Долгие годы близкая русскому сердцу рок-бардовская акустика на столичной сцене была представлена довольно слабо. Последний шанс даже при наличии Рыженко никогда не был и не пытался быть рок-коллективом. Умка пела где-то на Гоголях и всегда оставалась пусть культовым, но чисто хиппистским явлением. Что же касается акустики раннего Крематория, то Григорян и Троегубов, отбросив ненужную философскую многомерность, попали со своими алкогольно-эротическими зарисовками из жизни друзей-собутыльников и соседей-аутсайдеров в самую точку. Несомненная рок-эстетика при явной интеллектуальности, сдобренной немалыми дозами черного юмора, - время требовало именно этого.

Мы всегда помнили о том, что настоящее искусство рождается не там, где чисто и светят прожектора, а в андеграунде - где бычки сигарет, пустые бутылки и грязь, - обозначил спустя годы художественное кредо группы Армен Григорян.

Очарование раннего Крематория во многом определялось не только мрачной красотой и необходимой долей цинизма, но и разительным контрастом во внешнем облике музыкантов. Худой, бледно-хипповатый, напоминающий то ли санитара морга, то ли бомбометателя, задумчивый прагматик Виктор Троегубов и вызывающе-чернявый романтик Армен Григорян с лицом кавказской национальности (что в те годы в большей степени было синонимом успеха, нежели опасности) составляли, что там говорить, эффектную пару. Прочувствованное двухголосие тандема Григорян-Троегубов творило чудеса и превращало прозу алкогольных хэппенингов и хмурые загробные напевы в изысканный декаданс.

В начале 80-х Армен Григорян и Виктор Троегубов играли традиционный хард-рок с английскими текстами, причем каждый - в своей команде. Шло время, и русскоязычных песен у тандема студентов Авиационного института становилось все больше. Поначалу эти композиции считались побочным продуктом и воспринимались как стеб. Но все чаще в дружеских компаниях стали звучать просьбы спеть ту или иную песню. Тем более что каждая имела вполне конкретную привязку, прототип или героя, и это обстоятельство делало их исполнение особенно личностным и естественным.

Источников вдохновения у музыкантов Крематория насчитывалось немного. Они были знакомы с творчеством Мифов и Юрия Морозова, чьи альбомы более соответствовали представлениям друзей об отечественной рок-музыке, чем, скажем, вполне предсказуемая к тому моменту Машина времени , - но еще не знали ни Гребенщикова, ни Майка и, скорее всего, не были знакомы с достижениями английского фолк-рока: даже сейчас творчество групп типа Incrediblе String Band или Fairport Convention остается музыкой для избранных...

Тем не менее песни Крематория , написанные к тому моменту, были действительно хороши. Это подтверждает их долгая и счастливая жизнь - поскольку исполняются они группой до сих пор. Именно тогда был заложен музыкально-идеологический фундамент Крематория, работавший на группу все последующие годы - c привкусом портвейна и Таниного поцелуя на губах, гадким холодком слежки за спиной и жжением в горле, как от пороха или золы.

...Первая попытка зафиксировать свои песни была осуществлена Крематорием в профессиональной студии Театра Советской Армии еще в 83-м году. Однако по причинам технически-мистического характера успехом она не увенчалась. После пожара, случившегося в разгар сессии на малой сцене армейского театра, звукооператор был отправлен в действующие войска, и записать свой Smoke On The Water Крематорию тогда так и не удалось.

Но нет худа без добра, поскольку именно это огненное наводнение предопределило будущее веселушно-чернушное название коллектива. Кстати, по версии Троегубова, Армен Григорян сначала возражал против такого провокационного хода. И только лишь по-шелленберговски полностью и искренне дозрев до того, что это его собственная идея, согласился именовать группу Крематорием .

Спустя полгода музыканты самой несчастливой московской рок-группы все-таки нашли возможность зафиксировать свои кладбищенские нетленки. Не без помощи анонимного спекулянта-сводника два первых альбома были записаны Крематорием в студии Театра имени Маяковского у звукооператора Игоря Меркулова. Дебютные Винные мемуары получились хоть и свежими с точки зрения текстовой фактуры, но весьма расхлябанными по музыке. Неудивительно, что часть песен из них вскоре перекочевала в Крематорий II - судя по всему, авторы подсознательно ощущали как недостатки первой записи, так и реальный потенциал этих опусов.

Сырость исполнения Винных мемуаров отчасти компенсировалась глубокомысленным заполнением пауз звуками хрюкающих свиней и блюющих людей. Появление искусственных и естественных шумов носило скорее характер спонтанного прикола, а не продуманной режиссуры. В одном месте мы явно перетянули со стрельбой из автомата, - вспоминает Троегубов. - Потом приходилось объяснять, что стреляли до тех пор, пока не поубивали всех козлов . Концептуализм тогда буквально витал в воздухе, и его невидимые флюиды заряжали, пробирались во все подряд, чего касалась рука художника или музыканта.

Запись обоих альбомов производилась на стандартный двухдорожечный STM - серую, уродливую мечту меломанов 70-х. Он резко ограничивал аранжировочные амбиции группы, ориентированные на четырехканальный вариант погорелого Театра Советской Армии. Магнитофон стоял в так называемой радиорубке, а репетиционная база с инструментами находилась в другом помещении. То есть при наложении звука слышать можно было либо свою игру, либо запись, на которую предстоит сделать это наложение. Сыграв фрагмент песни, музыканты бежали через весь театр послушать результат и, восхищенные высоким искусством, возвращались назад к игре вглухую. Эффект этой бетховенщины был очевиден - непрофессионализм и разбаланс записи достиг вершины маразма, перевалил через нее и плавно опустился в область чистого кайфа.

Как говорят музыканты, гитарку-то можно было бы и настроить , - смеется теперь Григорян, вспоминая боевую молодость.

Необходимо отметить, что к моменту записи своего второго альбома музыканты Крематория еще не сыграли ни одного живого концерта. Тем не менее, несмотря на отсутствие опыта, распределение ролей внутри группы наметилось весьма четко. Армен Григорян исполнял большинство песен, играл на акустической гитаре, басу, фортепиано и дудке. Виктор Троегубов пел в нескольких композициях ( Пророк , Рейсшина ), играл на гитаре и специализировался на исполнении темпераментных гитарных соло.

Встречающиеся на втором альбоме элементы инструментального разнообразия создавались эпизодическими вкраплениями фортепиано, баса без подзвучки и литаврового барабана Александра Стива Севастьянова, имитирующего звуки ударной установки. Общее звучание группы получалось настолько оригинальным и первобытным, что его можно было идентифицировать лишь методом от противного . Как было принято писать на обложках ранних альбомов Queen, никто не играет на синтезаторе .

В отличие от Винных мемуаров саунд Крематория II расцвечивали завораживающие в своей непредсказуемости звуки альта. На альте играл некто Дима Плетнев, имевший актуальный по тем временам псевдоним Альтист Данилов , косвенно связанный с его причудливой рассредоточенностью в пространственно-временном континууме. Чтобы найти в истории рока еще одного подобного действующего шизофреника, нужно было очень сильно постараться.

Работа с Плетневым напоминала труд гипнотизера, - спустя годы вспоминает Виктор Троегубов в своих Невинных мемуарах . - Дима почти не концентрировался ни на крики Мотор! , ни на свое положение относительно микрофона, ни на что вообще. Через час после начала записи он сказал, что устал, и уже совсем перестал ориентироваться в окружающих предметах и событиях. Тем не менее нам удалось за один день записать все песни с его участием .

Плетнев внес в звучание Крематория элемент здоровой психоделии, к сожалению, впоследствии группой утерянный. Что же касается дальнейшей судьбы Альтиста Данилова , то постепенно болезнь заняла в его жизни гораздо большее место, чем музыка, и в дальнейших записях Крематория он не участвовал. А звуки скрипки, в которую позднее мутировал альт, стали фирменным знаком саунда группы.

...Во второй альбом Крематория вошло 18 композиций, создавших свой, ни на что не похожий привкус музыкального утренничка в доме вечного сна . Рок-н-роллы с удивительно красивым двухголосием Григоряна-Троегубова ( Житейская смерть ) соседствовали с бардовскими номерами ( Пророк ) и композициями, стилизованными в духе акустического Болана ( Конфуз , Я увидел тебя ). В текстах преобладали мрачные приколы ( ты никогда не станешь молодым - вот стакан, а вот вино и дым ), гробы, ведьмы, картежные неудачи, нелепые бляди и сыгравшие в ящик мужья-генералы. Помимо этого - унылые трудовые будни советских инженеров и песни городских окраин, в которых рифма проявлялась со стабильной неравномерностью. Программные композиции Лепрозорий и Крематорий открывали впоследствии все сборники и большинство концертов группы. Со времен темного хард-рокового прошлого в репертуар Крематория пришел Аутсайдер - напористый монолог героя того времени .

Стремный корабль - посвящение бокалу с изображением того самого корабля, а заодно и косякам- корабликам . Поиски сюжетов и истины на дне стаканов и стаканчиков являлись не столько творческим кредо музыкантов, сколько их образом жизни. Ты никогда не бросишь пить - у тебя не бывает похмелья , - не выдержал однажды отец Григоряна.

Посвящение бывшей подруге - типичная троегубовская вещь, объединяющая учительскую дидактичность и полудетскую наивность мировоззрения. Кроме общеизвестных хитов в музыкальном плане выделялись весьма энергично сыгранная Крепость (с очень эффектным гитарным риффом), кантри Последнее слово (переносящее атмосферу пьяных ковбойских разборок в стены советской хрущевки), а также финальная И снова ночью - гимн алкогольному одиночеству с закономерной винной передозировкой. Достойная кода для альбома группы с таким жизнеутверждающим названием.

...Ввиду того, что музыкантам хотелось зафиксировать все написанные к тому моменту песни, альбом получился очень длинным - более 50-ти минут. Желавшие его записать сильно ругались, так как альбом не умещался на сторону стандартной катушки. Александр Агеев, известный московский писатель подпольных альбомов, приобретя фонограмму за огромную сумму в 30 рублей (столько же получали корифеи типа ДК ), тут же начал дописывать песнями Крематория альбомы Юрия Морозова. Довольно быстро дождавшись положительной реакции, он постепенно стал распространять альбомы Крематория целиком. Успех этих песен в узких кругах был большой. Последовала масса приглашений на квартирные сейшена, и на какое-то время группа стала самой концертирующей единицей андеграундной Москвы.

Несмотря на все слабые по нынешним меркам места, второй альбом в наибольшей степени был наполнен духом настоящего Крематория , - вспоминает Троегубов. - Многие старые любители (да и я сам) считают, что Крематорий II является нашей лучшей записью. И уж абсолютно точно, что именно после этого альбома к нам возник устойчивый интерес как к группе .

05.09.2002, Александр КУШНИР (100 Магнитоальбомов Советского Рока)

Вставить эту статью в блог:
КРЕМАТОРИЙ - свежие публикации:
  • Анонс - Заходите на огонек , 09.02.2016
    "Самый веселый на этой планете ансамбль" порадует поклонников концертом в преддверии Дня всех влюбленных »»
  • Анонс - Метаморфозы , 04.06.2010
    Из футболиста прямиком в музыканты, из подпольного ансамбля с опасным названием в легенды рок-н-ролла »»
  • Альбом дня - Амстердам , 09.07.2008
    Первый взгляд на кредиты первого после шестилетнего перерыва альбома команды рождает некую смутную тревогу. Новые соло-гитарист и скрипач, скромно засветившиеся лишь в трех песнях басист Сергей »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Москва

Просто находка – Alice COOPER Элис Купер нашел в кладовке полотно Энди Уорхола, которое он купил под наркотой 45 лет назад »»

Я не отдам вам свои ДНК – MADONNA Мадонна запретила продавать на аукционе свои личные вещи - она не хочет делиться своими ДНК »»

Тур с того света, кругосветный – DIO Голограмму Дио отправят в мировые гастроли. »»

Без свиты на площадке – RIHANNA Люк Бессон снял Рианну в своём новом фильме и остался доволен её профессионализмом. »»

Ещё по одной – THE ROLLING STONES Rolling Stones вскоре начнут работу над новым альбомом. »»

И открылась мне вера – Justin BIEBER Джастин Бибер прервал длительные гастроли. Сразу поползли слухи, что он решил создать "собственную… »»

А пока вы у нас попляшите – ФЕСТИВАЛЬ BBС планирует в следующем году провести крупный фестиваль "на замену" Glastonbury Festival »»

Помним. Любим. – LINKIN PARK Движение памяти Честера Беннингтона: звезды и поклонники вспоминают музыканта »»

Навестите меня в музее Мадам Тюссо – BEYONCE Поклонники Beyoncé заставили музей Мадам Тюссо удалить восковую фигуру звезды »»

Показывать пока не будем – The LIBERTINES The Libertines начали писать материал для нового альбома. »»

Что будете заказывать? – BILLY'S BAND Billy's Band дадут концерт по завякам »»

Танцевальный марафон – БИРТМАН Питерская группа "Биртман" даст большой концерт под открытым небом »»

Синекдоха Монток: Плейлист от Саввы Розанова – СИНЕКДОХА МОНТОК Плейлист Саввы Розанова ("Синекдоха Монток") в преддверии его выступления вместе с Бенджамином… »»

Леитраот – RADIOHEAD Radiohead завершили длительное мировое турне резонансным концертом в Тель-Авиве: читайте репортаж… »»

Тихие игры – Benjamin Francis LEFTWICH Бенджамин Фрэнсис Лефтвич выступит в серии концертов "Сонграйтеры" »»

Два рояля в кустах – Миша МИЩЕНКО Миша Мищенко и Алим Заиров выступят в Москве в рамках программы "Неоклассики" »»

Звуки для детей – ТЕХНИКА Летние фестивали - лучшее место для приучения детей к музыке »»

Пикник Афиши 2017: кого смотреть – ФЕСТИВАЛЬ Манчестерский инди-дэнс, украинский соул и многое другое. Гид по Пикнику афиши 2017. »»

Номер с фортепиано – HAUSCHKA Немецкий пианист сыграл прекрасный концерт на открытой сцене у Останкинского пруда. »»

Ритуальный шум – COVENANT Шведские электронщики Covenant возвращаются в Москву с альбомом "Blinding Dark". С ними сыграют… »»

Дом композитора – ИЗ ЖИЗНИ Как жили и как могли бы жить сегодня великие русские композиторы »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

19:00 – Rolling Stone bar – THE SOUL SURFERS THE SOUL SURFERS »»

19:00 – Ресторан Shore House – НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ »»

20:00 – Винзавод – BROTHERS MOVING BROTHERS MOVING »»

20:00 – Yotaspace (ГлавClub Москва) – BILLY TALENT BILLY TALENT »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – BILLY TALENT BILLY TALENT »»

20:30 – Клуб Союз Композиторов – Сергей МАНУКЯН Сергей МАНУКЯН »»

20:30 – Джаз-клуб Академический – Денис МАЖУКОВ Денис МАЖУКОВ »»

21:00 – Ритм Блюз Кафе – THE BACKSTAGE THE BACKSTAGE »»

21:00 – Клуб Volta – RED ELVISES RED ELVISES »»

Хроника27/07

1964 – В 1964 году родился Юрий Клинских, музыкант, поэт и композитор. Основатель и бессменный лидер группы Сектор Газа  »»

Bob THIELE (1922)

Harvey FUQUA (1928)

Kim FOWLEY (1942)

Юрий "Хой" КЛИНСКИХ (1964)

Juliana HATFIELD (1967)

DJ SS (1970)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить