МУЗЫКА  Музыка на карантине

Как изменилась музыкальная индустрия в России и мире за время пандемии: новые релизы, внезапные звезды и супершоу

Пандемия коронавируса стремительно меняет способы потребления музыки, ее создания и дистрибьюции. И если до этого мы рассказывали в основном о том, как это отражается на концертной индустрии, то теперь, спустя несколько месяцев после начала пандемии, можно говорить о глобальных изменениях во всей музыкальной отрасли. Стали ли люди, сидя дома, стримить больше; почему одни исполнители внезапно выпускают альбомы, а другие переносят их, - и как на всё это влияет карантин?
Следим за ситуацией и пытаемся разобраться в происходящем.


Новые релизы: выпустить нельзя перенести

С отменой концертов мы уже более-менее свыклись — жертвой неравного боя с заразой пал даже американский Burning Man. Но за переносами концертов и туров потянулись и переносы альбомов. С новыми релизами у музыкантов сейчас две основные стратегии: отложить выход альбома на предполагаемый конец пандемии или наоборот неожиданно выпустить новый материал — порадовать фанатов и, возможно, заработать немного денег, компенсируя таким образом отмены гастролей.

По первому пути пошла поп-звезда Lady Gaga, отложив выход своего шестого альбома "Chromatica" на неопределённый срок. В своём инстаграме певица написала, что ей кажется неправильным выпускать альбом в такое время, когда в мире происходят страшные вещи. Аналогично поступили инди-рокеры The 1975, женское поп-рок-трио HAIM, певица Алиша Киз (Alicia Keys), экс-фронтмен группы Pulp Джарвис Кокер (Jarvis Cocker), британский исполнитель Сэм Смит (Sam Smith) и многие другие музыканты. Причины могут быть озвучены по-разному, но основная — запрет на массовые сборища и, как следствие, невозможность провести полноценную кампанию поддержки нового релиза. Поехать в тур не получится, распространять альбом на физических носителях тоже проблематично. Запускать мощную машину промо-кампании с огромным количеством вовлеченных людей из-за самоизоляции представляется слишком сложным.
Если всё же выпустить альбом сейчас, то к тому моменту, как станет возможно поехать в тур, пластинка уже может быть заслушана до дыр и благополучно забыта. Многие поп-музыканты и их менеджеры не готовы идти на такой риск: ведь от успешности промо-кампании зависят не только они сами, но и многие другие вовлеченные люди.

Однако для некоторых музыкантов кризисная ситуация, наоборот, стала возможностью заявить о себе. Например, певица Дуа Липа (Dua Lipa) и инди-музыкант Суфьян Стивенс (Sufjan Stevens) выпустили новые альбомы гораздо раньше запланированного. Дуа Липа прокомментировала своё решение выпустить "Future Nostalgia" так: "Да, он [альбом] был сделан, чтобы его слушали в клубах и на фестивалях, но в то же время я хотела подарить людям немного счастья в такое время, чтобы они могли не думать обо всём, что происходит сейчас, а просто отключиться и потанцевать".
Такая мотивация движет многими музыкантами, которые выпускают новые песни о коронавирусе и жизни во время пандемии. В чартах просмотров - "Quarantine Speech" грайм-исполнительницы Lady Leshurr или "NoWhere To Go (QUARANTINE LOVE)" блогерши и хип-хоп-исполнительницы Snow Tha Product. Британский проект Майка Скиннера (Mike Skinner) The Streets анонсировал летний релиз микстейпа с жизнеутверждающим названием "None of Us Are Getting Out of This Life Alive" и выпустил первый клип и сингл с него совместно с группой Tame Impala, находясь на разных континентах со своими соавторами.



Легенды industrial Nine Inch Nails совершенно неожиданно решили подарить нам сразу два новых альбома, продолжающих серию “Ghosts”. Комментируя новый релиз на сайте группы, музыканты написали: "Музыка — слушаешь ты её, думаешь о ней или создаёшь, — всегда была тем, что помогает нам преодолеть что угодно — плохое или хорошее. Учитывая это, мы решили работать не покладая рук и закончить эти новые альбомы из серии “Ghosts”, чтобы не сойти с ума".

И, конечно же, расцвели квартирные лайвы и трансляции записей концертов: ими увлеклись все - от оперного театра Met до рэперов и диджеев класса Drake и Diplo (Diplo каждую субботу играет лайвы Corona Sabbath и Coronight Fever, оставляя их в записи) до рок-мастодонтов класса Metallica (поищите в соцсетях хэштег #MetallicaMondays) и The Grateful Dead, которые каждую неделю выкладывают по концерту на свой канал Shakedown Stream. Абсолютными лидерами здесь, как обычно, стали Radiohead с их гигантской библиотекой живых шоу.


В сети даже возник "неотмененный фестиваль" - UnCancelled Music Festival. Он начался 2 апреля и будет продолжаться "каждый день, пока кризис не утихнет", чтобы помочь музыкантам, потерявшим доход. И, конечно же, стоит заглядывать на сайт Grammy Museum, чтобы посмотреть запись концерта какого-нибудь обладателя главной музыкальной премии мира.
По окончании затворничества ожидается взрыв unplugged-синглов и альбомов: многие звезды не только играют "карантинные концерты", но и записывают их.


Спасёт ли нас стриминг?

Казалось бы, что может быть лучше для стриминговых сервисов, чем огромное количество людей, запершихся дома без возможности ходить на концерты или покупать пластинки, диски и кассеты в обычных магазинах? Парадоксально, но вместе с этим люди стали и меньше стримить, - по крайней мере, новую и популярную музыку.


В первую очередь, показатели прослушиваний падают в странах, которые пандемия затронула сильнее всего: в США, Италии, Испании, Франции, Британии. В Италии, где всеобщий карантин объявили 9 марта, прослушивание 200 самых популярных песен топа Spotify с 3 до 17 марта упало на 23%. В США падение стриминга за период с 13 марта по 2 апреля, когда большинство американцев самоизолировались, оставило около 9% в сравнении с предыдущими тремя неделями. В среднем музыкальные стримы в странах, где люди должны оставаться дома, просели на 15–20%. Однако стоит сделать оговорку: говорить о сформировавшейся тенденции пока рано, прошло слишком мало времени. Возможно, людям просто нужно привыкнуть к изменившемуся ритму жизни.



В целом люди стали слушать меньше хип-хопа, танцевальной и поп-музыки и переключились на классику, чиллаут и акустику. К тому же, когда дети оказались на попечении родителей в режиме 24x7, самое время для детских плейлистов: в Deezer говорят о резком росте популярности плейлистов вроде Happy Kids — около 100%. Apple также рапортует о росте популярности детских альбомов и плейлистов - их рост в марте составил 78%.
Судя по снижающимся показателям верхушки чарта, люди меньше слушают новые поп-хиты, зато чаще переслушивают старые любимые композиции. Например, количество прослушиваний в Deezer плейлиста Mellow Days cо старым роком и диско от Донны Саммер (Donna Summer) и Джорджио Мородера ( Giorgio Moroder) до Beatles и Queen выросло на 305%. Стриминги подстраиваются под ситуацию, создавая плейлисты для работы и тренировок дома, а также устраивают курируемые исполнителями и диджеями плейлисты в духе "Stay at home with..." на Deezer или видеостримы онлайн-встреч нескольких музыкантов, как это делает Apple в проекте "At Home With Apple Music".


Специалист по анализу рынка британской компании Futuresource Consulting Александр Жорно (Alexandre Jornod) отмечает, что такое падение стриминга связано с тем, что люди пока привыкают к новым ограничениям. Они больше не могут слушать музыку в дороге, в офисе или во время тренировки в зале — а именно это было основными ситуациями, когда люди включали стриминговое приложение и надевали наушники. Ещё одна причина: те, кто раньше слушал разную музыку с общего стриминг-аккаунта на разных устройствах, теперь слушают одно и то же с одного. К тому же постоянно изменяющаяся ситуация в мире и повышенное внимание людей к новостям, особенно в странах, где коронавирус распространился сильнее всего, перетягивает внимание на другие медиа. Например, по данным американской компании Nielsen Media Research, американцы с 13 по 20 марта смотрели телевизор на 60% больше, чем обычно. Похожая ситуация с радио: последние исследования в США показали, что люди стали больше слушать традиционное AM/FM радио. Пока сложно сказать, с чем именно это связано: возможно, люди хотят сэкономить на стриминговой подписке или иметь возможность чаще переключаться на новости. После новостей, которые они там слышат, неудивительно, что многие стремятся к эскапизму — пока музыкальный стриминг падает, видеостриминг растёт. Количество новых подписчиков у популярных видеостримингов с фильмами и сериалами увеличилось на 10–12% относительно такого же периода до карантина.


Несмотря на всё это, представители крупных стриминговых сервисов не спешат бить тревогу — да, сейчас люди слушают меньше, но большинство не отменяет подписку. Сложно предсказать, как ситуация будет меняться в дальнейшем, но пока доход остаётся на том же уровне. Возможно, именно стриминг станет спасательным кругом, который позволит индустрии удержаться на плаву во время пандемии. Продажи альбомов на физических носителях ожидаемо упали на 27,6%, цифровых копий — на 12.4%. Директор одного из крупных лейблов прокомментировал ситуацию так: "Если бы это всё случилось лет 15 назад, как бы выглядела индустрия, оставаясь исключительно физическим бизнесом? Мы бы пропали".


Первая помощь для музыкантов

Все понимают, что кризисная ситуация, в которой индустрия сейчас оказалась, — временная, и что после того, как она закончится, нужно будет как-то жить дальше. Многие компании находят способы поддержать индустрию, меняют алгоритмы монетизации или организовывают полезные инициативы.


Компания Apple Music выделила фонд в 50 миллионов долларов, чтобы поддержать инди-лейблы, которые с ней напрямую сотрудничают. Компания это никак не анонсировала, связавшись с представителями лейблов по электронной почте. Это не единственная подобная инициатива с финансовой помощью лейблам и музыкантам.Чуть ранее американская Национальная академия искусства и науки звукозаписи, заведующая премией Grammy, организовала фонд COVID-19 Relief Fund, который помогает людям из музыкальной индустрии, которых сильнее всего затронула пандемия. Пожертвовать в фонд может каждый желающий, крупные игроки вроде Spotify и лейблов-гигантов Universal Music Group и Warner Music Group тоже не остались в стороне и внесли свой вклад. Британская Ассоциация независимой музыки (Association of Independent Music) учредила фонд для фрилансеров и других работников индустрии без стабильного оклада. Подробнее про эти и другие европейские инициативы для помощи музыкальному бизнесу и музыкантам можно почитать на специальном сайте, созданном Ассоциацией независимых музыкальных компаний (IMPALA).

В России финансово помочь музыкантам, чьи концерты и туры сорвались из-за пандемии, решил Институт Музыкальных Инициатив (ИМИ). Независимые музыканты, в числе которых - группы Интурист, Увула, Хадн Дадн, Деревянные Киты и других) получили гранты на создание новых треков для сборника"Не выходя из дома". Доходы от стриминга альбома пойдут музыкантам, принявшим участие в проекте.



Такие инициативы сейчас нужны как никогда, но их недостаточно. Нужны изменения и в том, как популярные сервисы для музыкантов монетизируют прослушивания и распределяют доходы. Например, SoundCloud сделал возможным для исполнителей подключить кнопку “поддержать”, чтобы поклонники могли напрямую платить музыкантам. А владельцам профессиональных аккаунтов SoundCloud поможет попадать в плейлисты крупнейших стримингов.


Крупнейшая соцсеть Instagram планирует поддержать музыкантов, стримящих свои выступления из дома на платформе Instagram Live. В Twitter один из пользователей предложил несколько идей для монетизации трансляций музыкантов в Instagram Live, например: продавать мерч исполнителей прямо в трансляции, устраивать Meet & Greet по видеосвязи, отправлять виртуальные подарки или писать в чате трансляции VIP-комментарии. На тред отреагировал генеральный директор Instagram Адам Моссери (Adam Mosseri), написав, что некоторые способы поддержать музыкантов, использующих Instagram Live, уже в разработке. Соцсеть Instagram стала одной из первых, где с началом пандемии популярные исполнители начали проводить онлайн-концерты для своих поклонников.


Организаторы праздника Record Store Day (День музыкального магазина), который должен был пройти в Британии 18 апреля, и сейчас перенесен на июнь, пытаются помочь музыкантам и независимым магазинам пластинок акцией #RSDFilltheGap. В ходе акции они призывают сделать заказ из любого местного магазина пластинок, чтобы поддержать бизнес. Помощь нужна и российским независимым магазинам: например, московский магазин DiG предлагает купить виртуальный сертификат, который после снятия ограничений откроет доступ на склад магазина, где хранится три тысячи пластинок. А казанский магазин "Сияние" предлагает заказать пластинку и получить скидку на следующий заказ.


Если вам захочется поддержать любимых музыкантов, то вы знаете, что делать: купите альбом, который вам давно нравится, закажите мерч или переведите исполнителю пожертвование.

14.04.2020, Анастасия ЛИДЕР (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: