Cвой последний концерт группа ДК сыграла в день взрыва чернобыльского реактора весной 86-го года. Гитарист Дмитрий Яншин вместе с новым вокалистом Игорем Беловым образовали Веселые картинки , а Сергей Жариков продолжил студийные эксперименты под вывеской ДК .

Записывая по несколько альбомов в год, Жариков умудрялся делать их совершенно непохожими друг на друга. Ушли в прошлое фольклорно-дембельский цикл, мимикрия под панк, рок-н-роллы глаголом жги сердца людей-ей-ей-ей-ей и мрачные хард-роки типа ахтунг, ахтунг, дойч зольдатен унд официрен . Своеобразное прощание с эстетикой раннего ДК произошло в альбоме На фоне Лебедева-Кумача (86 г.), в котором советские эстрадные песни довоенной поры были аранжированы под твист, шейк и блюз. В записи этого концептуального труда участвовали музыканты Веселых картинок и трубач-авангардист Андрей Соловьев, впоследствии известный по сотрудничеству с Вежливым отказом и Ночным проспектом .

После распада золотого состава ДК Жариков все чаще работает с приглашенными музыкантами - в частности, с Юрием Орловым ( Николай Коперник ) и Иваном Соколовским ( Ночной проспект ). На некрофильском альбоме Чашка чая (86 г.) большинство вокальных партий исполнила ленинградская панк-блюзовая певица Терри, в записи До основания, а затем (87 г.) приняли участие музыканты Ва-Банка , а в альбоме Это - жизнь (85 г.) - певец из хора Елоховской церкви, выводивший нежным баритоном пацифистские гимны типа заряжай обойму в автомат .

В это же время Жариков начал самостоятельно записывать литературно-музыкальные опусы в жанре радиотеатра (утверждая, что это чисто советское изобретение, появившееся в тридцатых годах одновременно с Радио Коминтерна ).

Жанр радиотеатр позволяет ввести в музыкальную ткань произведения самый различный материал - от аутентичного фольклора до отрывков из речей политических деятелей, - считает Жариков. - В рамках рок-культуры такое расширение жанра позволяет максимально заострить публицистический потенциал рока, вывести его за границы банально-песенных форм .

Первые эксперименты в этом направлении проводились Жариковым в 86-м году. Уже в Минном поле им. 8-го Марта и Геенно-огненном он попытался вместить в рамки каждого из произведений максимальное количество пластов мировой культуры. Казалось, что материал Жариков подбирал, исходя из известного принципа Мольера: Я беру свое добро там, где его нахожу . В эти аудиополотна входили: декламация социальных четверостиший под мелодии Скрябина и Чайковского, западные шлягеры, исполненные в неповторимо провинциальной манере Игорем Беловым и Виктором Клемешевым, фрагменты из Аппассионаты , пластинок Swingle Singers и Бременские музыканты , заунывное пение Бюль-Бюль Оглы и какая-то речь Брежнева, названная мистификатором Жариковым Фрагменты моего выступления .

Музыканты ДК вспоминают, что сюжеты и драматургию подобных альбомов Жариков выстраивал сразу же после просмотра очередной программы Время . Более того - некоторые из своих работ он вполне сознательно создавал в духе шаржирования этой популярной телепередачи.

Посредством монтажа он делал логически абсурдные коллажи из выступлений партийных боссов. Партия сделала все для того, чтобы... предать...интересы рабочего класса... предать... интересы трудового крестьянства... предать... нашу молодежь... предать... интересы всей страны , - вещает Леонид Ильич Брежнев на одном из альбомов.

...Начиная с 87-го года Жариков разочаровывается в демократии, перестройке, ускорении и т. п. В дискуссиях с друзьями лидер ДК , ссылаясь на русских философов XIX века, все чаще говорит о том, что народ туп, революциями мы сыты, а подлинное искусство элитарно .

Искусство, вопреки известному идиотскому лозунгу, не может принадлежать народу, - считал Жариков. - Народу присуща культура, а искусство - это прерогатива какой-то отдельной касты, аристократии. А народ... Для нашего русского мужика до сих пор демократия - это водка, хлеб и бабы .

Похоже, что святость и способность излучать свет были противопоказаны Жарикову от рождения. Его цинизм в тот период проявлялся в таких, например, идеях, как поставить Мавзолей на колесики и катать его по стране как кооператив, установив плату за вход - 50 копеек . Скорее всего, это была шутка, но очень типичная для Жарикова. В конце 80-х его творчество становится все более политизированным и зловещим. Соответственно и оценки деятельности позднего Жарикова приобретают противоречивый характер - даже в среде рок-музыкантов.

ДК - это не искусство, это снобистский стеб, - говорил Юрий Шевчук в одном из интервью того времени. - У Жарикова нет любви к мужику. Он ставит его раком, тычет палкой и ждет, что будет потом .

В какой-то момент музыкальные идеи Жарикова автоматически совпали с определенными социальными настроениями. В своих работах он все резче начинает критиковать горбачевские преобразования, разоблачая проамериканские настроения перестроечной мафии . В альбоме Зеркало - души (88 г.), состоящем из стихов, наложенных на музыку Сергея Прокофьева, превалирует идея возрождения России. Будучи личностью не всегда последовательной, Жариков, с одной стороны, осуждает взгляды писателей-народников, а с другой - выступает за национальную идею - агрессивную, мощную, сильную .

...Свой очередной альбом Непреступная забывчивость Жариков записывает в Ленинграде, в домашней студии Алексея Вишни. Вишня, который к тому моменту стал одним из основных питерских звукорежиссеров, с нетерпением ждал начала этой сессии.

В Ленинграде я был главным фанатом ДК , - вспоминает он. - Когда я впервые их услышал и увидел Жарикова, я просто ошалел. Это был какой-то выстрел. Может, это были самые яркие впечатления в моей жизни - настолько я влюбился в него тогда, мальчишеской, сумасшедшей любовью. Я мог часами слушать рассуждения Жарикова - они меня развивали. Это был единственный человек, с которым я переписывался. У меня было полное собрание сочинений ДК . В Ленинграде ничего подобного не было никогда .

Итак, великий мифологизатор и художник-провокатор Сергей Жариков приехал в город трех революций записывать очередной концептуальный альбом. Он продолжает использовать элементы радиотеатра - в частности, применяет десятки мелодий с пластинок, привезенных из Москвы или найденных дома у Вишни. Уровень препарации здесь на порядок выше, чем у Мухомора , и соответствует лучшим работам Residents. В Непреступную забывчивость включены диалоги из Курса английского языка , отрывки из русских, палестинских, еврейских народных песен и антиперестроечные стихи, наполненные злой болью за огромный народ, попавший в тиски социального эксперимента. В записи звучат сыгранная на ситаре индусская мелодия ( Новый день ) и магнитофонные кольца из фрагментов бутлега Beatles: Live In Hamburg ( Волосатая битла ).

Инструментальная сторона сессии выглядела на удивление просто. Вишня играл на синтезаторе Yamaha, на гитаре и пел своим высоким звонким кантор-тенором в большинстве композиций. Впервые в истории ДК несколько номеров спел сам Жариков (блюз Сектор газа и стилизованную под блатные куплеты Миссис Розенблюм ). Звук на пульте выставлялся таким образом, чтобы его голос был неузнаваем. Гимн перестройке Родом из Октября все участники сессии исполняли нестройным, но дружным хором: Выйдешь на улицу - гласность везде/Пятиконечной клянемся звезде .

В композиции Новый день Вишня играет корявое соло из Smoke On The Water , повторяя прием, уже однажды использованный ДК на альбоме Бога нет , когда на баяне и балалайке исполнялся один из блюзов Led Zeppelin. Песня Один и тот же сон представляла собой измененный до неузнаваемости хит Веселых ребят о колечке с бирюзой, который пели на концертах Малежик и Глызин. В версии ДК эта непорочная любовная лирика предстала как очередной алкогольный монолог, исполненный под акустическую гитару Леной Вишней. Жариков тогда был немного раздосадован тем, что у меня не голос пропитой кладовщицы, - вспоминает она. - Но затем, подумав, решил, что голос, скажем так, невинной студентки будет звучать еще более цинично .

По ходу альбома Жариков нагнетает мрак и беспросветную тоску - в особенности когда читает стихотворения под мелодию, напоминающую звуки пикирующего бомбардировщика: Вечность продлится без Верасов /Без Огонька , Самоцветов , трусов/Без Макаревича, Юности без/Без остальных, кто на дерево влез .

С первой же поп-композиции Ветер перемен , написанной Вишней при продюсерстве Жарикова прямо в студии, на альбоме начинается целенаправленное издевательство не только над особенностями перестройки ( запах колбасы людей бросает в пот ), но и над всей русской историей. Жариков переиначивает строки из поэзии Блока ( аптека, улица, народ, броневичок, фонарь ) и Есенина ( портмоне ты мое, портмоне ); прокручивает задом наперед речи Ленина и Свердлова; читает стих-манифест, написанный им за несколько лет до сессии: Ты простоял в стороне, глядя на трупы отцов/Завтра тебя уже нет, ты уже прячешь лицо.../Но если есть силы - иди! Память России - с тобой/Все еще впереди, завтра - решающий бой . В оригинальном магнитофонном варианте текстовая часть альбома заканчивается пламенной речью Ленина о том, что на смену социализму идет новый порядок .

Непреступная забывчивость Жарикова, на мой взгляд, один из самых зловещих альбомов, которые кто-либо когда-либо писал, - утверждает рок-критик Сергей Гурьев в своей программной статье Bedtime For Democracy . - На нем записана мало кем замеченная вещь Сыграни мне, братан, блюзец , чем-то похожая на стон раненой гиены. Переслушайте ее - это, наверное, единственная в истории ДК вещь, где Жариков открыт, как он есть. Это очень, без дураков, жутко. В шкуре подобного существа вряд ли кто согласился бы оказаться .

Записав еще несколько альбомов в жанре радиотеатра ( Черная ленточка , Оккупация , Цветочный король ), Жариков выпускает в 89-м году своеобразный реквием идее ДК - альбом Пожар в Мавзолее . После чего он целиком переключается на публицистику, печатаясь в изданиях однозначно правой ориентации и в течение некоторого времени сотрудничая с Жириновским и Невзоровым. Рок мне уже не интересен, - заявил Жариков в одном из интервью. - Хочется всерьез заняться журналистикой... Я не считаю себя ни поэтом, ни музыкантом, ни менеджером. Я - публицист .

Сергей Жариков проделал сложную идейную эволюцию, - писал культуролог Леонид Афонский в историко-философском триллере Путем тепла , опубликованном в журнале Контркультура . - Начав с эпатажного отрицания основ советской системы, он к концу 80-х стал ернически имитировать ярую приверженность памятно-васильевским идеям, ошибочно считая, что именно они сменили антисоветизм на роли актуального стрема современности... В витийствующем панке Жарикова мы видим лишь злобное дитя московских улиц, тщеславно рвущееся подняться хоть на цыпочки над своей средой. Однако итоги этих попыток неутешительны: псевдоэлитарность, очевидная порнография духа, сердечная зачерненность .

10.09.2002, Александр КУШНИР (100 Магнитоальбомов Советского Рока)

Вставить эту статью в блог:
ДК - Непреступная Забывчивость - ваше мнение о статье
  • ДК- ништяк!Но хоцца шлушать письни с упомяну-тЫх в теХте АльбомАх!
    Написал(a): митяй, 09/03/2004 15:19
ДК - свежие публикации:
  • Альбом дня - Дембельский альбом , 10.09.2002
    После опытов с битом, шейком и психоделикой ( Стриженая умная головка ), авангардным джазом ( Прекрасный новый мир ) и песнями советских композиторов ( Снова любовь поселитца ), взор Жарикова »»
  • Альбом дня - Лирика , 05.09.2002
    Общеизвестно, что за всю историю своего существования группа ДК дала всего несколько живых концертов. Все усилия эта команда сконцентрировала на студийной работе, выпустив беспримерное для »»
  • Досье - ВЕСЕЛЫЕ И НЕ-ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ ИЗ ИСТОРИИ ДК , 03.11.2000
    Рекламно-апологетические статьи о рок-группах порядком утомили не только мыслящую часть аудитории, но и самих музыкантов (за исключением тех, кто просто пробивается к "престижной кормушке"). Но »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Водяное перемирие – Kanye WEST Канье Уэст и Джей Зи помирились и начинают работу над совместным альбомом и шоу »»

Ура сверхдоходам – GORILLAZ Gorillaz вернулись с политическим заявлением »»

Отдавай-ка родимую взад – Paul MCCARTNEY Сэр Пол Маккартни подал судебный иск против Sony/ATV Music Publishing, требуя вернуть ему права на… »»

Гррррэмми! – METALLICA Metallica выступит на церемонии вручения премии Grammy »»

Трамп и мертвого разбудит – AUDIOSLAVE Тяжелая панковская формация Audioslave воссоединится на один концерт ради "анти-инаугурации" нового… »»

Земля, прием – JAMIROQUAI Jamiroquai выпускает первый альбом за 7 лет и отправляется в турне »»

Кто дороже – ИЗ ЖИЗНИ Элтон Джон и Мэрайя Кэри спели на свадьбе 19-летней внучки российского олигарха »»

По ночам в тиши я пишу стиши – John LYDON Заслуженный панк и певец анархии Джонни Лайдон издаёт книгу стихов с картинками »»

Продлить прощание – НАГРАДА Дэвид Боуи и Леонард Коэн посмертно номинированы на британскую музыкальную премию BRIT Awards »»

Люби меня любой – ANOHNI Anohni получила номинацию на звание Лучшей певицы Британии спустя 11 лет после того, как она была… »»

Кульман для дизайнера – DESIIGNER Нью-йоркский хип-хоп музыкант Desiigner впервые выступит в Москве »»

По кличке "Счастливчик" – Вася ОБЛОМОВ Долгая и несчастливая жизнь Васи Обломова подходит к концу... или только начинается »»

Буря в пустыне – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль Coachella объявил состав участников: Radiohead, Beyoncé, Kendrick Lamar, Lorde, The xx,… »»

Планы на год – КОНЦЕРТ Главные концерты 2017 года - в обзоре Звуков. »»

Фантастические хедлайнеры и где они обитают – ФЕСТИВАЛЬ Самые интересные хедлайнеры фестивалей 2017 года в обзоре Звуков. »»

Счастливые люди неопределенного возраста – ФЕСТИВАЛЬ В Будве прошел фестиваль "Возраст счастья". Участников и слушателей он поразил своим звездным… »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 2. – ФЕСТИВАЛЬ Как посетить 14 концертов за 1 неделю на 5 разных фестивалях и не сойти с ума? - Читайте… »»

Lollapalooza Berlin: последний уикенд лета – ФЕСТИВАЛЬ Берлинская Lollapalooza закрыла фестивальный сезон мощным сетом Radiohead. »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 1. – ФЕСТИВАЛЬ Как мы побывали на 5 open air за неделю: гонзо-репортаж из самой благополучной страны на планете »»

Flow 2016: лучшее – ФЕСТИВАЛЬ Репортаж с финского фестиваля Flow: Iggy Pop, Stormzy, Laraaji, Liima, M83, Chvrches, Floating… »»

R.I.P. – William ONYEABOR В нигерийском городе Энугу в возрасте 70 лет скончался новатор электронного фанка Уильям Ониебор - »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Нобелевская речь Боба Дилана – Bob DYLAN "Не думаю, что у Шекспира было время спросить себя: "Занимаюсь ли я литературой?"  »»

"Япония - это место, где меня узнают на улице" – OVAL Oval - о концептуализме, новых технологиях и о том, почему его пластинки стали классикой. »»

"Нам совсем не обязательно быть стереотипной старперской группой" – THE BUZZCOCKS Стив Диггл из The Buzzcocks - о советах Курту Кобейну, эпохе краудфандинга и юбилее панк-рока. »»

Day Breaks – Norah JONES Новый альбом Норы Джонс "Day Breaks" зафиксировал неожиданный камбэк певицы к оркестровому джазу в… »»

I See You – THE XX Британцы The xx выпустили из студии альбом, на котором наконец догнали собственные каверы »»

Теперь я - Чебурашка – ИЗ ЖИЗНИ Откуда есть пошла русская музыка: от древних славян до Чебурашки на Первом канале »»

Проверка пульса: итоги года. – МУЗЫКА 20 лучших электронных альбомов года по версии Ника Завриева. »»

Сокрушительная победа – ПРАВО Новое руководство РАО официально приступило к работе. »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

Вспомнить всё: русский рэп - начало – МУЗЫКА Час Пик из Куйбышева, ленинградцы Черное и Белое и многое другое в плейлисте об истории русского… »»

18:00 – Brooklyn – ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЬ »»

Хроника22/01

1959 – В этот день в 1959 году Бадди Холли произвёл свои последние записи в собственной квартире при помощи магнитофона и акустической гитары. Их выпустят уже посмертно: меньше, чем через 2 недели пионер рок-н-ролла погибнет в авиакатастрофе  »»

Juan TIZOL

Teddy MCRAE

Irving "Mouse" RANDOLPH

Ed LEWIS

Pud BROWN

J.J. JOHNSON (1924)

Sid RAMIN (1924)

Sam COOKE (1931)

Eberhard WEBER (1940)

Michal URBANIAK (1943)

Свежая реплика

Остановите музыкуESTRADARADA 21/01/2017 04:57 от Стас Без обид,реально не понравилось. Видимо,я не ваша аудитория.Сорь. ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить