ВИКТОР ВИТАЛИЙ  "Мы - как авторское кино в противовес блокбастерам"

Известный сонграйтер Виталий Цветков отмечает 5-летие сольного проекта. Мы расспросили его о работе с Браво, Мгзавреби - и о том, как выжить музыканту в условиях ковид-карантина

Виталий Цветков, известный большинству как соавтор хитов Браво, поэт и композитор, а фестивальной и клубной аудитории по сольному коллективу Виктор Виталий, в этом году отмечает 5-летие своей группы. Пока его свежий сингл "Иваны" поднимается в чарты и звучит на радиостанциях, Виталий рассказал о своей первой группе ГПД, работе с Браво, Мгзавреби и фондом Чулпан Хаматовой, а также о том, как выжить музыканту в условиях пандемии и самоизоляции.

Звуки: О вас впервые заговорили почти 30 лет назад, когда появились записи новгородской группы ГПД. Помню, что Борис Гребенщиков писал о новичках: "Песни — блеск, они настоящие. Текст — одно, музыка — другое, а вместе — неожиданное третье". Но потом вы на много лет ушли в тень, занимаясь написанием песен для других групп. Почему так?

Виталий: К моменту, когда появилась рецензия БГ, мы были просто одной из многих молодых рок-групп, увлеченных написанием своего песенного материала. По стилю ближе к инди с влиянием модной тогда new wave. Мы были хорошо известны в своем городе, репетировали, записывались, давали концерты.
Кто-то передал наш альбом "Транс" "рок-дилетанту", писателю Александру Житинскому для его конкурса. Альбом понравился, был отмечен премией, о нем написали и сам Житинский, и Борис Гребенщиков. Мы даже открыли фестиваль "Аврора" на Елагином острове. С подачи Андрея Тропилло в Польше была выпущена кассета с лучшими песнями конкурсантов, куда вошла и наша - "Контакт". Это был первый официальный релиз, и Андрей Тропило стал нашим первый издателем.

Потом уже альбомы выходили на виниле под разными названиями – "ГПД", Грамм по двести, Дарвин&ГПД. Продавались по всей стране в магазинах грампластинок. В конце 90-х Евгений Хавтан предложил мне посотрудничать с ним в написании песен для "Браво", и наши песни сразу попали в эфиры. Я переехал в Москву и стал помогать Жене во всех делах, связанных с группой. Гастроли, записи - это всё очень увлекло, свои дела пришлось немного забросить. Но песни я писать продолжал.

Звуки:: Можно сказать, что в русском роке был всплеск, даже взрыв множеств сверхновых с середины 80-х, потом новая волна уже в новом государстве в конце 90-х. Но вот между ними – всё, что в начале, в середине 90-х, – как будто кануло в лету. Очень мало имён, хитов, которые бы гремели на всю страну. В том числе и первые локальные успехи ГПД сошли на нет. Почему творчество первой половины 90-х оказалась невостребовано?

Виталий: Однозначного ответа, видимо, нет. На волне Перестройки очень многие группы стали коммерческими, к 90-м они почти забили эту нишу, да и рок-истерика пошла на спад. Остальным пришлось искать спонсоров или продюсеров (а это была в то время та ещё каста), или кататься по клубам-фестивалям, перебиваясь с хлеба на воду. Многие, как и мы, жили за счет дружеской солидарности, помогали друг другу чем могли. Сейчас большинство проектов живет своими интересами, некоторые братья по цеху даже используют творческие находки друг друга, тырят фишки. Меня тоже разобрали на цитаты.
А из того времени я слушаю до сих пор "Пестрые ветерочки" и "Женское сердце" группы Мегаполис, Два самолета с дебютом "Когда поет далекий друг" на суахили, "Русский альбом" БГ - но было много и другого интересного, что не попало во вторую рок-волну. Но настоящие таланты тоже проросли через чернозём, так что, всё к лучшему.
Многие считают, что мой лучший альбом того времени «Музыка миллионов» «обогнал» существующие музыкальные тенденции, и, если бы он вышел года на два позже, возможно и судьба проекта была бы другой.

Звуки: В 2016-м вы вновь вышли на сцену уже в качестве сольного автора, сингер-сонграйтера с бэндом "Виктор Виталий". В какой роли сейчас вам комфортнее и интереснее – как патрона "Браво" и организатора гастролей, или же как лирического автора-исполнителя со своими песнями? Можно ли сказать, что первое – работа, а второе – хобби, или это неверно?

Виталий: Это всё вместе и есть моя жизнь, разные её грани. Я всегда играл на гитаре и писал песни и параллельно вписывался в разные движухи: то делал фестивали, то работал диджеем, то директором театра. Самой затяжной движухой стала 20-летняя история с "Браво".
Я вернулся на сцену потому, что работа в успешной группе дала мне шанс заниматься в моем сольном проекте не коммерческой музыкой, а той, которая мне интересна. Я пишу и играю для тех, с кем я на одной волне. И я рад, что их становится всё больше. "Виктор Виталий" начинает звучать на радио и уже в ряде стран.
А стартовали мы в "16 Тонн" 27 мая 2015-го, этот день теперь - день Рождения проекта.

Звуки: "Любовь не горит" и "XX век", написанные для "Браво", возглавляли хит-парады, звучали на всю страну. Разные русские поп- и рок-исполнители наверняка просили вас написать и им такие же хиты, были такие истории? Не соглашались? Теперь всё – для сольного проекта?

Виталий: Уже написано столько песен, что хватит и для сольного проекта, и для друзей. И новые всё время пишутся. Мне импонирует нешаблонный и некоммерческий подход к творчеству. Я буду рад любому достойному исполнению моих песен, скажем, на том уровне, на котором это делаю я, и выше. Я сотрудничаю с проектами, которые мне искренне нравятся.

Почти всё, что мы написали с Евгением Хавтаном для "Браво", имело красивую судьбу, больше всего мне греют сердце лирический "Блюз прошлого лета" из альбома "Навсегда» и песня-гимн "Жизнь подарить" для "Игр победителей" фонда Чулпан Хаматовой. Её исполнили с оркестром и хором в Доме Музыки. Авторов высветили прожекторами и представили. Столько восторженных глаз! Это были мои 15 минут славы, на которые имеет право каждый, выражаясь словами Энди Уорхола.
Не так давно у группы Сети вышла песня "Алиса в стране чудес" с моим участием. С Яном Николенко, лидером "Сетей", мы уже сотрудничали в работе над моим альбомом "Музыка миллионов". Он исполнил партию флейты в треке "Мы были лучше". А ещё недавно я узнал, как пишется моя фамилия по-грузински. В моей фонотеке появилась виниловая пластинка группы "Mgzavrebi" - "Geo", где я тоже принял участие как автор.

Звуки: Музыкант и автор песен в России 2020 года – это вообще выгодная профессия? Насколько сейчас это комфортно в эпоху стримингов и повсеместной доступности музыки, когда её слушают только онлайн, получается ли прожить только за счёт этого?

Виталий: Это очень интересная профессия, остальное зависит от таланта и от удачи. В любом случае, она дает возможность прожить небанальную жизнь. Я, например, не могу себя даже представить не пишущим песен, не болтающимся по гастролям... Но если ты встал на этот путь, у тебя должно быть, что сказать людям. А если просто надо заработать, то есть более короткие пути. У меня были периоды очень безденежные, спасали друзья - те, что оставались друзьями в такие моменты.

Звуки: Работа, запись песен на самоизоляции для музыканта вообще возможна? Чем живет творческий человек, больше ли стресса в таком случае или наоборот? Концертов или корпоративов нет, про онлайн-выступления много скептических мнений, связь с коллективом дистанционно – каково это?

Виталий: Мне очень не хватает настоящего живого общения. Да, концертов пока нет, но от каждой встречи со старыми друзьями я получаю кучу эмоций. Раньше – все на бегу, а теперь можно подольше, по-полной, как затяжные прыжки с парашютом.
А вот с творчеством на дистанции проблем нет. Ведь создание песен происходит пошагово. Вы наверно заметили, что сейчас появилось много видео, где музыканты в разных местах одновременно поют и играют. Не верьте, что одновременно - это иллюзия! Это технически невозможно! Конечно же, сначала была записана и снята основа, "болванка" - например, ритм-секция, грув. Она разослана - и все остальные, когда нашли время, доиграли свои партии и поснимались. После этого всю эту окрошку склеили в общий видеоряд.
Мы тоже в процессе создания песни "Иваны" обменивались треками и общались онлайн. Основная часть работы была сделана в моём доме в Сергиевом Посаде, в студии Павла Кузина, ударника "Браво", под Красноармейском и у Олега Чубыкина в деревне Ненашево Тульской области. Его вклад в песню трудно переоценить. Мастерил запись в ручном режиме Константин Дюжарден в своей студии недалеко от Домодедово. Обложку и видео сделали в Москве мои друзья Глеб Ильюша и Алексей Чой.
До этого у нас уже был опыт дистанционной работы в период записи альбома "Песни": скрипки и альты для песен "Радуга" и "Друг без друга" были сыграны Андреем Суротдиновым (Аквариум) в студии Никиты Иванова-Номана в Петербурге.

Звуки: "Виктор Виталий" звучат по-хорошему наивно, как саундтреки к очень старому кино – насколько сознательно вы выбирали такой звук? Всё-таки ретро-ансамбли – это особая ниша: можно выиграть на уникальности звука, но при этом важно, чтобы был интерес современной аудитории.

Виталий: У современной аудитории музыкальные вкусы очень разные, у нас нет задачи попадать в чьи-то вкусы, проект некоммерческий. Мы можем себе позволить создавать вещи в той эстетике, в которой они должны быть. Это как "фестивальное" авторское кино в противовес индустрии блокбастеров. Мы максимально искренни, следуем за своими увлечениями.
На записи лирического альбома "Песни" мы вдруг почувствовали большую теплоту в такой ненавязчивой "ламповой" подаче, нас накрыло этой волной и альбом получился очень добрым и мягким. Видимо масс-медиа были шокированы таким нестандартным подходом и не смогли сразу вписать нас в "современность". Но мы потихоньку прорастаем, играем на фестивалях, в разных программах и эфирах, делаем новые релизы, звучим на нескольких десятках радиостанций.

Звуки:Вы никогда не были замечены в приверженности к военной песне - и тут на радио выходят "Иваны", причём выходят именно 22 июня – песня была написана на карантине, к новой дате парада, или это совпадение или история давно ждала своего часа?

Виталий: "Иваны" были представлены «Нашим радио» ещё 12 июня, это День России. Это был повод рассказать о тех поколениях русских, даже не по крови, а скорее – по духу, которые своей доблестью, своими трудом и талантом строили и защищали свою страну. Побеждали в войнах, в космосе, делали задел для новых поколений. Куда они все делись? Если сейчас среди нас такие, способные играть по таким ставкам?
Я очень люблю их, люблю моего деда, который служил на крейсере "Аврора", отца, способного по звуку моторов определить кто летит, наши или немцы. Во время одной из бомбежек его выбросило взрывной волной в окно из класса школы, где он учился. А не было бы отца, как бы я появился на свет? Все-таки мы - продолжение их судьбы. Не знаю, достойное ли…

Звуки: Вы уже выступали и как рок-группа, и на концертах в основном была замечена преимущественно аудитория тех же "Мегаполиса" или "Ундервуда"; потом становились джаз-бэндом, что дальше? Может, оркестр? Ну, когда концерты разрешат.

Виталий: Вы хотите, чтобы я вам все секреты раскрыл?! Мы сейчас как раз нащупали новую подачу. Попробуем собрать несколько актуальных музыкальных тенденций в одно музыкальное полотно. Стереть грани. Я хочу отойти от канонов каждого из этих жанров, от классических подходов, узнаваемых штампов и приемов. Так что ждите сюрпризов! И поддерживайте по мере возможностей наши песни - может, прорвемся!

06.07.2020, Максим КОРОЛЬКОВ (ЗВУКИ РУ)

ВИКТОР ВИТАЛИЙ - свежие публикации:

ВИКТОР ВИТАЛИЙ