Alexander HAWKINS  Вокруг рояля за 48 часов

Британский джазовый клавишник впервые выступит в Москве с двухдневной резиденцией вместе с Эваном Паркером

Если скандинавские новоджазовые музыканты в последние годы ездят в Москву по первому зову, да и, скажем, с нью-йоркской даунтаун сценой наша публика знакома неплохо, то с новым поколением британских джазменов (объединим в эту довольно условную группу всех, кому сегодня от двадцати пяти до сорока) в России только знакомятся, не в последнюю очередь благодаря программе года музыки России и Великобритании. В прошлом году к нам заезжали Шабака Хатчингс (Shabaka Hutchings) и Эмма-Джин Тэкрей (Emma-Jean Thackray), теперь, под самый конец программы года музыки, пришел черед клавишника Александра Хоукинса (Alexander Hawkins).

Манера Хоукинса (здесь, впрочем, о школе можно говорить скорее в переносном смысле, Александр – выпускник отделения криминалистики кембриджского юрфака, а в плане джаза скорее самоучка) держится на двух базисных векторах. Первый – влияние классиков, в первую очередь Арта Тейтума (Art Tatum) и Сесила Тейлора (Cecil Taylor), второй – своеобразная техника, сформировавшаяся в результате того, что его первым инструментом был церковный орган. Хоукинс до сих пор часто играет на хаммонде, но его основным инструментом всё же стало фортепиано.

Хоукинс много выступает как сольно (его альбом "Song Singular" получил восторженные отзывы в британской прессе, включая The Guardian и The Telegraph), так и в многочисленных коллективах. Тут первым делом приходит в голову трио Decoy (где Хоукинс меняет рояль на хаммонд и объединяется с ритм-секцией в составе Джона Эдвардса и Стива Ноубла, а "внештатным" участником группы нередко становится духовик Джо Макфи) или его собственный Alexander Hawkins Ensemble, где принимают участие уже упомянутый выше Шабака Хатчингс и барабанщик Том Скиннер (Tom Skinner), известный, например, по афро-джазовым проектам Sons of Kemet или Melt Yourself Down. В составе Step Ahead Band (вместе с тем же Скиннером) Хоукинс аккомпанировал легендарному Мулату Астатке (Mulatu Astatke), а в Sant'Anna Arresi Quintet играл вместе с Эваном Паркером (Evan Parker), Джоном Эдвардсом и Хамидом Дрейком (Hamid Drake).

Паркер же станет и почти равноправным участником московской резиденции Хоукинса. В первый день одно из отделений будет отведено сольному выступлению Александра Хоукинса, а второе – его дуэту с Эваном Паркером. И если Паркер средних и крупных составов – это в первую очередь напор и экспрессия (в этом ему очень помогает техника непрерывного дыхания, заимствованная у исполнителей на дудуке и диджериду), то дуэт с Хоукинсом звучит ажурно, прозрачно и порой даже воздушно – это музыка, в которой есть с одной стороны сложные соло и резкие смены темпа, с другой – почти эмбиентные недосказания – паузы, повисающие в воздухе ноты и импровизации в таком темпе, когда к следующей реплике о предыдущей уже успеваешь забыть.

День второй отдан квартету, и это будет расширенная версия Decoy, где вместо относительно привычного в качестве "дополнительного участника" Джо Макфи к составу присоединится всё тот же Паркер. И здесь стилистическая палитра еще шире – Decoy могут звучать и как шквалистый фри-джаз, и как энергичный хард-боп, и как музыка совсем уж авангардная и "дизайнерская", где хаммонд в исполнении Александра Хоукинса порой выдает пассажи, на которые способны разве что модульные синтезаторы.

Москва, КЦ "Дом"

27 февраля, четверг, 20:00
1 отделение – Александр Хоукинс – фортепиано соло
2 отделение – Александр Хоукинс – фортепиано / Эван Паркер – саксофоны

28 февраля, пятница, 20:00
DECOY + Evan Parker
Александр Хоукинс – Хаммонд-орган
Эван Паркер – саксофоны
Джон Эдвардс – контрабас
Стив Ноубл – ударные, перкуссия

21.02.2020, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Alexander HAWKINS