ИЗ ЖИЗНИ  Step by Step: правь, Британия!

Мастер-класс Майкла Кивануки и Bat for Lashes с кавером на века - в авторской колонке о заокеанских концертах.

Начало года в монреальском (да и североамериканском) концертном календаре - пора постпраздничного аскетизма: презентации пластинок, туры и даже кое-какие фестивали по-прежнему случаются, но чрезмерного энтузиазма не вызывают. Исключения настолько редки, что тянут на апгрейд до аномалий, и уже несколько раз мой концертный год начинался аж весной. Тем ценнее казались - и оказались - два дико приятных сюрприза, которые преподнес уходящий февраль: с разницей в пару недель в Канаду пожаловали Майкл Киванука (Michael Kiwanuka) и Bat for Lashes.

У них немало общего. И Киванука, и Наташа Хан (Natasha Khan) родились и росли в Лондоне, чувствуя себя аутсайдерами: родители Майкла - беженцы из Уганды, отец Наташи - пакистанец. Оба выросли в больших артистов, назначенных наследниками легенд (Марвина и Отиса, Кейт и Сьюзи) с безошибочно узнаваемым авторским почерком. Оба были номинированы на Brit Awards, но не выиграли. Оба достойны большей славы, но довольны и той, что у них есть. Наконец, оба на ура попрощались с 2010-ми: Bat for Lashes - очень хорошей пластинкой "Lost Girls", Киванука - своим magnum opus "Kiwanuka".

Последний немного удивил тем, что вернулся в тот же Corona Theatre, где играл без малого три года назад, - притом что и тогдашний концерт увенчался скорым солдаутом, а репутация Кивануки с тех пор подскочила до небес. Но, похоже, Майкл твердо вознамерился поставить штамп "sold out" на каждую строчку своего североамериканского турне, от Лос-Анджелеса до Нэшвилла. Что он в итоге и сделал - в числе прочего, с легкостью сгенерировав аншлаг и в уже знакомом ему монреальском тысячнике.

Шоу трехлетней давности, случившееся по горячим следам успеха "Большой маленькой лжи" (хита HBO, каждый эпизод которого начинался с "Cold Little Heart" Кивануки), было в основном про крутизну альбома "Love & Hate": концерт разгонялся, брал паузу перед бисом и заканчивался тремя лироэпическими глыбами - той же "Cold Little Heart", "Father's Child" и титульной, - сделавшими пластинку одной из лучших в этом веке. Альбом "Kiwanuka" вышел еще лучше, но шоу в его поддержку было уже про класс Майкла, выросшего за три года в располагающего к и уверенного в себе исполнителя, чья сценическая харизма ничем не уступает его песням.

На протяжении часа с лишним Киванука не злоупотреблял лироэпичностью, вдохновенно и с неизменной полуулыбкой на лице перебирая свои лучшие песни разных лет, от "Tell Me a Tale" и "Black Man in a White World" до "Hero" и "Solid Ground". Но в итоге не сдержался, выдав щедрый бис, где нашлось место и акустической "Home Again" с его первого альбома, и укороченной "Cold Little Heart" для тех, кто пришел за ней, и - на прощание - "Love & Hate", чтобы никому не показалось мало. Интимный, духоподъемный, близкий к совершенству концерт готового к аренам и новым победам артиста (чей второй за год визит в Москву уже не за горами).

Но даже он померк на фоне феноменальной 15-минутки, которую учинила две недели спустя Наташа Хан. Она в Канаде настолько редкий гость, что однажды я обнаружил себя на концерте Depeche Mode (к которым в целом равнодушен) - только из-за того, что Bat for Lashes была у них на разогреве. Аудитория DM в свою очередь оказалась образцово индифферентна к Наташе, и унылая акустика полупустой хоккейной арены ее полным жизни, красивым и камерным песням категорически не шла. Так или иначе, это было ее единственное выступление в Монреале, а сольные шоу где-либо в Канаде Bat for Lashes не играла с 2009 года.

В 2020 году подфартило, наконец, Торонто, где финишировало ее февральское мини-турне - и куда я, помня о фиаско под вывеской Depeche Mode, не мог не поехать. (Характерно, что нынешняя Наташа поклонникам DM, возможно, и приглянулась бы: всегда неровно дышавшая к поп-культуре 1980-х, на "Lost Girls" она ею вдохновляется особенно беззастенчиво.) Строго говоря, шоу в Phoenix было не столько концертом, сколько авторским вечером: Наташа приехала в Торонто с гитарой, синтезатором и аккомпанировавшей ей - опять-таки на клавишных - девушкой по имени, не поверите, Лора.

Одетая в красное кружевное платье, Наташа рассказывала предысторию "Lost Girls" (в ней не обошлось без вампирского фильма с похожим названием), песни с которого оккупировали первую треть сетлиста, и зачитывала фрагменты прозы собственного сочинения, поступательно приближая к кульминации этого вечера. За новыми песнями последовали старые (от "Horse and I" до "Close Encounters", без внимания Наташа не осталась ни одна из ее пластинок) и чужие (для начала - изданная на ее изумительном новом EP "The Boys of Summer" Дона Хенли), а когда дело дошло до "Laura", по коже понеслись мурашки былинных пропорций.

Bat for Lashes, однако, и не думала останавливаться - вернувшись на бис с сольным прочтением "Moon and Moon" и обещанием спеть еще два чужих сочинения. "За одну из ее песен я не решалась взяться давно, потому что - ну, вы знаете", - сказала Наташа, и хотя я не заглядывал в архив ее сетлистов, я почему-то сразу догадался, о ком может идти речь. Надо ли добавлять, что ее - идеальная - версия "This Woman's Work", программной песни Кейт Буш (Kate Bush), катапультировала на седьмое небо всех, кто привык считать Bat for Lashes самой одаренной ученицей Кейт (включая - ну, вы знаете).

Последней прозвучала "I Drove All Night", известная в исполнении еще одной небезразличной Наташе иконы 1980-х, американки Синди Лопер (Cyndi Lauper). Брексит не шутка, и с 2016 года Хан живет в Лос-Анджелесе, что по идее должно сделать ее заокеанские гастроли более регулярными. Но даже если вечер в Phoenix - мой последний концерт Bat for Lashes, в мою память он врезался так же крепко, как Синди, Кейт и "Пропащие ребята" - в ДНК Наташи.

Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий в Монреале и более или менее исправно рассказывающий о том, что он увидел там и оттуда за последние недели.

26.02.2020, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: