Основная заслуга Арии состояла в том, что ее музыканты первыми в стране материализовали витавшую уже много лет в воздухе идею нашего ответа западному хэви-клину. Несмотря на то что в массовом сознании советских подростков слово рок преимущественно ассоциировалось с музыкой Deep Purple, Black Sabbath и Nazareth, ничего хотя бы отдаленно похожего на западных монстров земля российская производить упорно не желала. В репертуаре большинства отечественных рок-групп периодически мелькали хард-роковые номера, но выстроить полноценную утяжеленную программу толком не удавалось никому. К числу нескольких разрозненных попыток можно было отнести ранние работы Облачного края , череповецкий альбом ДДТ и студийный опус рижской группы Поезд ушел . Подававший немалые надежды Круиз мотало из стороны в сторону - от глэма и рок-н-ролла к утяжеленной эстраде и обратно. Нечто похожее на хард-рок с примесью блюза пытались играть Россияне , латышские Ливы и эстонский Магнетик бэнд .

Ария стала первой командой, выстроившей цельную металлическую программу, а их дебютный альбом получил небывалое для никому не известной рок-группы распространение. Мания величия оказалась одним из первых профессионально записанных хард-роковых альбомов в СССР, безупречно сделанным с технической и музыкальной точек зрения.

Нам хотелось всем что-то доказать, - вспоминает гитарист Владимир Холстинин. - Музыку, которую мы любили с детства, исполнять тогда было невозможно. И мы решили создать альбом, который будет выглядеть как контр-культура - по сравнению с пропагандируемой вокруг эстрадной пошлятиной. Мы решили сделать некий противовес, который должен был смести все традиции и устои, существовавшие тогда на эстраде. Это должно было звучать демонически и мощно - как своеобразная диверсия .

Ария возникла на обломках филармонических Поющих сердец и Альфы , опытные музыканты которых Алик Грановский (бас) и Владимир Холстинин начали создавать цельную жесткую программу. Сидя дома у Холстинина, они набросали основу нескольких композиций - дабы определиться с нюансами. К тому моменту у Грановского уже была готова мелодия героического Тореро , написанная им под стук колес в переполненном общественном транспорте. В свою очередь, у Холстинина уже несколько лет крутилась в голове грустная гитарная пьеса с условным названием Дождь , превратившаяся со временем в милитаризированно-трагического Волонтера .

В основу собственного стиля Арией были заложены музыкальная фактура и идеология классиков второй волны английского heavy metal типа Judas Priest и Iron Maiden, причем без малейших отклонений в сторону прогрессив-рока и ритм-энд-блюза. Техничный Холстинин взял на вооружение гитарные находки Рэнди Роудса из группы Оззи Осборна, а Грановскому пришлась по душе манера игры басиста из Rush. Как ни странно, отрицательным примером в Арии почему-то считался Led Zeppelin.

Led Zeppelin с их миллионом джазовых аккордов я просто ненавидел, - вспоминает Холстинин. - Джимми Пейдж казался мне вялым гитаристом, который играл медленно и не любил пользоваться вибрацией. Его очень часто заносило, и мысль, ради которой все начиналось, уходила в сторону .

Сведя к минимуму импровизацию, Ария бросила все силы на создание кипяще-шипящей лавы гитарных звуков. Скорость, скорость и еще раз скорость!

...Понимая, что легально исполнять подобную музыку будет нелегко, Холстинин и Грановский первоначально планировали сделать эту программу исключительно для игры на подпольных сейшенах. Записывать альбом было решено на студии у Володи Ширкина, который заведовал аппаратурой Муслима Магомаева и уже не первый год на свой страх и риск выставлял ее для озвучивания андеграундных концертов. Для записи новой программы была накоплена необходимая сумма в 500 рублей, и теперь творческий процесс тормозили всего два вопроса: кто в группе будет вокалистом и где взять тексты.

В этот основополагающий момент музыканты внезапно получили заманчивые предложения сразу от двух администраторов - Виктора Векштейна ( Поющие сердца ) и Сергея Сарычева из Альфы , у которого к тому времени наметились плотные контакты с Московской областной филармонией.

Более ловким в данной ситуации оказался Векштейн, который, вовремя почуяв ветер перемен, решил создать рок-группу новой формации. Кроме того, в действиях Векштейна была и другая логика. Поскольку трудовые книжки музыкантов хранились в сейфе художественного руководителя Поющих сердец , Векштейн небезосновательно опасался, что с уходом из группы Грановского и Холстинина распадется аккомпанирующий состав его супруги Антонины Жмаковой. Как бы там ни было, Векштейн решил рискнуть и предложил музыкантам Арии воспользоваться для записи хэви-металлического альбома студией Поющих сердец . Чтобы через месяц альбом был готов , - сказал он, отдавая Холстинину ключи от двух звукоизолированных комнат, в которых находилось два шестнадцатиканальных магнитофона и пульт Tascam, микрофоны Shurе и комплект динаккордовской обработки звука.

Я сидел с ключами от студии и напряженно думал, - вспоминает Холстинин. - Программа готова. Если записать ее у Ширкина, мы никому ничего не будем должны. А тут... Конечно, соблазн записаться бесплатно и без лимита времени в хорошей студии был велик. Но я чувствовал, что тогда уже нашим администратором будет Векштейн и мы будем ему обязаны до конца жизни. С другой стороны, я прекрасно понимал, что если проект окажется успешным, то мы не пробьем Систему без такого менеджера, как Векштейн . После продолжительных раздумий Холстинин с Грановским выбрали студию Векштейна. К чести последнего надо заметить, что в процесс записи он не вмешивался и лишь в самом конце сессии попросил музыкантов изменить на альбоме название последней композиции. Так заводной боевик Позади Америка превратился в клуб кинопутешествий Вокруг света за 20 минут .

...Получив уникальную возможность для записи, Холстинин с Грановским вплотную занялись комплектацией состава. На роль вокалиста (вместо планировавшихся Михаила Серышева и Николая Носкова) был выбран Валерий Кипелов, убивавший свой хард-роковый талант в ансамбле Лейся, песня . Как гласит история, в связи с попаданием в тюрьму руководителя этого самобытного коллектива вокально-инструментальный ансамбль распался. Недолго думая, Кипелов направился наниматься на работу в Москонцерт. По чистой случайности в запутанных коридорах этого вполне официального учреждения бывший вокалист Лейся, песня столкнулся лицом к лицу с музыкантами Арии . Прямо в туалете Москонцерта Кипелов спел нам какие-то фрагменты из Slade, - вспоминает Холстинин. - Голос у него - высокий и звонкий. К тому же в туалете была хорошая реверберация. И мы решили: Ну, это, конечно, не Роб Хэлфорд, но для нашей группы он подойдет .

Вскоре были найдены и другие музыканты: опытнейший барабанщик Александр Львов и клавишник Кирилл Покровский, игравшие до этого в Поющих сердцах . Таким образом к маю 85-го года у Арии подобрался суперпрофессиональный по филармоническим меркам состав. Заперевшись в студии, находившейся на пятом этаже Дома офицеров, музыканты за несколько недель записали инструментальную часть альбома. Звукорежиссером этой работы стал Владимир Холстинин, которому помогали все участники группы, и в особенности Александр Львов, уже имевший определенные режиссерские навыки по работе с другими проектами. Очередность записи инструментов была непривычной для мэйнстрима, но достаточно характерной для металла. Вначале под выбранный темп метронома писались гитара и бас, а уже затем фиксировались барабаны. На свободные каналы записывались необходимые гитарные соло, клавиши и вокал. Поскольку второго гитариста в Арии не было, Холстинину приходилось делить партии гитары на две части - вначале записывать одну гитару в левый канал, а затем вторую, сыгранную максимально в ином ключе, - в правый. В отличие от быстро наигранных на пленку гитарных партий на запись вокала ушло около трех месяцев.

Манеру пения мы искали достаточно долго, - вспоминает Холстинин. - Кипелов только в процессе записи примерно начал понимать, куда он попал и что именно от него требуется. Он с детства любил рок-музыку, но его любовь дальше Led Zeppelin не пошла. Поэтому при записи мы от него требовали, чтобы он зверя давал побольше. А он периодически срывался на такой высокий, тонкий мальчишеский голосок. Мы эти дубли стирали и говорили: Давай еще раз! Вспомни Элиса Купера или хотя бы Холдера . Так в трудах и муках рождалась ставшая впоследствии знаменитой кипеловская манера пения. Его дальнейший прогресс как вокалиста был очевиден. И если в Жизни задаром Кипелов не без труда вытягивал в студии верхнее ми (и наотрез отказывался петь эту песню на концертах), то спустя пару лет на альбоме Герой асфальта он уже вполне уверенно расправлялся с фадиезом. Его глотка стала луженей, техника усовершенствовалась, напор усилился - много ли еще надо?

Инструментальная композиция Мания величия была отдана на растерзание Кириллу Покровскому - молодому и очень быстро прогрессирующему музыканту, за плечами которого была Гнесинка, законченная по классу саксофона. Стремительно освоив клавиши, Покровский тут же вписался сразу в несколько любопытных проектов, в частности, сотрудничал с Союзом композиторов (экс- Отряд Валерия Чкалова ). По своей природе Покровский больше тяготел к усложненной электронной музыке, но в данном металлическом проекте с ходу оценил неземную энергетику окружавших его людей.

В свое время у Холстинина с Грановским была идея воткнуть в альбом хотя бы одну инструментальную композицию, аналогичную пьесе Supertzar из саббатовского альбома Sabotage . И Покровский развернулся вовсю. Он пригласил в студию знакомых девушек из Гнесинского училища, которые сделали несколько дублей хорового пения. Затем арийцы дружно записали на пять каналов мужской хор и смикшировали вокальные дорожки с торжественными звуками органа и перегруженной электрогитарой в финале. В результате получилась неожиданно милая сюита Мания величия - как своеобразное пародийное противоборство классической музыки и музыки демонической.

Покровский также довел до ума финальную часть Волонтера и единственную медленную композицию Мечты . Эта песня была создана Кипеловым в годы далекой молодости, когда на открытых летних танцплощадках он пронзительно исполнял номера из репертуара Led Zeppelin и Nazareth. По воспоминаниям участников записи, мелодия песни Мечты была написана Кипеловым в мажоре и первоначально звучала до неприличия радостно. Музыканты Арии логично рассудили, что в данном идеологическом контексте медленная композиция должна быть грустной и даже хмурой. Поэтому Покровский предложил Кипелову перенести мелодию с мажора в параллельный минор, и песня сразу же приобрела необходимое настроение.

После того, как в студии были записаны инструментальные треки всех одиннадцати композиций, участникам записи осталось самое нелегкое - найти человека, который взялся бы сочинить на подобную музыку тексты.

Поскольку в филармоническом мире в успех Арии почти никто не верил, отказ следовал за отказом. Последним из отказников оказался Валерий Сауткин. Поэтесса Маргарита Пушкина согласилась написать два текста - на Тореро и Мечты , но последний из них не прошел вкусовую цензуру Кипелова. Поскольку мелодия была написана именно Кипеловым, право выбора оставалось за ним. Кипелов категорически отказывался петь стихи про босоногий летний дождь, - вспоминает Холстинин. - Он для себя твердо решил, что его песня должна быть про несчастную любовь и про то, как человек живет за стеной мечты .

В этот самый момент на горизонте нарисовался молодой честолюбивый поэт Александр Елин, впоследствии ставший автором текстов целого эшелона второстепенных рок-групп - от Клона до Примадонны . Елин с энтузиазмом принялся за работу, делая по несколько вариантов текста на каждую песню.

Тексты в металле должны быть простые, как Окна РОСТА у Маяковского , - бодро говорил он. После чего написал на мелодию Бивней черных скал четверостишия про летающие тарелки и египетские пирамиды. В итоге все эти поэтические озарения Елину пришлось переделывать.

Конечно, стихи зачастую получались не очень радикальными, - признается Холстинин. - Поскольку мы сами не поэты, всю жизнь только за проволоку дергаем, приходилось допускать в текстах определенную лояльность. Главный критерий - чтобы эта поэзия была не противной для нас самих .

Работа над Манией величия была завершена в сентябре 85-го года. Несмотря на переизбыток воинствующих образов и нелепые псевдогражданские тексты, альбом с музыкальной точки зрения получился одной из самых сильных работ за всю историю советского хард-энд-хэви. Стальная роза среди чугунных пней и ржавого чертополоха. Редкий случай совпадения количества и качества, возможности и желаний, воли и разума, знания и силы. Примечательно отсутствие характерного для металла чернушного пафоса, замогильной атрибутики и фальшивой мускулистости. Очень энергичная и одновременно аккуратная групповая игра - без соло-выпячивания и с солидным количеством запоминающихся мелодичных риффов. Другими словами - идеальный альбом для фанатов московского Спартака , собирающихся в летнюю погоду в Лужники с кассетным магнитофоном Весна 203 под мышкой.

...Вскоре после выпуска Мании величия у музыкантов Арии возник резонный вопрос: Что с этой программой делать дальше? Векштейн сильно сомневался, что постановка металлического шоу, которое он любил впоследствии называть черти в дыму , привлечет необходимое количество зрителей. Особенно сильно его волновала популярность Арии у женского контингента. Не будет на концертах девушек - значит, не будет кассы , - говорил опытный Векштейн музыкантам. Обсуждение целесообразности постановки металлического шоу протекало с переменным успехом - до тех пор, пока заменивший Львова новый барабанщик Игорь Молчанов не произнес сакраментальную фразу: Девушки на концерт придут обязательно. Потому что все металлисты на Западе выступают в костюмах в обтяжку из суперэластика. И по пояс голые . Последний аргумент сразил Векштейна окончательно. Ладно, - сказал он. - Ставьте ваше шоу .

05.09.2002, Александр КУШНИР (100 Магнитоальбомов Советского Рока)

Вставить эту статью в блог:
АРИЯ - Мания Величия - ваше мнение о статье
  • Кушнир не может ПИСАТЬ ПЛОХО
    Написал(a): pork rock, 12/10/2002 14:01
АРИЯ - свежие публикации:
  • Анонс - Оркестр в кустах , 24.03.2016
    Ария снова сыграет свою симфоническую программу с оркестром "Глобалис" »»
  • Закон - Воля, разум и закон , 29.01.2013
    Ария собирается судиться со своим прежним вокалистом Артуром Беркутом за исполнение композиций группы на его сольных концертах »»
  • События - "Ария" отзвучала , 18.10.2011
    15-летняя история группы Ария подходит к концу. Последние гастроли - в августе »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 31 октября 1985
Сайт: www.aria.ru/

На самом деле, я - Бэтмен – COLDPLAY Новый хит Coldplay, созданный в сотрудничестве с EDM-троллями, честно объясняет, что никто из нас… »»

Добрый дедушка – Eddie Van HALEN Эдди Ван Хален пожертвовал 75 гитар в благотворительный фонд, который помогает детям из бедных… »»

R.I.P. – ИЗ ЖИЗНИ Убит посетитель концерта The Exploited »»

Тихо в лесу – TOKIO HOTEL Немецкие эмо-рокеры Tokio Hotel выпустили клип на второй сингл с нового альбома. »»

Во имя разума – Сергей ШНУРОВ Шнур сочинил матерные стихи про передачу РПЦ Исаакиевского собора. »»

Винтаж, шарман – Lana Del REY Новое видео Ланы дель Рей "Love" разрешило загадку таинственных постеров »»

Снова в бою – Paul MCCARTNEY Два бывших участника The Beatles Пол Маккартни и Ринго Старр впервые за семь лет появились вместе в… »»

Все, что я хочу - это ты – Roger WATERS Вот это новость: Роджер Уотерс выпускает первый сольный альбом за 22 года! »»

Смекалочка – ИЗ ЖИЗНИ Школьник проник на концерт любимой группы в Альберт-холле, подделав статью в Wiki. »»

Grammy-2017 – ГРЭММИ Грэмми-2017: live! Самые важные события и награды церемонии »»

Добавочки! – SZIGET К лайн-апу грядущего юбилейного Sziget добавились PJ Harvey, Стив Аоки, Alt-J, Rudimental и ещё два… »»

Итоги Brits: нет героев среди живых – НАГРАДА Дэвиду Боуи посмертно присуждена BRIT Awards сразу в 2 номинациях; лучшая группа - 1975. Расходимся. »»

Стереокино – ФЕСТИВАЛЬ Питерский фестиваль Stereoleto объявляет первые имена »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

Юбилей свободного джаза – Юрий МАРКИН В России отмечают 75-летний юбилей Юрия Маркина, мэтра отечественного фри-джаза »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Оркестр, музыку! – THE CINEMATIC ORCHESTRA Авторы лучшего саундтрека к "Человеку с киноаппаратом" выступят в России с новой программой. »»

Промерзшие корни – ARSTIDIR В России выступит самая традиционная из исландских групп »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

R.I.P. – Larry CORYELL Гитарист-виртуоз Ларри Корьелл, которому обязан появлением на свет стиль фьюжн, скончался в 73 года… »»

R.I.P. – Al JARREAU Умер Эл Джерро - самый харизматичный джазовый вокалист, семикратный обладатель Грэмми »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Повеситься можно – RADIOHEAD Программист Чарли Томпсон составил рейтинг всех песен и альбомов группы Radiohead по степени их… »»

Пони и радуги – ИЗ ЖИЗНИ Новое течение "Unicorn music" состоит из ретро-элементов. Мы расскажем, как создать музыкальное… »»

Musikmesse 2017: стартуем весной – ТЕХНИКА Международная выставка музыкальных инструментов, софта, техники и аксессуаров Musikmesse 2017… »»

Ку – 5'NIZZA Новый альбом харьковского дуэта -радушное приветствие после долгого отсутствия »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

Цифры года 2016 – ИЗ ЖИЗНИ Традиционный рейтинг Звуков: чуть меньше букв, чуть больше цифр. »»

Спой для Трампа – ИЗ ЖИЗНИ Как Дональд Трамп разделил музыкантов на два лагеря и стал катализатором нового ренессанса… »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

20:00 – B.B.King – Blues Gravity Blues Gravity »»

20:00 – Клуб Игоря Бутмана на Таганке – Гия ДЗАГНИДЗЕ Гия ДЗАГНИДЗЕ »»

Хроника27/02

1897 – Родилась Мариана Андерсон, певица, лауреат премии Грэмми в номинации "За жизнь в искусстве". Андерсон известна как первая чернокожая певица, выступившая в "Метрополитен-опера". Она исполнила партию Ульрики в опере Верди "Бал-маскарад"  »»

1923 – Родилась Гелена Великанова - первая исполнительница советского шлягера "Ландыши". Известно, что Гагрин перед своим историческим полетом попросил вывестив эфир именно эту песню  »»

1955 – Родился Питер Кристоферсон (aka Sleazy), участник экспериментального проекта Coil и один из самых оригинальных и влиятельных исполнителей эры пост-панка. Слизи также добился признания как художник-дизайнер, фотограф и режиссёр рекламных и музыкальных клипов. В 1975 году Кристоферсон стал одним из…  »»

1955 – Родился Питер Кристоферсон (aka Sleazy), участник экспериментального проекта Coil и один из самых оригинальных и влиятельных исполнителей эры пост-панка. Слизи также добился признания как художник-дизайнер, фотограф и режиссёр рекламных и музыкальных клипов. В 1975 году Кристоферсон стал одним из…  »»

1974 – Вышел первый номер еженедельного журнала People, рассказывающего новости о жизни звезд шоу-бизнеса. Тираж издания составил 1.000.000 экземпляров  »»

Abe MOST

Dexter GORDON (1923)

Roy MONTRELL (1928)

Steve HARLEY (1951)

Adrian SMITH (1957)

Сергей МАВРИН (1963)

Zachary BREAUX (1997)

Свежая реплика

КсенофаризмXENA 18/02/2017 22:48 от bimba19 They updated it! I got this IMVU credits code and it got accepted! You get it completely free from http://imvucreditsgenerator.com ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить