ФЕСТИВАЛЬ  Поле экспериментов

На зимнем фестивале Fields в "Мутаборе" сыграют Abul Mogard, Hyeroglyphic Being, DJ Scotch Egg и другие

Фестиваль Fields, который в последнее время стал неотъемлемой частью московской культурной карты, решил не ограничиваться привычным ежегодным форматом и проводит промежуточную (неспроста номер фестиваля – пять с половиной) зимнюю сессию в клубе "Мутабор". И хотя сам фестиваль до этого проходил летом, зимние мероприятия от организаторов Fields уже случались, тут первым делом вспоминается легендарная зимняя "Парктроника", проходившая 5 лет назад в парке "Музеон" при температуре около минус двадцати. В продолжение славной традиции на нынешнем Fields тоже обещают open-air сцену.

Программа фестиваля по обыкновению состоит из дрон-эмбиента, электроакустики, лоу-фая, фри-джаза и прочей экспериментальной (а то и откровенно авангардной) музыки, которая звучит в Мутаборе все чаще (клуб и его кураторы, известные по проекту Арма-17, старательно борются с репутацией "техно-ангара").

Главная звезда зимнего Fields – анонимный эмбиент-исполнитель Abul Mogard. В момент его дебюта на американском кассетном лейбле VCO (где заправляют участники дуэта Zombi) официальная легенда гласила, что за псевдонимом скрывается сербский рабочий, скрашивающий пенсионные дни за синтезатором Vermona, сочиняя саундскейпы, напоминающие ему родной гул завода. Как это всегда бывает в проектах-мистификациях, рассказ сопровождался одной-единственной нечеткой фотографией лысого мужчины в годах. С тех пор музыкант то и дело мелькал в публичном пространстве (давал концерты, стоя за ширмой, ремикшировал Франческо Тристано, вёл твиттер и даже получил резиденцию в шведской синтезаторной студии EMS), что уже никак не сочеталось с заявленной легендой. Но лица загадочный Abul Mogard пока официально так и не раскрыл, и по поводу его персоны продолжают ходить разнообразные слухи. За личиной пытаются рассмотреть то одного из боссов лейбла VCO, то склонного к подобным мистификациям Норма Чэмберса (Norm Chambers), уже однажды запустившего легенду об "океанографе из Киля", то самого Тома Йорка (Thom Yorke).

Американец Джамаль Мосс (Jamal R. Moss), он же Hieroglyphic Being, представляет противоположный край музыкального спектра – у него вы обязательно услышите прямой танцевальный бит, а в магазинах его многочисленные пластинки проще всего найти в секциях "техно" и "хаус". Мосс и впрямь наследует чикагской хаус-традиции, даром что сам родом из Чикаго, вот только препарирует эти жанры он на свой, очень своеобразный манер. То, что на первый взгляд кажется клубной музыкой, на поверку оказывается отвязным экспериментом. Hieroglyphic Being любит нарочито грязный лоу-файный звук (добрая половина его записей – моно), склонен к спонтанной импровизации (отсюда видимо и дружба с джазменами типа Шабаки Хатчингса) и презирает всякое продюсирование и выстраивание аранжировок в соответствии с какими бы то ни было правилами. Каждый его трек рождается в результате стихийного джема.

Определить позицию на музыкальной карте японца Шигеру Ишихары (Shigeru Ishihara) – задача уж совсем сложная. Под именем DJ Scotch Egg он записывает безбашенный чиптюн и брейккор с панк-начинкой (свою панковскую сущность Шигеру ярче всего проявляет именно на живых концертах), а в проекте WaqWaq Kingdom, с которым тоже выступит в Москве – посомодернистский гибрид даба, дансхолла, африканских ритмов и всё того же лоу-фая. При этом самая необычная строчка в его музыкальном резюме – то, что помимо всей этой эксцентрической пестроты японец играет на бас-гитаре в поздней реинкарнации Seefeel, группы нарочито медленной и степенной. Тут, как обычно, личные связи и географическая близость оказываются сильнее разности в музыкальных вкусах – дело в том, что Ишихара-сан уже давно обитает в английском Брайтоне.

Не стоит забывать и берлинское трио Brandt Brauer Frick. Они играли в Москве уже не однажды, но теперь везут к нам программу по мотивам прошлогоднего, пятого по счету альбома "Echo". В последнее время группу кидало из стороны в сторону (трио экспериментировало с вокалом, заходя чуть ли не на территории R&B, Даниэль Брандт записывал сольники, а Пауль Фрик успел отлучиться поиграть на клавишах в Tangerine Dream), но в конце концов BBF всё же вернулись к истокам, то бишь академическому минимализму, положенному на энергичную и репетативную, но абсолютно живую ритм-секцию.

Как обычно, состав отечественных музыкантов тоже выглядит весьма представительно – тут есть и привычная для Fields обойма в виде Moa Pillar, Foresteppe, АДМИ или фри-джазовой группы Бром, и совсем необычно выглядящие в этом контексте архангельские индастриал-ветераны Шесть мёртвых болгар.

Москва, клуб "Мутабор"
15 февраля, 19:00

11.02.2020, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: