Wim WINTERS  "Моцарт не смог бы сыграть 3-й концерт Рахманинова"

Бельгийский органист и иследователь Вим Винтерс - о том, как изобретение метронома изменило и слушателя, и музыкантов... И почему академические музыканты играют Бетховена неправильно

А что, если всё не так, как учат нас в Консерватории? Вдруг многие неисполнимые обозначения метрономов Бетховена - не ошибка, а наоборот, очень взвешенные рекомендации композитора, которые мы почему-то разучились понимать?
Именно такими вопросами задаётся Вим Винтерс (Wim Winters) - бельгийский музыкант и учёный. Дон Кихот нашего времени, исследователь академической музыки.

Вим, автор скандального блога на YouTube, утверждает, что мы некорректно используем метроном сегодня. Отсюда и такой разброс трактовок.
Часто одну и ту же пьесу можно услышать как в неторопливом, так и в весьма быстром темпе. Так что же это? Незнание или осознанное отдаление от завещаний композиторов? Что или кто стоит за модой на виртуозность?

- Людям свойственно преувеличивать достоинства композиторов прошлого, присваивая им те качества, которыми они не обладали, - категорично заявил Вим во время интервью с пианистом и педагогом Ильей Таксером.

За время нашей продолжительной беседы мы постарались охватить всю эволюцию классической музыки с эпохи Барокко и проследить как менялись темповые предпочтения. Затронули и время, когда виртуозность стала единственным мерилом таланта, почти полностью вытеснив вдумчивое исполнение.
Вим остроумно критикует звукозаписывающие компании, для которых скорость – это главный двигатель продаж. Говорили и об известных музыкантах, которые боятся даже просто попробовать сыграть пьесу в "историческом темпе" эксперимента ради, так как могут потерять контракты, лояльность публики, а иногда и просто работу в оркестре. Не избежали и темы буллинга в консерваториях со стороны педагогов, а также нетерпимости к альтернативной точке зрения.

Вим убежден, что скорость, в процессе эволюции, постоянно стремилась вверх: "Моцарта вы будете исполнять чуть быстрее Баха, Бетховена же быстрее Моцарта, но медленнее чем Мендельсона". Многие его высказывания провокативны, но заставляют задуматься: "Ученики Листа играли уже гораздо быстрее его самого?". "Когда мы говорим, что чтим традиции Бетховена – это самообман, так как никто даже не пытается следовать темпам, которые он указал собственноручно".

Тема традиций в классической музыке является самой важной и в то же время мало обсуждаемой. Время вынести ее в поле широкой дискуссии. Что думаете лично вы?

Прежде, чем вы начнете смотреть это интервью, мы предложим вам небольшой музыкальный пример. Пьесу вы эту все отлично знаете. Финальная часть двенадцатой сонаты Моцарта, более известная, как "Турецкий Марш".

Вот исполнение Вима Винтерса.

А следом - Ланг Ланга.

Вы не поверите, но темп в обоих случаях равен 160 ударам метронома, согласно указаниям легендарного богемского пианиста и педагога Игнаца Мошелеса. Ланг Ланг, конечно, играет около 172, но должен же быть хоть какой-то прогресс с 19 века…А как же такое возможно?

Беседа Ильи Таксера с Вимом Винтерсом состоит из двух частей. Первая часть доступна с русскими субтитрами и содержит всю теорию битов в двух словах - а также рассуждения о том, за что современники так невзлюбили метроном, что интересного в этюдах Черни, как изменилась жизнь композиторов в эпоху Возрождения и как происходила эволюция темпа в классическую эпоху. И, конечно же, больше узнаете и снова полюбите Моцарта.

Чтобы включить русские субтитры, нажмите на 3 точки в правом верхнем углу и выберите "русские субтитры".

Во второй части, на английском, разбираются чувствительные вопросы музыкальной педагогики.

Если вы хотите поспорить о теории Вима, не забудьте написать комментарий под статьей в любой социальной сети.

18.07.2020, FEDOROVA & TAKSER (ЗВУКИ РУ)