Фундамент будущей андеграундной популярности самой нецензурной рок-группы Советского Союза был образован вопиющей несхожестью мировоззрений ее идеологов - поэта Бегемота и композитора Карабаса. Как гласит история, в конце 80-х Бегемот вернулся из армии с несколькими тетрадками стихов, на обложках которых красовались надписи ДМБ-88 . Тетрадки были толстыми, стихи похабными, и слово сука оказалось там не самым неприличным.

Зачастую вместо ненормативных выражений в армейской лирике Бегемота фигурировали многоточия - чтобы строгий старшина ничего не смог понять. Некоторые страницы творений состояли из сплошных многоточий - как в них разбирался сам автор, остается загадкой до сих пор. Часть текстов Бегемота носила характер глубоких философских размышлений: Говно не приходит одно, оно приводит своих друзей / Мне уже все равно, кто есть кто из моих гостей . Как говорится, конец цитаты. Мальчику в армии было плохо, он много переживал , - не без сарказма вспоминает Бегемот, который устроился трудиться водителем мусоровоза в родном подмосковном городе Видное. Со стороны его новое занятие выглядело на редкость органично. На работу молодой поэт-ассенизатор приходил с зеленым ирокезом, тщательно выбритыми висками и серьгой в ухе. Его вылинявшие от кислотных дождей джинсы состояли из сплошных заплаток.

Вот оно, мое место в жизни , - печально думал Бегемот, подбирая пустые бутылки на расторгуевской свалке. Не об этом мечтал он в армии. Не к этому готовился всю сознательную жизнь, с любовью собирая фирменные пластинки. Больше всего на свете Бегемоту хотелось создать собственный панк-проект, исполняющий музыку в духе Гражданской обороны . Текстов для этого было предостаточно - очень коротких, состоящих, как правило, из одного-двух куплетов. Шла машина темным лесом за каким-то интересом / Охуенный интерес - на машине ездить в лес... Больше слов в песне не было, поскольку Бегемот никогда не являлся поклонником эпохальных творений и крупных форм. Известный афоризм краткость - сестра таланта принадлежал, увы, не его перу, но именно Бегемот сумел спроецировать эту несомненную мудрость на благодатную рок-н-ролльную почву.

Для адекватного воплощения подобной лирики на магнитофон Бегемоту нужны были музыканты. Его пятилетний опыт игры на трубе был явно маловат, да и панк-рок с духовыми инструментами состыковывался не очень. Шо делать? И тут крупный видненский меломан вспомнил о своем друге детства по имени Карабас.

Карабас был ниже невысокого Бегемота на полголовы, носил длинную косичку и прекрасно играл на множестве инструментов. Свой талант мультиинструменталиста он планомерно губил, безуспешно пытаясь получить хоть какое-то высшее образование. Сначала - в cтоличном Институте электронного машиностроения. Затем - в станкоинструментальном. И, наконец, в ленинградском Институте киноинженеров. И только в те периоды жизни, когда студентов отправляли выполнять патриотический долг на картофельные поля, Карабас волей-неволей вспоминал про музыку.

Воспитанный на творчестве Вероники Долиной и позднего Аквариума, он прямо на борозде исполнял под акустическую гитару Аделаиду или Серебро господа моего . Юные студентки окружали Карабаса плотным кольцом, восторженно заглядывали ему в глаза и дружно просили: Боб! Спой еще! Вот эту, про город золотой . Кличка Боб приклеилась к Карабасу намертво. Так называли его во всех учебных заведениях, которые он когда-либо посещал. При упоминании имени Гребенщикова Карабас мрачнел, прекращал ходить на лекции и целыми неделями поглощал спиртные напитки не самого лучшего качества. Опустошенные трофеи карабасовских алкогольных приключений и находил Бегемот на обширных расторгуевских помойках. Круг неумолимо замыкался. И Бегемот понял, что дальше так жить нельзя.

Стимулируя творческую активность старого друга, бывший боец Советской Армии подарил Карабасу свои армейские вирши. Хватит маяться фигней, - решительно заявил Бегемот. - Пора дышать полной грудью! Давай играть панк-рок!

В отличие от Карабаса Бегемот искренне считал себя прирожденным панкером. С его точки зрения, первым хитом будущей супергруппы должен был стать вышеприведенный текст про говно. Карабас скептически ознакомился с содержанием и спустя пару дней принес мелодию, которая прямо-таки добила Бегемота своей неземной красотой. Вместо хардкоровых плясок на руинах Кремля растерявшийся Бегемот услышал лирическую пьеску, достойную лучших менуэтов эпохи Людовика XIV. Из подобного парадоксального несоответствия взглядов на жизнь и родился стиль магнитофонной легенды из города Видное с коротким и драйвовым названием Хуй забей .

Изначальной установкой в группе была ориентация исключительно на запись магнитоальбомов. Как правило, все они длились не более получаса и состояли из трех десятков уморительно смешных песенок и стишков. Песни были похожи на анекдоты, поэтому основной принцип Хуй забея звучал так: чем короче, тем лучше . Мол, длинный анекдот слушать не интересно . Повторимся, что крупные формы Бегемоту были не близки.

Бегемот твердо решил никогда не давать живых концертов. Не фиг нам дрыгаться перед публикой, словно какие-то клоуны , - важно заявил он Карабасу. Теперь все силы звездного тандема были сконцентрированы исключительно на магнитофонной записи.

Технически альбомы записывались за один-два дня - или на квартире у скрипача Дмитрия Морозова, или в местном Доме культуры. В видеосалоне на втором этаже видненские аборигены, затаив дыхание, смотрели новый фильм Антониони, а откуда-то снизу до их утонченного слуха доносились душераздирающие запилы и эстетически сомнительные высказывания: Вчера по радио сказали, что я совсем мудак / Вчера в газете написали, что я совсем мудак / В программе Время показали, то что я совсем мудак / Но я не поверил - я-то знаю, что это не так!

...Альбом Не зассал числится четвертым в героической дискографии группы Хуй забей . Звук на нем выстраивал задумчивый флегматичный человек по имени Афанас. Карабас играл на гитаре и пел, а Бегемот время от времени разражался речитативами и с выражением декламировал стихи. Свободное цитирование этих опусов вызывает определенные затруднения.

Помимо идеологов группы в записи принимали участие барабанщики Андрей Репа и Найк Борзов, профессиональный гитарист Алексей Медведев и простой сельский парубок Никола на басу. Признаемся честно - с таким мощным составом приглашенных музыкантов композитор Карабас не испытывал никаких ограничений в своих стилистических выкрутасах. Он смело перемешивал хардкор, реггей, сиртаки, блюзы и, конечно же, шустрые заводные рок-н-роллы - то припанкованные ( Мудак ), то веселые в стиле Лаэртского ( Акула ), то грязные в духе ДК ( Буфетчица ). Все это записывалось живьем без всяких наложений, причем мощное звучание ритм-секции превращало сессию из обыденного домашнего музицирования в громкий и жесткий гаражный рок.

Отличительной чертой альбома стала зрелая музыкальная реализация добродушно-циничных бегемотовских идей. Под звуки исполняемой на скрипке гаммы будущая звезда поп-фолка Вика Морозова неописуемо трогательно жалуется на свою неизлечимую болезнь под названием ментофилия: Каждую ночь я набираю 02 / Чтобы услышать голос живого мента / Я от этой забавы ужасно торчу / Мент чего-то кричит, а я в трубку молчу .

Нельзя сказать, что, свободно используя ненормативную лексику, группа сделала ставку исключительно на эпатаж. Просто они нашли свою нишу, в которой мат стал антитезой мертвому языку официальной эстрады, ежедневно звучавшей с экрана телевизора. Карабас и Бегемот насыщали свои творения лошадиными дозами ругательств, доведя идею внедрения уличного сленга в рок-н-ролл до самого максимума. Хуй забей превратил инвективно-отвязную лексику российских просторов в рок-поэтику, развивающую традиции русской срамной лирики, имеющие глубоко народные корни и подхваченные, к примеру, в XVIII веке Барковым, в XIX веке Афанасьевым ( Русские заветные сказки ), в двадцатом - Александром Лаэртским...

Богатый на выдумки Бегемот нарекал готовые альбомы патологически нецензурными названиями. Кассеты сопровождались сельскохозяйственными комиксами Карабаса, а также фирменным графическим знаком Popa Begemota Records. В порядке легкой интеллектуальной разминки можно попробовать догадаться, что именно было изображено на этой торговой марке . Не рекомендуется прослушивать детям и людям без чувства юмора - гласила надпись на компакт-диске Не зассал , выпущенном через шесть лет. Первыми покупателями этой пластинки стали Илья Лагутенко, Егор Летов и Борис Гребенщиков.

...Спустя несколько лет стало понятно, что период 90-91 годов оказался для Хуй забея идеологическим пиком. Большинство последующих работ группы страдало излишним академизмом, а ранние альбомы выглядели откровенно примитивными с музыкальной точки зрения. В середине 90-х чуть ли не все участники проекта ударились в выпуск сольных альбомов - от мелодичных поп-хитов (Найк Борзов) до беспросветно-тоскливых девичьих песен в исполнении Вики Морозовой. Параллельно в студии Popa Begemota Records были записаны (или спродюсированы) десятки андеграундных альбомов - Ника Рок-н-Ролла, Натальи Медведевой, тюменской группы Цикаба , Натальи Марковой, Алексея Заева и других.

Хуй забей по-прежнему выпускает один-два альбома в год - разные по качеству и с традиционно невероятным количеством приглашенных музыкантов. Отсутствие живых выступлений группа заменяет остроумными экспериментами в жанре мультипликации, где участники ансамбля предстают в образах пластилиновых бродячих музыкантов, дающих очередной концерт в какой-нибудь Пырловке. Количество находок и степень остроумия этих анимационных творений не оставляют никаких шансов пришлым Бивису - Бат-Хеду и на равных соперничают с мультсериалом Ну, погоди! ...

На фоне подобной искрометной деятельности Карабасу, пожалуй, скучновато работать звукооператором в студии Аркадия Укупника. По дороге домой, перемещаясь в переполненном общественном транспорте, он мечтает записывать в рамках ХЗ альбомы с симфоническим оркестром.

К Бегемоту по ночам приходят в гости новые песенки-анекдоты и начинают ломиться в хрупкую дверь его подсознания. И дай бог поэту не забыть наутро о том, что электронные барабаны, профессиональные стажеры-музыканты и 16-канальный пульт противопоказаны группе, привыкшей записываться с первого дубля на старенький магнитофон Олимп .

04.09.2002, Александр КУШНИР (100 Магнитоальбомов Советского Рока)

Вставить эту статью в блог:
Х.З. - Не Зассал - ваше мнение о статье
  • Впервые творение группы Х.З. "Подмога" услышали из уст Гребенщикова на концерте и заинтересовались авторами.
    После посещения сайта и прослушивания песен полюбили эту группу и "подсадили" на неё своих друзей и родных.
    Жена даже разучивала песни, чтобы исполнять их под гитару в Крыму.
    А у кого нет чувства юмора - тому действительно слушать Х.З. противопоказано!
    Написал(a): Vik, 29/09/2003 10:31
Х.З. - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Чудо-женщина – SIA Сиа выпустила саундтрек к фильму "Чудо-Женщина" и переиздала на виниле свой четвертый альбом »»

Мир спасет любовь – John LEGEND Джон Ледженд показал в новом клипе современных Ромео и Джульетту: мусульманку и нелегала »»

Покадровая съемка – MONATIK Monatik выпустил "режиссерское видео", в котором показал процесс съемки видео "УВЛИУВТ" »»

Теракт на концерте – ИЗ ЖИЗНИ В Англии на концерте Арианы Гранде прогремел взрыв. 19 погибших, 50 раненых. »»

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Достучаться до небес – FOO FIGHTERS Концертная премьера новой песни Foo Fighters. Видео. »»

Свобода, равенство, братство – FREE FOLKS В Москве впервые выступит франко-датский дуэт Free Folks, играющий музыку на стыке джаза и… »»

Море волнуется раз – ФЕСТИВАЛЬ Организаторы объявили полный лайн-ап Ahmad Tea Music Festival-2017: к нему добавился дуэт Seafret »»

Будет больно везде – HURTS Британский поп-роковый дуэт Hurts услышат в семи городах России »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Step by Step: великие и большие – ИЗ ЖИЗНИ PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Я надену все лучшее сразу – СПЛИН Сплин готовит в Москве летний open air, на котором сыграет все хиты »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

80 лет классику электроники – Эдуард АРТЕМЬЕВ 80-летний юбилей Эдуарда Артемьева отметят большим концертом в Мариинке. »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Хроника29/05

1982 – Первый сингл группы Madness House of Fun возглавил английский чарт. Это был первый и единственный раз, когда группа поднималась на верхнюю строчку британского хит-парада  »»

Jack PALMER

John Fitzgerald KENNEDY

Irmin SCHMIDT (1937)

Gary BROOKER (1945)

Michael BERKELEY (1948)

Francis ROSSI (1949)

Ron LEVY (1951)

Danny ELFMAN (1953)

Mike PORCARO (1955)

LaToya JACKSON (1956)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%