Пандемия COVID-19 привела к спаду интереса к самой доходной части музыкальной индустрии - хитам и новинкам. Рухнули и стриминг, и продажи альбомов. Звуки разбираются, что произошло.
Пострадавшие от популярности
Статистика Spotify в Италии и США показывает довольно заметное снижение: количество ежедневных прослушиваний 200 самых популярных треков в итальянском сегменте Spotify после введения карантина снизилось 18,2 до 14,2 млн. С 3 по 17 марта на 23% снизилось и общее количество стримов.
Похожая ситуация наблюдается в США: 17 марта 200 самых популярных треков были прослушаны 77 млн раз - это самый низкий показатель за все вторники 2020 года. Недельный спад составил 14 млн стримов.
Спад количества прослушиваний самых 200 популярных композиций наблюдается также в Великобритании, Франции и Испании.
Происходящее не удаётся объяснить никакими иными факторами, кроме как вынужденной самоизоляцией меломанов в связи с пандемией COVID-19.
Издание Quartz отмечает, что, возможно, спад затрагивает только самые популярные композиции. Однако в США, например, популярность стриминга снизилась в целом. Между 13 и 19 марта количество прослушиваемых композиций на стриминговых сервисах упало на 7,6%; прослушивание подборок на сервисе Pandora снизилось на 9%, запросы видео и аудиостримов на сервисах on-demand упало на 7,3%.
Заметно снизилось количество продаж новых записей и в "цифре", и на физических носителях. Это касается и отдельных треков, и целых альбомов. Продажи LP на физических носителях на прошлой неделе упали на 27,6%; продажи цифровых альбомов снизились на 12,4%. И это ещё цветочки: Amazon временно отказался от закупок новых аудиозаписей, чтобы сосредоточиться на хозяйственных продуктах и медицинских товарах.
Любопытно, что новые композиции (выпущенные в последние восемь месяцев) в стриминге "просели" куда сильнее более ранних записей. Количество прослушиваний новых записей упало на 14,5%, остальных - примерно на 7%.
В целом, статистика Alpha Data указывает на вполне отчётливую тенденцию: наибольший спад пришёлся на те записи, которые в обычных условиях считались самыми популярными.
Это видно даже по жанрам: люди меньше стали слушать поп, рэп, R&B и латиноамериканскую музыку, в то же время заметен небольшой прирост в прослушивании классики (+1,5%), фолка (+2,9%) и детской музыки (+3,8). Последнее легко объяснимо - дети больше времени проводят дома, их приходится чем-то занимать.
В целом спад стриминга может быть связан и с тем, что чаще всего музыку с таких сервисов слушают на мобильных устройствах в машине - по дороге на работу и обратно. То есть, речь идёт об использовании музыки исключительно как фона. В условиях, когда приходится больше проводить времени дома, интереснее становится другая музыка. Или просто тишина.
Выигравшие от независимости
Одновременно с падением продаж мейнстрама выросли доходы от стрима независимых музыкантов. Правда, это можно считать одноразовой акцией. В прошлую пятницу, 20 марта, музыканты, представленные на платформе Bandcamp, смогли заработать с его помощью 4,3 миллиона долларов - примерно в 15 раз больше, чем сервис зарабатывает обычно.
Во время акции Bandcamp на протяжении суток передавал музыкантам все деньги, не удерживая комиссию, чтобы поддержать их в тяжелый период падения доходов от концертов. За сутки было продано 800 000 единиц альбомов, синглов и мерча против 47 000, которые Bandcamp продает по пятницам в среднем.
Очевидно, в ближайшее время произойдут новые изменения на цифровом рынке: продюсерам, издателям и платформам предстоит адаптироваться к изменившемуся поведению пользователей.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)