КОНЕЦ ФИЛЬМА  Я никогда ни на что не надеюсь

"Я никогда не волнуюсь перед выходом на сцену, я четко знаю, что это - провал. Если есть уверенность в том, что ты победишь, зачем выходить на поединок? Нет смысла играть в поддавки, надо работать в ситуации полного провала".Интервью лидера группы Евгения Феклистова.

Русский музыкант из Эстонии Евгений Феклистов играл "некоммерческую" музыку до тех пор, пока не решил, что его должны услышать не только друзья, - а значит, надо писать другие песни. После того, как эти песни были написаны, его начали слушать. Группа Конец Фильма спела песню на чужие слова и совсем уж чужую музыку - и его услышали все. Хит про "кто такая Элис" отодвинул в тень альбом "Саундтреки" со всеми его достоинствами: собственной внутренней драматургией, отмеренными на аптекарских весах дозами музыкальной грамотности, общекультурной доступности и иронии. Каким могло быть продолжение истории группы, что последует за "Саундтреками" - было как минимум интересно. Но вместо новостей о новом альбоме пришло известие о болезни гитариста группы Владимира Джумкова и о том, что 'Конец фильма' собирает деньги на его лечение. Перед концертом, все сборы от которого передавались на лечение музыканта, Женя Феклистов рассказал Звукам о группе, о Владимире Джумкове, о новом альбоме, о надежде и поражении...

Евгений Феклистов: - Да, у нас действительно заболел музыкант. Поэтому мы устраиваем благотворительный концерт. Повод печальный, но не трагичный: наш гитарист сейчас борется за жизнь. За жизнь, а не со смертью. Диагноз у него серьезный, денег для лечения требуется гораздо больше, чем мы сможем собрать за один концерт. Мы, как группа, уже полностью перечислили наш гонорар за концерт в Новосибирске в рамках фестиваля "Продвижение". Бывает так, что беда приходит в дом, в такой ситуации можно опустить руки, можно разводить руками, а мы считаем, что в этой ситуации надо действовать и делать то, что ты умеешь делать. Мы умеем петь, мы больше ничего не умеем, и как бы нам тяжело ни приходилось в жизни, мы всегда будем петь и дарить надежду другим. И если люди, который приходят на наш концерт, подарят надежду на то, что наш товарищ победит это заболевание - мы будем очень рады. И ему сейчас, может быть, важнее не деньги, а участие и моральная поддержка.

Звуки.Ru: - Расскажи немного о Владимире Джумкове.

Е.Феклистов: - Джума, как мы его называем, человек очень разносторонний. У него на "Легких" вышел сольный альбом "Dzuma" (мы говорим, что это первый альбом, мы верим, что будут и другие), он написал микс на песню группы Мумий Тролль "Без обмана", который был поставлен первым после оригинальной версии на одноименном сингле группы. Это человек, который записал практически вручную весь первый альбом нашей группы, - включая барабаны и бас; он один из тех, кто стоял у истоков проекта с 1982 года. Последние полгода мы выступаем без него. Это связано исключительно с его здоровьем, и ни в коем случае не является следствием каких-то причин, обычных для шоу-бизнеса, связанных со славой, успехом и прочим. Как только Вова сможет вернуться в коллектив, он будет взят на любых условиях, даже если он будет играть на металлическом треугольнике. Он был у истоков - и он всегда останется в нашей группе.

Звуки.Ru: - Намечаются ли новые релизы? После вашего альбома, который не вылезал в свое время из чартов Звуков.Ru, мы практически не слышали ваших новых работ.

Е.Феклистов: - Буквально завтра в 5 часов вечера мы садимся в студию, писать новый альбом. Пять вещей мы запишем за 10 дней, остальные пять вещей - через неделю, потому что надо дать какое-то время отдохнуть ушам, собраться с мыслями. Может быть, мы поймем, что надо что-то переделать из первых пяти. Две песни из тех, что войдут в новый альбом уже известны, - ну, я надеюсь, что известны. Одну мы записывали вместе с Володей еще до того, как был выпущен первый альбом. Мы хотели бы подчеркнуть полноценное участие Володи в этом альбоме, включив туда песню, которая нигде раньше не издавалась, может быть один раз звучала в эфире радио Максимум в день космонавтики, - она называется "Баллада о космонавтах". Песня "Зима" звучала в начале года на радио "Максимум", - она уже готова и записана.
Пока мы еще не знаем, как назвать альбом, хотя обсуждалось очень много рабочих названий. У нас есть одна песня, которая называется "Здесь тебя нет". Это первая вещь, которую мы написали с Вовой в Москве, теперь она приобретает такой странный смысл. На самом деле она лирична, она о любовных отношениях мужчины и женщины, но в данной ситуации мы не знаем, стоит ли выводить это название в титул. Песня, безусловно, достойная, достойная еще и потому, что Вова принял участие в ее создании. В новом альбоме будет только 30 процентов материала, над которым Вова не работал. То есть альбом во многом сделан (и по звучанию, и по аранжировкам) отсутствующим сейчас в группе человеком. Я мог бы привести аналогию с группой Pink Floyd и Сидом Барретом. Я не сопоставляю сейчас масштабы, но есть люди, которые навсегда остаются в группе, независимо от того, что с этой группой произойдет.
Есть определенное направление, в котором мы работаем, в котором сделаны такие песни, как "Французский фильм" и "Пуэрториканец". Эта музыка написана полностью Джумой и мы не хотели бы так или иначе перекраивать весь репертуар в пользу "Элис". Альтернативное направление в музыке сейчас существует. В глубоком смысле этого слова, альтернативная - это не значит не массовая. Есть Пикник, есть Аукцыон, Текиладжазз - нельзя сказать, что они неизвестные группы и несостоявшиеся проекты. Мы бы почли за честь встретиться через 20 лет, обсуждая наш трибьют, как сейчас обсуждается трибьют группы Пикник. Я думаю, что пока еще все в наших руках.

Звуки.Ru: - Хотелось бы пожелать группе такого долголетия...

Е. Феклистов: - Ну, это сверхзадачи, пока мы всего лишь хотим выпустить второй альбом, мы хотим, чтобы он был не хуже, чем первый по материалу, мы хотим, чтобы он как-то продавался. Мы не хотим даже, чтобы он был таким же хитовым как "Элис". Хотя 2 или 3 вещи мы готовим с прицелом на аудиторию, но обсуждать это заранее бессмысленно. Если появятся какие-то массовые хиты, то тогда и будем говорить на эту тему. А может, ничего и не получится. Трудно понравиться всем и мы хотим ориентироваться на тех людей, которым мы могли бы нравиться, но для этого придется очень много поработать. Мы к этому готовы.

Звуки.Ru: - Вы считаете, что то, что песня про Элис звучала раз в 50 больше, чем все остальные песни с этого альбома, справeдливым, - или все-таки не очень?

Е.Феклистов: - Я считаю, что это несправедливо. Я пытаюсь придерживаться объективной точки зрения. Если человек, проживший на необитаемом острове полтора года, судорожно затягивается оказавшимся у спасателей "Беломором" - это не реклама "Беломора". Так же песня "Элис" не является рекламой нашей группы. Мы очень уважаем нашего слушателя, вообще любого - нашего, не нашего, - потенциального слушателя. Потенциальный слушатель не готов нас принять так, как мы бы сами себя позиционировали и хотели бы себя преподнести. Декабристы хотели что-то сделать для народа, но не были близки к этому народу. Возможно, мы недостаточно близки к народу, но мы знаем о тех проблемах, которые существуют. Хотелось бы сделать что-то, что было бы близко и понятно любому человеку, от академика до чернорабочего. Это очень сложно сделать, об этом говорят многие артисты. В этом не вина артиста и не вина публики. Просто в ситуации, когда во Владивостоке отключают электричество, когда где-то горят торфяники, люди думают совершенно о чем-то другом. У человека есть 15 свободных минут, когда он едет на машине, он включает радиоприемник и если за 15 секунд песня ему не понравилась - он переключит радиостанцию. В этой ситуации музыка значит для человека чуть больше чем стиральная машина и намного меньше чем телевизор. В этих условиях мы пытаемся работать на аудиторию, чтобы нас именно так и воспринимали. Пусть кажется, что то, что мы делаем, требует большего понимания, но наша задача - привлечь внимание публики любыми средствами, и дать публике то, что она хочет.
Я 15 лет был независимым музыкантом. Пел песни, которые нравились только мне и еще каким-то людям. Я этим занимался, можно сказать, большую часть своей жизни. И я вдруг ощутил, что это мне не интересно. Мне не интересно сварить пиво - две бутылки высококачественного напитка, чтобы его попробовало два человека. И из них один окажется гурманом, а второй - алкоголиком. Это уничижение и неуважение к своему труду. Нужно найти, и в этом задача автора, путь к сердцу слушателя, найти возможность записаться за деньги, за которые на Западе совершенно неизвестные коллективы пишут демо-варианты, задаром записать альбом так, чтобы он проник в сердце слушателя. Надо стать вторым Высоцким, вторым Вертинским. Кому-то удалось это сделать, кому-то нет. Кому-то удалось не только не опуститься до уровня слушателя, но и в какой-то мере поднять его уровень. Мы хотим жить в вечности, хотим творить для вечности, но хотим, чтобы нас любили люди.
В принципе, мы не творим для вечности. Мы готовы к любой реакции, наша задача: в любой ситуации вести себя достойно. Я каждый раз, выходя на сцену, готов услышать "На хуй". И каждый раз слышу, независимо от того, сказали мне это или нет. Я никогда не волнуюсь перед выходом на сцену, я четко знаю, что это - провал. И это ощущение помогает мне выстоять. Я никогда ни на что не надеюсь. Я даже не надеюсь что мы сможем помочь Вове. Я не надеюсь, что наше творчество будет воспринято. Я не надеюсь, что, даже если оно будет воспринято, Вовины песни будут по достоинству оценены. Но это правильная позиция. Если есть уверенность в том, что ты победишь, зачем выходить на поединок? Нет смысла играть в поддавки, надо работать в ситуации полного провала. Именно из-за этого мы называемся "Конец фильма". Мы называемся именно так потому, что для нас не существует никакой жизни после смерти, никакой жизни помимо того, что мы делаем на сцене. Мы должны все успеть сделать в это ограниченное время и это, по-моему, честная точка зрения. Насколько это нам удается - судить другим людям и они будут тысячу раз правы. Нужно только учесть, что всегда найдутся те, кто скажут, что то, что мы делаем, это хорошо и те, кто скажут, что это плохо. И пропорции в данной ситуации - не наша проблема. Мы к этому готовились очень долго. Мы уже готовы: я не знаю к чему, к очень многому.

Звуки.Ru: - Если судить по форумам, по гостевым книгам, у вас очень забавные поклонники в интернете...

Е.Феклистов: - Открою секрет: очень много ругательных сообщений мы пишем сами. Нам становится скучно читать хвалебные отзывы и мы начинаем писать ругательные. Многие из них, самые смешные, написаны Вовой. Это наша позиция - мы достаточно самокритичные и ироничные люди. Когда мы отвечаем на вопросы в прямом эфире, в чатах, мы всегда отвечаем прямо и честно. А когда находим страницы, где можно писать отзывы и видим, что мало ругательных откликов, то пишем свои. А потом с удивлением читаем споры с теми, кто ругал, читаем как нас наши поклонники от нас же и защищают.

Звуки.Ru: - Какие у вас сейчас планы на будущее?

Е.Феклистов: - Мы хотим собрать как можно больше денег, чтобы спасти или продлить человеку жизнь. Все мы не вечны. Любой позитивный результат - для нас результат. Мы ничего не боимся, мы знаем, что мы умрем. В японской традиции считается, что хороший воин тот, кто знает, что он погибнет. Мы знаем, что нет такой группы, которая была бы одинаково популярна на протяжении всей своей истории. У любой группы есть период пика, спада, признания заслуг -все это временно, вся жизнь временна, это объективные процессы. Мы уже сейчас живем так, как будто бы нас давно все похоронили. Это правильная позиция. Если все в таком состоянии будут жить, мне кажется, все изменится к лучшему. Если все будут жить как в последний день, может быть, произойдет какое-то переосмысление жизни вообще. Кроме этого шокового ощущения для каждого человека в нашей стране, мне кажется нет никакого другого рецепта, который позволил бы стране выйти на какой-то другой этап. То, что происходит в России - сплошное свинство. Я приехал из Эстонии, и два или три года привыкал к тому, что люди писают в лифтах. Русские люди в Эстонии почему-то не писают в лифтах, а русские люди в России это делают. Это неправильно. Неправильно кидать мусор на улице, даже если там нет урн. Надо делать какие-то маленькие правильные вещи и они приведут к большим последствиям. Надо начинать с малого.

30.03.2009, Санитар Леса (ЗВУКИ РУ)

КОНЕЦ ФИЛЬМА - свежие публикации:

  • События - Ты можешь дать ток этой жизни, 19.05.2014
    На этой неделе выйдет клип на новую песню группы Конец фильма "Ток" »»
  • События - Еще не конец, 30.03.2009
    Друзья-музыканты собирают деньги на лечение Владимира Джумкова от рака »»
  • Интервью - Нам нравятся двусмысленности, 20.11.2007
    Хорошая задумчивая группа Конец фильма имела оглушительный успех с своим веселым кавером про Элис. Оглушительный настолько,то расслышать что-то другое из их репертуара публика решительно отказывается. Но музыканты не унывают. Они пишут музыку для кино и выпускают новые альбомы. О них и рассказал Звукам.Ru лидер группы Евгений Феклистов »»

КОНЕЦ ФИЛЬМА

Эпопея группы "Конец фильма" началась в Таллине, где пересеклись пути Евгения Феклистова и Владимира Джумкова. Первый приехал в Таллин с идеей "сольника", а второй работал...

Подробности из жизни:

Эпопея группы "Конец фильма" началась в Таллине, где пересеклись
пути Евгения Феклистова и Владимира Джумкова. Первый приехал в Таллин
с идеей "сольника", а второй работал звукорежиссёром в театре и на
своё усмотрение распоряжался микшерским пультом.
После записи альбома "Патология" тандем по обоюдному согласию
его участников был временно расформирован. Феклистов стал играть в
группе "Пинатель вола", а Джумков помимо всего прочего успел поколесить
с театром-студией по Европе, где познакомился с Кшиштофом Занусси и
даже снялся в массовке у Питера Гринуэя.
Воссоединение дуэта состоялось в 1992 году. С появлением клавишника
Александра Орлова и барабанщика Руслана Мехаринского возникло название
"Ключи". В 1995 году группа студийно записала песни "Пуэрториканец", "На
все стороны" и "Французский фильм".
Но вскоре "траектории" Джумкова и Феклистова вновь…

Далее... →