THE SHAGGS  Шедевр Примитивного Американского Гения

Это еще одна сказка-быль про воплощение Американской Мечты - и хотя она развивается не по обычному сценарию, в конце концов герои ее все же заслуженно вознаграждены. Итак, было у одного американского папы три послушных дочери, назвавших свою группу The Shaggs и записавших одну из величайших гаражных пластинок современности...

Это еще одна сказка-быль про воплощение американской мечты - и хотя она развивается не по обычному сценарию, в конце концов герои ее все же заслужено вознаграждены.

Было у отца Виггина (Austin Wiggin) три дочери - Дороти (Dorothy), Хелен (Helen) и Бетти (Betty), и были они девочками послушными и почтительными. Однажды папу осенило - он понял, что ключ к богатству и славе находится под одной с ним крышей. Все не просто, а очень просто - надо обучить дочурок игре на музыкальных инструментах, собрать семейный бэнд, записать пластинку - и......
Примерно так все и произошло. Сестры, вооружившись самоучителями, начали осваивать азы игры на электрогитарах и барабанах, и вскоре на семейном совете было решено, что трио пора зафиксировать свои достижения в профессиональной студии. А через год, в 1970-ом, Фрэнк Заппа назвал их запись своей самой любимой пластинкой и сказал сакраментальное: "это круче, чем Битлз".
Звукорежиссер из Fleetwood Studios, куда клан Виггинов приехал записывать свою семейную гордость в марте 69-ого, не разделял восторга Заппы. Ему показалось, что группа была еще не готова к такому ответственному шагу, как работа в студии. Но когда он высказал свои сомнения Остину Виггину, мягко предположив, что девочкам стоило бы еще порепетировать, тот настоял на своем. "I want to get them while they're hot", - парировал он.
Сейчас трудно переоценить прозорливость папы Виггина - благодаря ему на магнитной ленте запечатлен бесценный документ современной музыкальной истории. Верил ли он всерьез, что эта запись имеет коммерческий потенциал - или был стихийным футуристом из глубинки, инстинктивно чувствовавшим абсолютную уникальность творчества своих дочерей?..

Не совсем понятно, как в руки Заппы попал альбом The Shaggs - дело в том, что некто Чарли Дрейер (Charley Dreyer), предложивший Остину Виггину напечатать и распростанить записаную пластинку, исчез вместе со 9/10 тиража - и авансом. Тогда могло показаться, что широкая аудитория уже никогда не услышит альбома с многообещаюшим названием "Философия Мира" и со следующим текстом на обложке: "Shaggs - настоящие и чистые, они не подвержены посторонним влияниям. Пожалуй, из всех современных исполнителей Shaggs делают то, о чём другие только мечтают - они играют то, что чувствуют, во что они верят. Их музыка - совсем другая, и она - их личная."
Эта "другая" музыка - разговор особый. Очень трудно объяснить тому, кто не слышал, как звучит Philosophy of The World. "В их музыке есть нешуточное напряжение -это в чем-то похоже на воздушный шарик, который вот-вот лопнет. Например, две играют в одном темпе, а третья - в совершенно другом. Ожидаешь, что в следующую минуту всё развалится..... но этого не происходит", - так комментирует Shaggs профессор музыкальной теории университета Penn State Гай Капуззо (Guy Capuzzo). "Они звучат, как музыканты, впервые играющие вместе!", восхищается он.
"Я готова назвать эту пластинку шедевром Примитивного Американского Гения, но на это у меня пока не хватает сил, потому что я катаюсь по полу от хохота!", - пишет Дебра Коэн (Debrah Cohen) для журнала Rolling Stone, включившего альбом Shaggs в сотню самых значительных альтернативных релизов современности, а также поставившего его третьей строкой в "Величайшие Гаражные Записи Современности", где три сестрицы опередили таких адептов жанра, как Velvet Underground. А журнал L.A. Weekly оценил Philosophy of The World еще выше, лаконично назвав его лучшим альбомом за всю историю Вселенной.

Крайне интересно наблюдать за реакцией тех, кто слушает альбом в первый раз. Обычно достаточно первой минуты заглавного номера, чтобы у вашего товарища вытянулось лицо и глаза полезли на лоб. Гармонические последовательности двух гитар, существующих вне законов музыкальной теории, монотонный ритм то и дело сбивающихся барабанов - и над ними трогательные голоса Дороти и Бетти, старательно поющие мелодии, имеющие мало общего с аккомпонементом. Дальнейшее прослушивание вознаградит терпеливого меломана ещё более нетривиальными решениями и полным отходом от традиций.

Спектр тем, затронутых Shaggs в двенадцати песнях, записаных в тот мартовский день 33 года назад, широк и разнообразен - сестры Виггин поют о своих родителях ("Who Are Parents?"), о любимом коте ("My Pal Foot Foot"), о празднике Хэллоуин ("It's Halloween") - и конечно о любви ("I'm So Happy When You're Near").

Philosophy of The World - беспрецедентный пример подсознательного панка, мирный бунт против многочисленых клише, которыми уже тогда обросла популярная музыка. Без агрессии и идеологической платформы тотального нигилизма, характерных для панков семидесятых, Shaggs с детской непосредственостью записали утопический альбом-вектор, и, сами о том не догадываясь, указали направление альтернативщикам, многие из которых в то время ещё даже не родились.
После прослушивания Philosophy of The World творения многих современных рок-н-ролльных экспериментаторов покажутся вам пресными и бессцветными. И - готовьтесь! - почти неминуемо вас ждет откровение: в своих самых удачных опытах горе-авангардисты звучат подозрительно похоже на Shaggs.

О группе и о том, что случилось с ней дальше, вы узнаете на официальном сайте http://www.theshaggsonline.com/, сделанном руками Дороти Виггин.

30.03.2009, Юрий ГУРЖИ (ЗВУКИ РУ)

Группа THE SHAGGS

Дата образования:

1 января 1969