АСЯ  "Построю и открою Высшую школу музыки"

Преподаватель вокала, DIY-артистка и сонграйтер Ася - о своем опыте организации онлайн-школы вокального мастерства, о пении как оружии феминистки, о новом альбоме и немножко о Валдисе Пельше

В 2020 году преподавание и концерты онлайн превратились из модного тренда в способ выживания для многих музыкантов. Мы попросили поделиться своим опытом организации занятий вокалом онлайн профессионального педагога по вокалу, DIY-артистку и сонграйтера. Певица Ася известна как руководитель собственной Онлайн-школы вокала Аси Багдасаровой, и даже защитила диссертацию на тему "Дистанционное обучение вокалу: организация онлайн курсов". Ася рассказала Звукам, как она строит процесс обучения, дала несколько полезных рекомендаций, показала песни со своего нового альбома "Яркость/Контрастность" и ответила на десяток провокационных вопросов - о феминизме, каналах в соцсетях и немножко о Валдисе Пельше.


Звуки: Ася, ты ведь ещё до пандемии начала учить пению онлайн?
Ася: Да, именно так я и учу пению, онлайн! В 2016-ом году появилась на свет школа вокала Аси Багдасаровой - это моё основное место работы и по сей день, моё детище.
Занятия проходят в видеочатах, мы пользовались программой "Zoom" ещё до того, как это стало мейнстримом (смеется). На самом деле, моя методика обучения вокалу строится на чередовании видео-уроков и уроков с педагогом в чате. Именно это очень эффективно работает, что я и доказала весьма скептической комиссии на защите диссертации.
Сейчас, конечно, забавно наблюдать, как во время самоизоляции многие педагоги по вокалу, которые не принимали всерьёз онлайн-обучение и ставили под сомнение успешность таких занятий, "переобулись" в один миг. Но им предстоит ещё разобраться во многом из того, в чём я, по счастью, уже давно разобралась. Мои ученики, которые были сначала против онлайн-занятий и не верили, что они работают, все поголовно перешли на онлайн во время карантина, и ни разу об этом не пожалели. Не было никого, кто перешёл бы на онлайн, посетил бы 1-2 урока и бросил. Все очень быстро "втянулись", и я очень рада, что онлайн перестаёт быть в сознании людей чем-то несерьёзным.

Звуки: Как проходят занятия? Правда ли, что у студентов, которые учатся на удаленке, очень часты проблемы с концентрацией внимания?
Ася: Онлайн-уроки вокала, конечно, не для детей. Но для взрослых - самое то! Я уже много лет наблюдаю за тем, как развиваются ученики - ничуть не хуже и ничуть не медленнее, чем на очных уроках. Даже наоборот, у такой формы обучения сплошные плюсы: не надо тратить время, деньги, силы, нервы на дорогу; не получится никого ничем заразить и ни от кого заразиться; не приходится довольствоваться тем педагогом, что есть в городе - можно выбрать того, кто тебе близок, из любой точки Земли. Я, например, сама продолжаю учиться вокалу онлайн у американских педагогов, и очень довольна. Без ложной скромности скажу, что моя методика работы именно онлайн мне нравится гораздо больше, чем методики моих педагогов - не зря я два года своей жизни положила на детальную проработку этой самой методики.

Звуки: Ты - профессиональная вокалистка и педагог. Можешь нам на пальцах объяснить: почему многие российские вокалисты поют с такими ненатуральными, вымученными интонациями, так что им просто не веришь? Что ты сама делаешь и что советуешь делать, чтобы этого избежать?
Ася: Не могу говорить за всех российских вокалистов - очень многое зависит от того, в каких жанрах поют исполнители. Мы часто верим российским рок-исполнителям, как и американским рок, кантри, блюзовым музыкантам... В поп-музыке зачастую другие правила. Для этого жанра будет странна излишняя эмоциональность вокалиста. Вполне возможно, вы говорите об этом.
На мой взгляд, "проживать" песню и дарить эмоции слушателям - это очень важно. Есть "правила игры" для некоторых жанров, но мне, стало быть, с этими жанрами просто не по пути.

И себе, и другим вокалистам я бы советовала заниматься актёрским мастерством и искусством вокального перформанса. Я, помимо ВУЗа, посещала разные курсы, и до сих пор продолжаю учиться. Сейчас, например, прохожу курс "teacher development", разработанный классными американскими коучами специально для педагогов по вокалу. Я уже седьмой месяц повышаю там квалификацию. Там у нас в числе прочего были уроки с Рондой Карлсон - педагогом по вокальному перфомансу. На днях я купила её книгу "А что мне делать с руками?" Уверена, она супер-полезна вокалистам, как и уроки с Рондой.
Уроки Ронды не касаются техники вокала. Они как раз о том, как донести эмоции до аудитории через песню. При этом не надо махать руками и жестикулировать так, будто что-то объясняешь маленьким детям: "Я пою "сердце" и показываю на сердце; я пою о себе и указываю на себя". И уж тем более, вокальный перформанс - это не серия заученных движений.
У меня есть история о том, как делать не надо. Раньше я часто бывала, так сказать, "закрыта" в своём пении: пела с закрытыми глазами, не смотрела в зал... а когда делала записи, мне было важно сделать всё правильно технически... Я почему-то не соображала, что на записи, не меньше, чем на концерте, надо выдавать эмоции, а не просто ноты.
Со временем, конечно, я становилась умнее и опытнее, в плане записей и выступлений. Но потом всё-таки случилась та самая история. У меня был шанс пройти кастинг на одну из ведущих ролей в запускавшейся тогда рок-опере Андрея Кончаловского "Преступление и наказание". Я выучила всё, что мне нужно петь, включая мощные высокие ноты. И я отработала каждую эмоцию, стоящую за каждым словом. Проживала арию, войдя в роль. Хорошо получалось.
У меня была возможность личной встречи и исполнения прямо перед человеком, который занимался кастингом. Но в то время у меня был очень дурацкий период в жизни: мы только переехали в Москву с моим бойфрендом, а через месяц, совершенно внезапно для меня, расстались. При этом остались жить вместе - снимали квартиру, и я, для полного счастья, подвергалась разным видам насилия. Не буду вдаваться в подробности. Потом ещё нас чуть не депортировали из России, так как мы не вовремя пришли делать регистрацию.
Несмотря на то, что я всё классно, с эмоциями и горящими глазами отрепетировала, когда я пришла на прослушивание, я была в слегка неадекватном состоянии. Вся какая-то затюканная после этого расставания, абьюза, суда и угрозы депортации. В итоге, я встала, зажмурилась - и до конца арии глаза уже не открывала.
В итоге мне сказали: с точки зрения вокала всё на своих местах, но, к сожалению, с точки зрения актёрского мастерства нужны ещё годы работы. А они не были нужны - нужна была психика в адекватном состоянии.
Вот такая история. Старайтесь выходить из абьюзивных отношений и любить себя, иначе это может пагубно сказаться и на вашей певческой карьере, друзья-вокалисты. Я уже молчу обо всём остальном.
Но, Возможно, есть и другая причина "ненатуральных и вымученных интонаций" некоторых исполнителей, о которых ты говоришь. И она в том, что местные вокалисты и вокалистки учатся в одних и тех же ВУЗах по одним и тем же шаблонам. Там не развивается индивидуальность исполнителей. Видимо, они не учатся проживать песню, а просто пытаются технически правильно её спеть. И так с каждой песней. Я, к сожалению, часто такое наблюдаю.

Звуки: А есть какой-то способ борьбы со стандартизацией?
Ася: В своих учениках я стараюсь лелеять их индивидуальность, находить её, помогать ей раскрыться. Кстати, чтобы найти своё вокальное "Я", надо, в первую очередь слушать много разной музыки, и слушать внимательно, чувствуя, думая и анализируя.
Так что, вот мои рекомендации: занимайтесь актёрским мастерством для вокалистов, желательно с классными педагогами; старайтесь проживать песню, когда уже технически научились её исполнять (или учите "технику" и "душу" произведения параллельно); слушайте много музыки, разноплановой музыки; старайтесь не быть шаблонными - сначала будет страшновато, но потом вам очень понравится! Используйте свой опыт, пусть даже самый горький, во благо своего пения, а не наоборот. Не закрывайтесь, не бойтесь показать свою уязвимость и боль. Именно это притянет к вам аудиторию. А если петь зажмурившись и жить зажмурившись, всё пройдёт мимо нас...

Звуки: Дай какой-нибудь лайфхак человеку, который стесняется петь даже в караоке.
Ася: Надо чаще выступать! Страх сцены лечится сценой. Надо чаще выступать! И только так. Однако есть хорошая новость: сейчас появилось много возможностей "выступать, не выступая". Начните с прямых эфиров в какой-то соцсети. Спойте там хотя бы одну строку песни. В следующий раз спойте две. Потом четыре... Потом куплет и припев... Потом споёте не в эфире, а на каком-то открытом микрофоне или в караоке, хотя бы в дуэте с кем-то. А потом уже и в одиночку... Делайте аккуратные шаги постепенно, и всё получится!

Звуки: В песне "Когда соль горчит" ты демонстрируешь очень широкий певческий диапазон. Этому можно научиться?
Ася: Да, разумеется! Для этого и нужны педагоги по вокалу - чтобы учить желающих петь. А это значит - поставить им дыхание, развить дикцию, расширить тоновый и динамический диапазоны, научить различным вокальным приёмам, - и, конечно, раскрыть индивидуальность исполнителя.
И, мне кажется, песня "Когда соль горчит" - далеко не предел тонового диапазона. Возможно, ты обратил на неё внимание, скорее из-за диапазона динамического (это разные громкости) и диапазона, так сказать, эмоционального. Мне очень приятно, что ты отметил эту песню: я её очень люблю. Написала её буквально за 10 минут, одним махом, будто бы провидение нашло...

Звуки: Ты верно заметила про эмоциональный диапазон. Вообще я заметил, что многие твои песни - очень эмоциональные и горькие, чувствуется, что за ними стоят глубокие личные переживания, даже когда это собирательный образ.
Ася: Мои песни, как грустные, так и весёлые, основаны на реальных событиях. Даже забавная песня "Без маникюра", где я пою о том, что я полгода без маникюра, потому что денег нет, основана именно на такой истории. Разумеется, песня не про маникюр - это песня о финансовой нестабильности. За каждой горькой моей песней тоже стоит моя жизнь. И даже за теми песнями, где у меня сарказм сидит на иронии, а ирония - на сарказме
Но ты прав и по поводу собирательных образов. Часто я пишу грустную песню о расставании в тот момент, когда у меня в личной жизни всё хорошо, как, например, в случае с песнями "Когда соль горчит" и "Не осталось любви". Не сказать, что я писала их и думала о конкретном человеке. Сюда вложен пережитый мной опыт, это так... Но образы партнёра здесь, скорее, собирательные. А иногда бывает наоборот, как в случае с песнями "Терзайся" и "Тени на земле". Я точно знаю, о каких людях из моей жизни они написаны.

Звуки: Как ты начала поддерживать фем-движение?
Ася: Хм... С детства, видимо! (смеется) Есть определённый возраст, кажется, 3-4 года, когда дети начинают замечать, что есть мальчики, а есть девочки, и что они отличаются. Но если серьёзно, у меня, и правда, нет такой истории, чтобы я была против феминизма, а потом вдруг начала поддерживать фем-движение. Я просто всегда и везде боролась за справедливость, с детства. К тому же, моя мама - феминистка. И у меня не вызывает сомнений, что равные права и возможности - это справедливо. А когда тебе говорят: "молчи, терпи побои от мужа, не учись, просто рожай" - это несправедливо. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы это понять.
Свое первое высшее образование я получала по специальности "социология" в Американском Университете Центральной Азии. Там была и фем-теория как одно из направлений социологии. И, опять же, не было никаких сомнений в том, что феминизм - это правильно и хорошо. Меня никогда не окружали люди, которые думают иначе. И в моих кругах общения слово "феминизм" никогда не считалось ругательством.
Лишь позднее я обнаружила, что, оказывается, далеко не все люди поддерживают феминизм. Вокруг полно сексистов, мизагинов, расистов, гомофобов, ксенофобов и мало ли кого ещё... Это очень печалит. Но в какой-то момент надо выйти из своего прекрасного пузыря милых, добрых, справедливых и адекватных людей, и обратить внимание на то, что творится вокруг. Когда ты обратишь на это внимание, твои глаза больше не закроются, наверное. Это нельзя "развидеть". Когда твоих знакомых женщин унижают и избивают у тебя на глазах и насильнику ничего за это не бывает, это нельзя развидеть... Хотя очень хочется.
В общем, не знаю, как можно не поддерживать фем-движение, если ты - здравомыслящий человек. Думаю, что многие его не поддерживают просто потому, что толком ничего о нём и не знают. Многие до сих пор думают, что феминизм - это про ненависть к мужчинам. А феминизм вообще не про мужчин - это про права и свободы женщин. А косвенно это движение помогает ещё и мужчинам, потому что борется с патриархатом, который вреден вообще всем. Но в целом феминизм - никак не про ненависть и никак не про мужчин. Те, кто думают иначе, просто не понимают, о чём речь. Люди боятся того, чего не понимают, или что плохо знают... Так и появляются гомофобы, расисты, ксенофобы...

Звуки: А твоя песня "На прочность" создана из реальных монологов? Ты ее написала, чтобы проработать собственный травматичный опыт, или чтобы показать другим девушкам, как действует абьюзер?
Ася: Да, да и да! Я написала её, когда, видимо, уже проработала свой травматичный опыт, в том числе, поработав с психологом. И, да, конечно, эта песня призвана помочь другим девушкам.
Песня, действительно, создана из реальных фраз, только не моих. Первый куплет состоит из фраз моих бывших - почти весь. Кое-что я написала иначе для рифмы, но это всё равно основано было на опыте. А второй куплет практически полностью состоит из комментариев моих хейтеров, многие взяты просто "слово в слово".
Я не хочу, чтобы кому-то приходилось терпеть абьюз и буллинг, и никому не желаю через это проходить. Очень надеюсь, что эта песня поможет многим женщинам увидеть свою ситуацию со стороны, что-то у них щёлкнет, и они, возможно, уйдут от агрессора. А ещё хотелось бы, чтобы этот трек помог всем людям, сталкивающимся с хейтом, буллингом и травлей, особенно творческим людям. Мне бы хотелось донести до всех, что "ты - говно" - это не критика и не попытка помочь творческому человеку (равно как и любимой женщине). "Ты - говно" - это кто-то пытается самоутвердиться за счёт тебя. Всё. Больше ничего.
Я написала об этой песне несколько страниц в буклете, у меня есть серии постов об абьюзивных отношениях. Надеюсь, это кому-то помогает.

Звуки: У тебя огромное количество интересных акций, каналов и коллабов - как ты вообще все это делаешь в одиночку? Или ты - все же не совсем певица, а проект, за которым стоит команда?
Ася: Хотелось бы! Хотелось бы, чтобы за проектом "Ася" стояла уже, наконец, большая команда профессионалов, а я бы музыкой занималась. На самом деле, команда сейчас есть у Онлайн-школы вокала Аси Багдасаровой, и это уже очень спасает. Не представляю, как бы я всё успевала, если бы ещё и школа полностью лежала на моих плечах.
В проекте "Ася" я отвечаю не только за написание песен и работу с Андреем и Лексом - гитаристом и битбоксером, которые выступят со мной на презентации альбома 13-го сентября. В проекте "Ася" я ещё отвечаю за весь менеджмент. Я придумываю, пишу и снимаю контент для всех соцсетей; придумываю и осуществляю акции - недавно прошёл конкурс артов, а сейчас идёт конкурс каверов. Сама сделала дизайн мерча, заказала его, размещаю теперь потихоньку в своём ВК-паблике. В фотошопе сделала разные виды стикеров, сама распечатываю, сама каждый из них вырезаю. Заказала флешки-визитки для делюкс-альбома и создала книжечку (не могу назвать это словом "буклет"), где рассказывается история каждой песни, сфотографированы листы из моих песенников, показаны арты с конкурса. Я просчитываю бюджет, договариваюсь с площадками, организую выступления, отправляю песни каким-то блогерам или журналистам.
Однако есть вещи, которые я сама не делаю, и это кайф! Я не занимаюсь таргетингом и прочими видами рекламы. Могу сделать креативы - фотографии, видео, - но не занимаюсь никакими настройками и аналитикой. С февраля 2020 мои песни издаёт Klever Label и у меня голова об этом не болит. Ещё для пиара своего дебютного альбома "Яркость/Контрастность" я впервые попробовала поработать с агентством. И, конечно, очень помогает моя семья. Так что, хоть я и сама себе менеджерка, без этих всех людей точно не справилась бы.
По поводу коллабов... не знаю, мне хотелось бы успевать делать больше коллабораций, к тому же есть идеи, есть люди, нет только времени.

Звуки: Как ты затащила на съёмку клипа "Я покажу тебя маме" Валдиса Пельша?
Ася: Режиссёром этого клипа выступил мой отец, актёр Алексей Багдасаров. Он позвал Александру Золотову на роль исполнительного продюсера. Просто у меня была такая идея видео, где одна я уже точно не справлилась бы! Александра и предложила замахнуться на Валдиса нашего Пельша. Изначально, мы просто хотели найти актёра на роль статусного мужчины в костюме, но позвать Пельша на роль Пельша было бы в 1000 раз круче. Я не была уверена в успехе мероприятия, но благодаря папе и Алексею Кортневу, в чьей школе я успела год поработать педагогом, у меня был выход на Валдиса. Я предложила ему роль, он попросил прислать песню и описать идею клипа, и сказал, что если ему понравится, то он с удовольствием снимется.
Какие же были волнительные дни ожидания! "Он не перезвонит", "Он не перезвонит", "Он до сих пор не перезвонил, значит, не перезвонит" - я доставала 'этими волнениями мужа каждый день. И вот звонит Валдис, сообщает, что всё послушал, прочитал, готов сниматься, есть такие-то даты. Счастья было море!
К тому же, в этом клипе ещё снялся автор гитарных партий и звезда музыкального YouTube - Александр Зилков с канала "Нескучный Саунд". Какая-то запредельная концентрация классных людей - жаль только, не было особых средств на продакшн. Все снимали этот клип и снимались в нём бесплатно! Это просто уму непостижимо!

Звуки: С кем бы ты хотела спеть дуэтом на большой сцене?
Ася: Я бы очень хотела спеть с Найком Борзовым и с Манижей, прямо очень. Ещё я была бы дико счастлива сделать фит с Noize MC. Это просто one love! С удовольствием бы спела в группой IOWA. С группой 5'nizza тоже! Не знаю, было бы это хоть как-то в тему стилистически, но мне было бы интересно сделать дуэт с Монеточкой. Наши голоса такие разные, мне аж самой любопытно было бы послушать, что бы из этого вышло. А если уж замахиваться на звёзд мирового масштаба, то это была бы в первую очередь американская блюз-рок певица Бет Харт (Beth Hart), а вслед за ней шёл бы дуэт с британцем по имени Джеймс Блант (James Blunt).
Мне посчастливилось побывать на концертах всех этих артистов, кроме Манижи, - её выступление я с удовольствием послушала на конференции "Wave Forum". Все они просто божественны вживую, мне близка музыка каждого из них. Если когда-нибудь в будущем случится какой-то такой дуэт, это будет большой честью для меня.

Звуки: Вообще, по твоим песням у меня сложилось впечатление, что ты довольно скептически относишься к популярности, и в частности, в соцсетях. Но ведь без аккаунтов в Инстаграме и ТикТоке, без коллабов со звёздами продвигаться в разы труднее. Выходит, твоя ирония в "Я покажу тебя маме" обращена в первую очередь к самой себе?
Ася: На самом деле, "Я покажу тебя маме" - это клип и песня, скорее, про деньги и про статус, нежели про Инстаграм. Я в Инстаграме сама уже много лет, недавно завела новый аккаунт. А с Тик-Током пока не дружу. Есть там аккаунт, но я не успеваю особо ничего для Тик-Тока снимать.
Но ты абсолютно прав по поводу коллабораций и присутствия в соцсетях. Это очень важно сейчас для артистов. Не делал посты неделю? - всё, тебя уже забыли, а иногда даже ещё и не узнали... досадно. Я стараюсь сотрудничать с YouTube-блогерами. Интересная была коллаборация, когда мы сделали клип "Нежить" в жанре "Майнкрафт" с двумя другими каналами. Ко мне тогда пришло несколько тысяч новых подписчиков. Было бы время, я бы по максимуму присутствовала во всех соц.сетях, в каких только можно, но так как я делаю контент сама, меня пока хватает только на Инстаграм и ВКонтакте - так, чтобы интересные посты выходили достаточно часто и регулярно. Я пока не нашла "свой" формат для Тик-Тока. В YouTube стараюсь быть активной, но регулярность и частота пока страдают. Я только недавно получила очередное высшее, на этот раз по музыкальному менеджменту в RМА, и учёба, конечно, отняла меня от подпевчиков на YouTube на какое-то время, но мои подпевчики самые лучшие, они меня дождались!
В своем теплом ламповом Телеграме на 25 человек я пишу о социальщине, когда успеваю (это я делаю только там, в основном) и делюсь чем-то, что показалось мне интересным у других пабликов. Пишу статьи о вокале и музыке в "Яндекс.Дзен" по мере сил и возможностей... Эх, было бы в сутках больше часов! В общем, я целиком и полностью за коллабы и за присутствие в сети в наше-то время. И мои педагоги по муз.менеджменту это только подтверждают!
Ещё я присутствую на Patreon. Там подпевчики меня поддерживают донатами на ежемесячной основе. Если когда-нибудь у меня станет по-настоящему много "патронов", я, наконец-то, осуществлю ещё одну мечту - построю и открою в Кыргызстане Высшую Школу Музыки - место, где взрослые люди смогут получить классное второе высшее образование, о котором всегда мечтали. Для патронов я тоже делаю всяческий отдельный контент, но, опять же, успеваю мало. По идее, страничку на патреоне надо вести как соц.сеть. Желательно, ежедневно или хотя бы три раза в неделю там что-то постить. Я этого не делаю. Хорошо, если успеваю монтировать видео для самых ярых моих патронов и делать посты хоть иногда. Очень стараюсь везде успеть, но разорваться не могу. Рада, что подпевчики это понимают, и продолжают меня поддерживать, несмотря ни на что!
Ирония в песне "Я покажу тебя маме", наверное, направлена много куда, но пренебрежения к соцсетям у меня точно нет. Есть пренебрежение к фальши и неискренности, которая там часто бывает. Песня не совсем об этом, а вот клип, где главную роль исполнил Валдис Пельш, как раз, об этом в том числе. И, да, вот вам очередная классная коллаборация!

Звуки: А кто такой Иван Сыромятников и кто создавал для тебя стикеры в тележеньке?
Ася: Иван - это мой любимый муж. Он работает айтишником, а в свободное время он - довольно известный гитарный YouTube-блогер. Плюс он часто помогает мне записывать и сводить мои песни.
А стикеры в тележеньке я заказала у своего давнего подпевчика и ученика, Алексея Цымбала, он же Kolzard. Это тот самый человек, который нарисовал по моей задумке клип на песню "Тени на земле", что на мой взгляд получилось весьма успешно. Я каждый раз плачу в конце, и многие зрители, судя по комментариям, тоже.


Ася. Презентация альбома "Яркость/Контрастность"
Москва, клуб "Высоцкий"
13 сентября, начало в 20.00.

Видео-приглашение на концерт Аси:

11.09.2020, Михаил БАСМАНОВ (ЗВУКИ РУ)