музыкантами в Казани.
Звуки поговорили с Debmaster о написании песен и постов на Facebook, локальной идентичности и свободе.

Звуки: Ты начинал ударником в панк-рок группе. Как так вышло, что ты стал электронным музыкантом?
Debmaster: Я стал электронным музыкантом, когда начал проводить много времени за компьютером. Мы с друзьями устанавливали все программы подряд — я научился делать 3D-объекты, монтировать видео. Однажды установил Fruity Loops, не зная, что там можно создавать музыку. Так я начал делать странные песни для видеоигр под псевдонимом Debmaster. Я не знал как делать музыку, поэтому она получалась странной, а мне говорили: "О, так это же авангардный хип-хоп". Мое увлечение стало серьезным, когда я начал выступать с рэперами из Лос-Анджелеса, которые записали отличный материал для моего первого альбома. В 2006 году мне посчастливилось впервые в жизни гастролировать с ними по Франции.

Звуки: Трудно сказать, в каком жанре ты работаешь — как ты сам это определяешь?
Debmaster: Этот вопрос сам по себе объясняет, почему так трудно описать то, что я делаю, ведь я и сам не могу ответить на него. Я играл на барабанах в панк-группе, потом делал рэп, странную электронную музыку. В том, что я делаю, важна энергия, которую я пытаюсь выразить, я не могу делать спокойную и мягкую музыку (может быть, у меня получится позже). И у меня есть одержимость "необычной" музыкой. Год за годом я учился разным техникам, но всегда старался отучаться от них (я учусь отучаться) и никогда не застревать в том, что уже знаю. Если бы я оставался только в одном жанре — это сделало бы меня менее увлеченным.

Звуки: Твои треки очень сильно отличаются друг от друга, но все они очень энергичные. Это самый важный компонент?
Debmaster: Да, энергия — самое важное, это способ выразить себя без ограничений. Еще на меня влияют такие экстремальные жанры как габба, брейккор. Мне, как слушателю, скучно, когда музыка звучит слишком чисто или сделана очень хорошо, поэтому я стараюсь ходить на странные концерты, хотя они нормальные для меня и моих друзей.

Звуки: Чего слушателям ждать от твоего проекта для "Родина-сеть"?
Debmaster: Свободы! Моя музыка — это зачастую результат джема: я просто стараюсь делать что-то в разных направлениях. Я делал то же самое и с записями, которые мне прислали казанские артисты. Абсолютно никаких правил, - я позволил себе вдохновиться материалом.

Звуки: Для тебя привычно работать с полевыми записями? Может быть, заметил что-то необычное в аудио, которые прислали из Казани?
Debmaster: Я знаком с культурой и техникой полевых записей от своих друзей, у них есть рекордеры, многие создают ударные звуки и текстуры из них (Swarm Intelligence очень впечатляет). У меня не так много опыта, но мне нравится пробовать новое. Оказалось, что разговоры людей — мой любимый материал. Может быть, потому, что русский язык звучит для меня абстрактно. Мне понравился звук говорившего в метро человека — там голос приятно искажается из-за динамиков поезда.

Звуки: Как ты используешь полевые записи в песнях? Что они добавляют к материалу?
Debmaster: Вариации, текстуры, шумы, ударные элементы и цвета. Иногда я использую полевые записи как есть — они необработанные, без эффектов и склеек, а иногда — обработанные и нарезанные. Я не устанавливал правила, а использовал их и свой материал вместе, чтобы просто быть креативным и получать удовольствие (потому что удовольствие помогает быть креативным, верно?). Во время выступления буду обрабатывать некоторые звуки в биткрашере, накладывать эффекты и использовать другие способы "живого" исполнения.

Звуки: Как бы ты описал Казань по тем звукам, которые слышал?
Debmaster: Ветреный и холодный город с дружелюбными людьми, которые не боятся освежающих прогулок по паркам.

Звуки: Ты уже привык играть онлайн-концерты, для тебя что-то поменялось? Чего больше всего не хватает в таком формате?
Debmaster: Я очень активен в сети, не только в музыкальном плане. Во время пандемии я делал миксы, онлайн-концерты, давал интервью и преподавал музыку — все, чтобы только занять себя делом. Мне недостает того, что на живых концертах публика сходит с ума или улыбается. В этом году мы с моей подругой MC Yallah должны были дать 40 концертов, но они все отменились. В ответ на это мы выпустили новый альбом, который оставили для возможного постковидного тура.

Звуки: Расскажи об альбоме MC Yallah, как вы связались и почему решили сделать альбом именно с ней? В одном из интервью она упомянула, что устала от простых трэп-битов — она поэтому обратилась к тебе?
Debmaster: Я нечасто сотрудничаю с близкими друзьями. С MС Yallah получилась отличная история, в то же время, когда я работал над EP на лейбле Hakuna Kulala, я сделал так много битов, что ребята из лейбла предлагали их местным артистам, которые приезжали в их DIY-студио Boutiq Studio в Кампале. Они знали MC Yallah несколько лет, она уже была супер-крутым MC, но они чувствовали, что она может сделать что-то новое с моей музыкой.
Так мы попробовали сделать одну песню и быстро выпустили ее как первый EP — Ndi Mukazi. Год спустя было очевидно, что мы должны делать музыку дальше и начали работать над альбомом Kubali и в процессе почувствовали, что очень вдохновлены друг другом. Она была очень сильной на битах, которые не привыкла слушать, и это меня поразило. Я чувствовал, что могу чуть больше экспериментировать с насыщенными и странными звуками, потому что она способна читать рэп на что угодно, и при этом ей самой очень весело.
Что касается трэпа — да, эти биты просто повсюду, и везде одинаковая структура, мелодия, 808-е барабаны. Тем не менее, на меня оказало влияние такое насыщение ударных на некоторых трэп-битах. Но я просто не в состоянии сделать правильный трэп-бит, я всегда иду в другом направлении, не осознавая этого. То же самое и с BPM — Yallah способна сделать рэп на любой скорости, так что и здесь ограничений не было.

Звуки: Для тебя важно знать слова песни, чтобы сделать биты для альбома? Ты понимаешь тексты MC Yallah?
Debmaster: Мне кажется, не понимать тексты — это нормально. Например, я никогда не работал с французскими рэперами, потому что концентрировался на словах, а не на энергии. Я знаю темы, которые часто возникают в текстах MC Yallah, но концентрируюсь на ее флоу — аудитория в Европе тоже поражена ее флоу и им не обязательно знать, что именно имеется в виду в текстах. Но, конечно, мне любопытно, я всегда спрашиваю, что значат некоторые слова. Наверное, мне по приколу нужно выучить суахили. Но общаемся мы на английском, конечно.


Звуки: Песня должна цеплять, или для тебя это вообще не имеет значения?
Debmaster: Ну, мы пошли в "цепляющем" направлении с альбомом Kubali, но только потому, что так было веселее. В рэпе мне больше нравятся техничные и сумасшедшие флоу, ведь я слушал много артистов из Лос-Анджелеса — Global Phlowtation, Shapeshifters, Riddlore, с которыми я сделал несколько альбомов. Все они делали своего рода космический рэп, иногда со словами о пришельцах и науке, мне всегда казалось это захватывающим. Еще мне нравится "серьезная" музыка вроде Wu Tang, где тоже нет никаких правил, - просто хорошая музыка.

Звуки: Как тебе жизнь во время пандемии? Вирус многое у нас забрал, но, может быть, он нам что-то дал?
Debmaster: Я считаю себя привилегированным — да. Я беден и питаюсь макаронами, но, по крайней мере, у меня есть кровать, дом, кошка и друзья. Я просто остаюсь терпеливым и продуктивным. Мне очень повезло, что я могу играть шоу (и смогу снова играть настоящие шоу когда-нибудь). То, что дал нам вирус проявится на следующих концертах — думаю, это будет волшебно, когда жизнь снова станет нормальной. То же самое происходит, когда болеешь — мечтаешь скорее выздороветь и чувствовать себя хорошо, но как только тебе становится лучше, то быстро забываешь о том, как тебе было плохо.
Этот вирус очень плохо сказался на некоторых людях — среди французов растет расизм и нетерпимость.

Звуки: Ты вообще считаешь себя французским или немецким музыкантом? Важно ли для тебя быть членом определенного сообщества, имеет ли для тебя значение среда, в которой ты работаешь? Считаешь ли ты Берлин идеальным городом для жизни и творчества?
Debmaster: Ну, я все еще французский музыкант! Меня действительно не волнует, кто я, эту свободу мне дал Берлин. Этот город великолепен, здесь есть возможность дружить с людьми с четырех или пяти континентов, а когда я жил в деревне во Франции — дружил с людьми из четырех или пяти деревень (что тоже было весело). Кроме музыкальной сцены в Берлине есть шикарная природа — здесь очень легко ездить в лес, на озеро, там много пустых мест и велосипедных дорог. Это делает людей намного более расслабленными, чем в Париже. Это и подтолкнуло меня остаться здесь на 10 лет.

Звуки: В одном из своих интервью ты упомянул, что можешь сделать больше 100 треков за месяц — это впечатляет! Как ты удерживаешь фокус?
Debmaster: Я занимаюсь музыкой по той же причине, по которой играю в видеоигры. Каждый раз, когда я это делаю, я чувствую, что это продуктивнее и лучше, чем сидеть в Facebook или делать что-то еще за компом. Я не сильно давлю на себя, просто открываю программы и пробую делать. Как сказала мне мама, которая начала рисовать в 60 лет, «когда у меня не получается, я просто выбрасываю рисунок в мусорку и начинаю новый». Когда она мне это сказала — я понял, что она готова заниматься творчеством. Многие люди быстро сдаются, когда у них не получается.

Звуки: За кем из русских музыкантов ты следишь?
Debmaster: WULFFLUW XCIV — Ngoma Injection последний релиз на лейбле Hakuna Kulala. Он очень хороший российский продюсер, вот клип который показывает то, что он делает:


Я знаю Pixelord, который делает смесь между футворком, future bass и глитч-музыкой с сумасшедшими визуальными эффектами.
Однажды я играл в Берлине с AWOTT (Asian Women on the Telephone) из Москвы. Они играли на саксофоне, синтезаторах и драм-машинах. Очень энергичные, они также были соавторами Pussy Riot Theatre. Еще я играл в Узбекистане с русскими диджеями, музыка меня не впечатлила, но они были очень дружелюбны.
И наверняка слышал другие классные вещи ребят со сложными именами, которые я забыл!

Звуки: Твои треки на своих сетах ставили Aphex Twin и Björk. Для тебя важно такое признание?
Debmaster: О, это было весело, когда увидел видео — кричал "что? что? что?!". Особенно в случае с Бьорк — когда я был молодым артистом, я очень много слушал ее. Это придало мне уверенности в том, что я делаю — круто, когда талантливые люди поощряют меня продолжать в том же духе!


18.11.2020, Александр ЛЕВИН (ЗВУКИ РУ)