Эд Нестеренко всегда считал себя человеком с безупречным вкусом. Он слушал самую модную альтернативную музыку, перечитывал произведения Силлитоу и Сэлинджера, увлекался английским кинематографом и втайне мечтал снимать анимационные видеоклипы. Несмотря на давнюю дружбу с музыкантами Кино и Дурного влияния , Нестеренко слыл в Ленинграде личностью странной и чужеродной. Еще в середине 80-х его неоромантический проект Кофе играл отвлеченные композиции в духе Duran Duran, явно не отвечавшие запросам эпохи . Среды для такого глэм-рока тогда не существовало, и вскоре группа распалась - отчасти будучи непонятой, отчасти - из-за переизбытка амбиций и внутренних противоречий.

В Кофе каждый из шести музыкантов тянул одеяло на себя, - вспоминает Нестеренко. - Мои гитарные аранжировки часто подвергались обструкции, и я решил создать проект, в котором был бы полным хозяином положения .

В конце 87-го года на обломках Кофе возникла Петля Нестерова : Эд Нестеренко (гитара, вокал), Игорь Гога Копылов (бас) и Александр Сенин (барабаны). Изначально ориентируясь на минималистский минорный рок в духе U2, Cure, Echo & The Bunnymen, они вскоре стали звучать как одна из самых современных ленинградских рок-групп.

У нас никогда не было погони за штампами, но в то же время мы не убегали от них , - вспоминает Нестеренко, называвший подобные полуавангардистские эксперименты музыкой с искривлениями . Эдик уже тогда относился к той категории гитаристов, которые, по меткому выражению Александра Титова, не любят лишних звуков . Тяготея к мрачновато-монотонным гармониям а-ля Stone Roses и Joy Division, он старался не перегружать гитару дисторшенами и овердрайвами, а звуковое пространство насыщал за счет выдвинутого на передний план баса. При минимуме выразительных средств тандем гитары и баса звучал мощно и актуально - что называется, с огнем, выдавая чистый и одновременно плотный гитарный звук. В этом была немалая заслуга Копылова, который еще в эпоху Кофе (и непродолжительного сотрудничества с Телевизором ) признавался одним из лучших бас-гитаристов Ленинграда. Он виртуозно владел безладовым басом, ориентируясь на технические приемы Мика Карна (Japan) и басиста группы Пола Янга (в частности, неизгладимое впечатление на Гогу произвела басовая партия в мелодичном хите Янга Every Time You Go Away ).

Перестроившись после электроники и глэм-рока на гитарную волну, мы ничего другого играть и не хотели, - говорит Копылов. - Всех нас дико достала массовая депешмодовщина вокруг .

Не самым сильным звеном в группе оказались барабаны, однако простые ритмические рисунки Сенин исполнял практически без ошибок. Будучи небесталанным комбинатором слов и фраз, он являлся соавтором многих текстов Петли Нестерова . Основу лирики составляли депрессивные, с сумрачным оттенком тексты, по настроению напоминавшие творчество Яна Кертиса. В песнях Петли герои теряли рассудок и отчаянно отстаивали свое право на смерть . Жизнь воспринималась ими исключительно в мрачных и суицидальных тонах: Холодный воющий ветер гонит обрывки газет / Холод бетона и стали, едкий неоновый свет / Скрипач, поджигающий скрипку, греет озябшие руки / Слезами он гасит улыбку, в огонь превращаются звуки .

... Первые клубные концерты практически сразу обеспечили Петле Нестерова реноме современно мыслящей команды , которое следовало поддержать выпуском дебютного альбома. Группа уже имела опыт студийной работы у Вишни, но тот погрузился в изготовление собственных альбомов и в силу этого долгое время не желал никого записывать. Тогда музыканты попытались зафиксировать несколько номеров на портостудии Кино , продолжая при этом доламывать Вишню.

Вишня, как существо несобранное, жутко сопротивлялся, капризничал и никак не хотел начинать работу. Но по старой памяти все-таки решился - особенно когда узнал, что программа полностью готова и возиться с ней долго не придется.

Альбом записывался с помощью арендованного у группы Санкт-Петербург сверхсовременного ритм-бокса Alesis, отличавшегося тонированным звуком и несколькими градациями чувствительности для каждого барабана. Сенин с Вишней запрограммировали барабанные партии, которые вместе с приджазованной бас-гитарой Копылова составили болванку. Мы были очень сконцентрированными и внимательными, - вспоминает Копылов. - Нам хотелось побыстрее сделать альбом, побыстрее его выпустить и побыстрее обозначиться .

Затем в студию были приглашены гитаристы Юрий Каспарян ( Кино ) и Андрей Нуждин ( Игры ) - усилить плотность гитарного звука на альбоме. Надо заметить, что Нуждин все свои партии ( Ностальгия , Попытка уснуть , Ветер и К... ) исполнял чисто импровизационно. Извиняюсь, если я это где-то слышал, - сказал он после записи. - Но сейчас на ум пришла именно такая мелодия .

Поскольку в ту пору Кино и Игры двигались в близких с Петлей стилистических направлениях ( наши первоисточники были примерно одинаковые - Нестеренко), приглашение Каспаряна и Нуждина выглядело оправданным продюсерским ходом.

Несмотря на присутствие на альбоме трех разных гитаристов, по звуку он получился удивительно цельным и динамичным. В квартирных условиях музыканты не пользовались никакой звукоусиливающей аппаратурой - гитары пропускались через дилей и напрямую писались в пульт. Затем записывался вокал Нестеренко - полный отчаяния и депрессивности.

В последний день сессии выпал первый снег. Каспарян закончил писать гитару в Шансе , вынул штекер из пульта, посмотрел в окно и, не выходя из образа черного странника , устало сказал: Ебаная зима .

Настроение Каспаряна можно понять. Кто здесь? был довольно бескомпромиссным альбомом - с налетом инфернальности в текстах и с жесткими гитарными аранжировками. Как любил говорить Нестеренко - танцы на крышке гроба . Света в этих песнях было немного.

После окончания записи Копылов, променявший работу в кочегарке на должность художника-оформителя в Доме моделей, нарисовал к альбому обложку. В центре композиции находились силуэты самолета и трех музыкантов - под углом равным углу наклона штурвала в нижней точке петли Нестерова . Затем обложка была отксерена... в Берлине, и там же альбом был размножен на кассетах. В Ленинграде дебютная работа Петли активно распространялась через Вишню и вскоре получила достаточно внушительный резонанс.

Все произошло крайне спонтанно, - считает Вишня. - Во время записи многое строилось на эмоциях. Когда в студии зазвучали хорошие барабаны, захотелось записать хорошую гитару. О том, что альбом окажется таким удачным, никто из участников и не подозревал .

Любопытно, что самыми пронзительными в Кто здесь? получились композиции, на которых Нестеренко играл на гитаре сам, - марш Я не в силах и финальный опус Выжить с душераздирающим рефреном Я должен выжить . Нечто подобное - музыкально менее удачное, но с более сильным песенным материалом - сделал спустя пару лет Наутилус Помпилиус на альбоме Чужая земля . На басу там играл Копылов - Петли Нестерова к этому моменту уже не существовало.

После выхода Кто здесь? Нестеренко сотоварищи провели целый год в туре, оказавшись одной из самых гастролирующих альтернативных рок-команд страны. Они сеяли гитарный смерч в Карпатах и на Камчатке, органично смотрелись на фестивале Сырок-89 , где запомнились мощной стеной звука , выстроенной при помощи фирменных примочек, одолженных у музыкантов Телевизора . В тот момент за счет хорошей аппаратуры трансляция наших идей достигла 90-95 процентов, - вспоминает Нестеренко. - Я был потрясен .

Вскоре Петля выступила перед десятью тысячами зрителей Спортивно-концертного комплекса в Ленинграде - с серией совместных концертов с Кино . Если бы публика пришла тогда на две неизвестные команды, то героем стала бы Петля Нестерова , - вспоминает Вишня. - Они были более сыгранными, более стильными, более кайфовыми .

Подготовив новую программу готическо-суицидального плана ( Остров мертвых , Замок , Я - смерть ), группа, столкнувшись с невозможностью ее записать, распадается. Один из последних концертов Петля Нестерова сыграла весной 91-го года на фестивале, посвященном десятилетию ленинградского рок-клуба. К этому времени Копылов уже постоянно играл в Наутилусе , а Нестеренко выступал в качестве приглашенного гитариста в Дурном влиянии , Младших братьях , а чуть позднее - в Happy Birthday и некоторых проектах Александра Титова.

Спустя несколько лет Эдик с новыми музыкантами попытался реанимировать Петлю Нестерова , но - без особого успеха. Альбом Кто здесь? был переиздан в 97-м году в кассетном варианте (под названием Ностальгия ) - как своеобразный памятник еще одной группе, сумевшей опередить время, но так и оставшейся невостребованной.

05.09.2002, Александр КУШНИР (100 Магнитоальбомов Советского Рока)

Вставить эту статью в блог:
ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА - свежие публикации:
  • Альбом дня - Salto Mortale , 26.02.2001
    Группа Эдуарда Нестеренко одной из первых в нашей стране начала разработку жанра готического нью-вейва в чистом виде. Отдельные опыты в этом стиле предпринимались и до них (КИНО, НАУТИЛУС »»
  • СПРАВКА - СПРАВКА , 11.02.2001
    Группа вперые появилась на ленинградской рок-сцене в декабре 1987 в составе: Эдуард Нестерено (гитара, вокал), Александр Сенин (ударные) и Игорь Копылов (бас-гитара), однако впервые их пути »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 13 декабря 1987
Место образования: Санкт-Петербург
Материалы по теме:
Кто здесь?
Salto Mortale
СПРАВКА

В порядке общей беззастенчивости – JAY-Z В ответ на выпуск альбома Джея Зи "4:44" группа под названием 4:44 выпустила EP "Jay-Z". »»

Обрисуйте старую картинку – ТЕХНИКА Приложение "дополненной реальности" позволяет "воспроизводить" визуальный ряд клипа A-Ha "Take on… »»

Для однопальцевых композиторов – ТЕХНИКА Плагин Obelisk строит "нужные" и "пригодные к использованию" аккорды от одной ноты. »»

Сочинить за 77 часов – Esperanza SPALDING Эсперанса Сполдинг собирается написать и записать альбом в режиме онлайн. »»

Просто находка – Alice COOPER Элис Купер нашел в кладовке полотно Энди Уорхола, которое он купил под наркотой 45 лет назад »»

Я не отдам вам свои ДНК – MADONNA Мадонна запретила продавать на аукционе свои личные вещи - она не хочет делиться ДНК »»

Тур с того света, кругосветный – DIO Голограмму Дио отправят в мировые гастроли. »»

Без свиты на площадке – RIHANNA Люк Бессон снял Рианну в своём новом фильме и остался доволен её профессионализмом. »»

Ещё по одной – THE ROLLING STONES Rolling Stones вскоре начнут работу над новым альбомом. »»

И открылась мне вера – Justin BIEBER Джастин Бибер прервал длительные гастроли. Сразу поползли слухи, что он решил создать "собственную… »»

Что будете заказывать? – BILLY'S BAND Billy's Band дадут концерт по завякам »»

Танцевальный марафон – БИРТМАН Питерская группа "Биртман" даст большой концерт под открытым небом »»

Синекдоха Монток: Плейлист от Саввы Розанова – СИНЕКДОХА МОНТОК Плейлист Саввы Розанова ("Синекдоха Монток") в преддверии его выступления вместе с Бенджамином… »»

Леитраот – RADIOHEAD Radiohead завершили длительное мировое турне резонансным концертом в Тель-Авиве: читайте репортаж… »»

Тихие игры – Benjamin Francis LEFTWICH Бенджамин Фрэнсис Лефтвич выступит в серии концертов "Сонграйтеры" »»

Два рояля в кустах – Миша МИЩЕНКО Миша Мищенко и Алим Заиров выступят в Москве в рамках программы "Неоклассики" »»

Звуки для детей – ТЕХНИКА Летние фестивали - лучшее место для приучения детей к музыке »»

Пикник Афиши 2017: кого смотреть – ФЕСТИВАЛЬ Манчестерский инди-дэнс, украинский соул и многое другое. Гид по Пикнику афиши 2017. »»

Номер с фортепиано – HAUSCHKA Немецкий пианист сыграл прекрасный концерт на открытой сцене у Останкинского пруда. »»

Ритуальный шум – COVENANT Шведские электронщики Covenant возвращаются в Москву с альбомом "Blinding Dark". С ними сыграют… »»

Дом композитора – ИЗ ЖИЗНИ Как жили и как могли бы жить сегодня великие русские композиторы »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

19:00 – Ресторан Shore House – НЕПАРА НЕПАРА »»

20:00 – UPiter – Musty Luxury Musty Luxury »»

20:00 – 16 Тонн – МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС »»

20:00 – Stadium – DEADMAU5 DEADMAU5 »»

20:30 – Джаз-клуб Академический – Денис МАЖУКОВ Денис МАЖУКОВ »»

21:00 – Рок-Бар «Треугольник» – КУКРЫНИКСЫ КУКРЫНИКСЫ »»

21:00 – Ритм Блюз Кафе – DANS RAMBLERS DANS RAMBLERS »»

21:00 – Мумий Тролль Music Bar – ZORGE ZORGE »»

23:00 – Stadium – DEADMAU5 DEADMAU5 »»

Хроника28/07

2008 – В 2008 году скончался выдающийся хоровой дирижёр и педагог Ви́ктор Серге́евич Попо́в, Народный артист СССР (1989)  »»

Raymond ELLIS (1923)

Richard WRIGHT (1943)

Simon KIRKE (1949)

Steve MORSE (1954)

Андрей "Дюша" РОМАНОВ (1956)

Iain MACDONALD (1960)

Иван ВАСИЛЬЕВ (1974)

John Erik KAADA (1975)

(2016)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить