С первых дней своего существования ЧайФ ориентировался на энергичную гитарную музыку. Про такие составы принято говорить, что они играют так, словно в рок-н-ролле не существует клавиш. В пластмассово-синтетическом звучании импортных Роландов и Ямах Володе Шахрину мерещились тени низкорослых японцев, которые с трафаретной улыбкой услужливо спрашивали: Вам хорошо? Вам приятно? Вам не режет слух?

Не о таком звуке мечтал простой свердловский монтажник, а в недалеком будущем уральский Брюс Спрингстин Владимир Шахрин. Взяв на вооружение самодельную гитару и наслушавшись Stranglers, Rolling Stones и Clash, Шахрин вместе со своим школьным другом Владимиром Бегуновым стал играть гитарный рок, окрестив свой подзаборный стиль не иначе, как пост-бит-не-до-панк . Выходцы не из дворянского гнезда, ЧайФ достоверно отражали в своих песнях настроения и температуру тела простых уральских парней. Бунтарским и неподражаемо хулиганским песням в духе всем вам в харю соответствовал и лоховатый имидж группы: солдатские шинели, полинявшие нейлоновые майки, драные кеды, руки в наколках. Когда пылающий непридуманным чувством классовой ненависти Шахрин злобно пел со сцены: Подруги, суки, все лезут в артистки/Запишись им назло на курсы трактористок и наотрез отказывался давать интервью, это воспринималось как разные грани единого целого. На раннем этапе иногородние менеджеры воспринимали незнакомый им ЧайФ как панков и приглашать их в Европы побаивались. Поэтому группа временно была вынуждена покорять своим искусством города где-то в районе уральских холмов. Перед одним из таких концертов от ЧайФа осталось всего два человека - Шахрин и басист Антон Нифантьев. Дело было в Казани, и Бегунов с барабанщиком умудрились опоздать на поезд.

Отступать некуда, позади Россия , - бодро сказал будущий народный депутат райсовета В.Шахрин, и в итоге все бегуновские партии соло-гитары были лихо исполнены на фортепиано вездесущим Пантыкиным. Барабанщика подменял опытный урфин-джюсовец Володя Назимов, который в тот вечер с абордажными воплями действительно выстукивал пост-бит-недо-панк . Неудивительно, что после такого шоу Назимов получил приглашение принять участие в записи очередного альбома ЧайФа .

За три года существования группы в ее активе значились недооцененный современниками изумительный акустический альбом Жизнь в розовом дыму , а также сыгранный импровизированно-джазовым составом Однажды вечером в Свердловске . Несмотря на всю искренность и обаяние этих работ, полноценного электрического альбома у ЧайФа все еще не было.

Мы как-то не умеем в студии работать, - признавался в те времена Шахрин. - Я могу спеть в зале более эмоционально, чем в стену . Я просто не могу себя заставить петь перед стеной!

В начале осени 87-го года психологическую проблему студийных казематов группе наконец удалось решить. Произошло это не без помощи звукооператора Алексея Густава, организовавшего запись нового альбома ЧайФа в пыльном, но просторном подвале одного из свердловских домов культуры. Вокруг стояла жуткая духота, в конце августа в здании для профилактики включили отопление, но ЧайФ не могло остановить даже землетрясение.

В тот момент очень многое совпало: наша врожденная борзость, оптимизм, вера в себя, -вспоминает Бегунов. - Это был наш самый мобильный звездный состав. Не в плане рок-звезд, как это сейчас называется, а в плане того, что мы безумно нравились друг другу и нам жутко нравилось вместе играть .

В отличие от наркологических сессий большинства современных рок-групп единственным стимулятором ЧайФа в процессе этой работы был т.н. чай второго сорта , мерзостный вкус которого попросту не поддается описанию. Этот напиток богов заваривался в кофеварке Бодрость , обладавшей уникальной способностью превращать любое дерьмо в отменный сургуч. Не случайно в аннотации к альбому не без иронии упоминались Зугдидская чаеразвесочная фабрика и чайный завод имени Зураба Соткилавы.

Несмотря на то что вся обработка звука производилась на шипящем эквалайзере Электроника и пружинном ревербераторе Tesla (внутри которого периодически происходили микровзрывы), ЧайФ умудрялся добиваться вполне пристойного гаражного звучания. На пленке оказался зафиксирован максимализм и юношеский задор людей, которые никого и ничего не стеснялись, а просто рубились в студии насмерть. Глаза музыкантов полыхали бешеным огнем, дыхание учащалось, организм излучал энергию, а большинство композиций было пропитано бесшабашной удалью и здоровым стебом.

Там действительно получилась живая музыка, сыгранная очень искренне и пронзительно, - вспоминает Алексей Густав, для которого это был звукорежиссерский дебют. - Такого простого и энергичного рок-н-ролла тогда у нас было очень мало. Энергия в студии била через край, и когда настало время сводить альбом, мне пришлось выгнать музыкан-тов из подвала - во избежание кровопролития на тему почему не слышно мой инструмент? . И буквально за три дня я с Нифантьевым все это веселье смикшировал .

За неполные две недели группе удалось записать около двух десятков композиций, которые затем были разделены на два альбома - Дерьмонтин и Дуля с маком . Первый из них получился более впечатляющим и со временем стал классикой раннего ЧайФа . Название придумал Бегунов, умышленно написавший слово дерматин с тремя орфографическими ошибками.

Возможно, Дерьмонтин оказался таким рок-н-ролльно-разгильдяйским альбомом, потому что отражал наше отношение к окружающему миру, - говорит Шахрин. - Мы в то время еще работали: кто в ментовке, кто на стройке, но изнутри нас все достало до крайней точки, и поэтому протест, который присутствует на альбоме, совершенно искренний. Из нас это перло на каждом шагу. Сегодня мы уже не пишем подобных песен, потому что это будет вранье. А тогда все это было очень честно .

Открывался альбом рок-н-ролльным ванькой-встанькой - подъездной по духу композицией Шаляй-Валяй . Мы не будем больше пить, материться и курить - и все это на фоне звона стаканов, сдавленного смеха и вполне различимых реплик: хлебу-то дайте! . Дальше - больше. Пост-бит-недо-панк в версии ЧайФа был представлен несколькими рок-н-роллами ( Четверть века , Рок-н-ролл этой ночи ), псевдонаркоманской лирикой ( Гражданин Ширяев ), панком ( Белая ворона ), ритм-энд-блюзом ( Твои слова ) и распевными фолк-песнями ( Вольный ветер , Вместе теплей , Шаляй-Валяй ), наиболее достоверно отражающими такое аморфное понятие, как русский рок . Композиции Твои слова и Вместе теплей посвящались свердловскому писателю Андрею Матвееву, который в 84-м году явился первооткрывателем и активным пропагандистом этой рок-группы. В свою очередь, начинавшийся звуками балалайки Вольный ветер являлся посвящением наоборот , адресованным местной акуле пера Марии Кирилловне Пинаевой, самым сильным впечатлением которой от первого свердловского рок-фестиваля было то, что музыканты держат в руках электрогитары, как автоматы . После типично совдеповской статьи, опубликованной Пинаевой в газете На смену! , Шахрин и сочинил Вольный ветер - невеселую песню про уральских ребят от сохи , которые во внерабочее время читают Дао и занимаются тай-чи. Как гласит история, во время записи Вольного ветра острый на язык Бегунов постоянно интересовался у Назимова: Вова! А ничего, что мы гитары держим, как автоматы? Как ты думаешь, стрелять-то мы не будем?

В завершении рассказа о Дерьмонтине нельзя не упомянуть еще два эпизода, отражающие моральный дух группы в те времена. Дом культуры, в котором происходила запись, принадлежал заводу Уралобувь - передовому соцпредприятию, прославившемуся на всю страну своими кирзовыми сапогами. Найденный Густавом подвал формально служил репетиционной базой для духового оркестра вышеназванного завода. Обнаружив в подвале оставленную духовиками трубу, Шахрин, который весьма смутно представлял технологию использования духовых инструментов, дунул в нее так, что все вокруг стало рушиться и падать, включая Бегунова, который чудом не сломал себе ногу. Шахрин был человеком без комплексов. Одухотворенное соло на трубе в Гражданине Ширяеве незатейливо переходило в автономный инструментальный номер Балалайка-блюз , во время которого идеолог ЧайФа излил всю свою душу. Поскольку не все в группе одинаково уверенно владели инструментами, дефицит мастерства ЧайФ с немалым успехом компенсировал самоотдачей и дерзкой непосредственностью. Что касается профи Назимова, то когда при температуре 30 градусов от него стали требовать играть в бешеном темпе под панк Белую ворону , он, предвидя конечный результат, неожиданно забастовал.

Из вас Sex Pistols, как из дерьма пуля, - беззлобно огрызался он, сидя в душной кабине, завешанной шторками и рейками. - Ну будьте же вы реальными людьми!

В итоге Белая ворона (с фразой приходи ко мне ночью, будем слушать Маяк ), окаймляемая мелодией из наутилусовского Ален Делона , записывалась следующим образом. Гитары играли быстрее, чем надо, барабаны замедляли темп, не успевая ввязаться в подобную мясорубку, а бас Нифантьева безуспешно пытался сгладить очевидные темповые диспропорции. Со стороны это выглядело как безумная пародия на панк, воспринимавшаяся однако участниками записи как нечто вполне самодостаточное и аутентичное.

Для ЧайФа в тот период сложные ритмы были такой же неразрешимой проблемой, как и теорема Ферма, - вспоминает Назимов. - Для них другой ритм и другой гимн , отличный от четырех четвертей, означал немалые муки. Я с немыслимыми боями добился усложнения ритмического рисунка в песне Вместе теплей . И когда они в очередной раз ошиблись, сказал: Ребята! Я вас поздравляю! Музыка King Crimson вам не грозит!

Никто из музыкантов на подобные реплики не обижался. С юмором, в отличие от сыгранности, проблем у ЧайФа не возникало никогда.

09.09.2002, Александр КУШНИР (100 Магнитоальбомов Советского Рока)

Вставить эту статью в блог:
ЧАЙФ - свежие публикации:
  • События - Ой-йо , 09.12.2014
    Дожили: в Екатеринбурге разогнали концерт самой лояльной к режиму группы ЧАЙФ »»
  • События - Бетономешалка мешает бетон , 02.05.2013
    В оформлении обложки новой пластинки Чайф использовали 2,4 квадратных метра бетона »»
  • Интервью - Все это - рок-н-ролл: 10 лет без правил , 18.10.2011
    Владимир Шахрин: - Безумно не хочется стареть, даже "взрослеть" не хочется, по большому счету! Конечно, бывают моменты, когда я начинаю задумываться, сколько мне на самом деле, и как должен себя вести человек, которому пошел уже пятый десяток лет... Я от себя эти мысли гоню, как "бесовские", потому что, что значит "должен"? Да ни фига я ничего не должен! »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 29 сентября 1985
Место образования: Свердловск
Сайт: www.chaif.ru/

Ещё по одной – THE ROLLING STONES Rolling Stones вскоре начнут работу над новым альбомом. »»

И открылась мне вера – Justin BIEBER Джастин Бибер прервал длительные гастроли. Сразу поползли слухи, что он решил создать "собственную… »»

А пока вы у нас попляшите – ФЕСТИВАЛЬ BBС планирует в следующем году провести крупный фестиваль "на замену" Glastonbury Festival »»

Помним. Любим. – LINKIN PARK Движение памяти Честера Беннингтона: звезды и поклонники вспоминают музыканта »»

Навестите меня в музее Мадам Тюссо – BEYONCE Поклонники Beyoncé заставили музей Мадам Тюссо удалить восковую фигуру звезды »»

Показывать пока не будем – The LIBERTINES The Libertines начали писать материал для нового альбома. »»

Далее везде – ТЕХНИКА В Австралии открывается первый за десятилетия новый завод по производству виниловых пластинок. На… »»

Выпьем с горя – MODEST MOUSE Фронтмен Modest Mouse открыл новый бар в Портленде »»

Музыка поп – ИЗ ЖИЗНИ Латиноамериканская поп-песня про половые игры стала мегахитом по всему миру. »»

Время N/A – Борис ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Гребенщиков опубликовал песню о времени и главном порождаемом им желании. »»

Пикник Афиши 2017: кого смотреть – ФЕСТИВАЛЬ Манчестерский инди-дэнс, украинский соул и многое другое. Гид по Пикнику афиши 2017. »»

Номер с фортепиано – HAUSCHKA Немецкий пианист сыграл прекрасный концерт на открытой сцене у Останкинского пруда. »»

Ритуальный шум – COVENANT Шведские электронщики Covenant возвращаются в Москву с альбомом "Blinding Dark". С ними сыграют… »»

Монтре-51. Дни 10-12 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Sampha, Solange, Эрика Баду, Yello, Shabaka & The Ancestors и London Grammar - репортаж с… »»

Зеленый коридор – Burton GREENE Фри-джазовый пианист Бёртон Грин сыграет в Москве с музыкантами группы Бром. »»

Укротители духов – DEPECHE MODE Герои поколения стареют, но по-прежнему играют мощнейшие концерты. »»

Open'er 2017: Самая большая открывашка – ФЕСТИВАЛЬ На польском фестивальном гиганте Звуки промокли под дождём и видели Radiohead, The Weeknd и Lorde. »»

Монтре-51. Дни 8-9 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Житие Брайанов - и почему ностальгия и хайп больше не двигатель торговли. Новый репортаж из Монтре! »»

Монтре-51. Дни 6-7 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL 3 Джонса, 3 нарушителя спокойствия и 4 суперзвезды: иногда главные концерты проходят на самых… »»

Roskilde: княжество в грязи – ФЕСТИВАЛЬ Лучшие сеты Roskilde Festival - крупнейшего и старейшего в Европе музыкального хэппенинга »»

Дом композитора – ИЗ ЖИЗНИ Как жили и как могли бы жить сегодня великие русские композиторы »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

Хроника25/07

1965 – В 1965 году на фолк-фестивале в Ньюпорте Боб Дилан впервые вышел на сцену с электрогитарой. Поклонники музыканта с непониманием встретили рок-эксперименты Дилана, освистав его и согнав со сцены  »»

1980 – Умер самый известный российский бард - Владимир Высоцкий  »»

Johnny HODGES

Валерий ГАИНА (1956)

Thurston MOORE (1958)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить