Необычный состав инструментов этого харьковского рок-оркестра уже изначально вызывал немалый интерес и настраивал на нечто непривычное. Флейта, валторна, труба, фагот, рояль. Плюс ударные и электрогитара. Размалеванный гитарист являл собой смутный синтез юного дьявола и служанки из одноименного спектакля Виктюка. Программа Пляски трубадуров , исполняемая этим экзотическим септетом, представляла смелое сочетание танцевальных мелодий эпохи Возрождения, отголосков симфонических экспериментов Стравинского и полиритмических приемов играющей арт-металл группы Meacon Delta. Весь этот Декамерон-рок критики называли то элегантной вакханалией средневековья , то безумными танцами, покрытыми пеной эпилепсии . Мы играем музыку тех времен, когда по всей Европе гуляла чума, а люди все равно танцевали , - анонсировал выступления группы ее лидер Евгений Ходош.

Вся получасовая программа Казмы-Казмы была выстроена на контрастах. Европейский маскарад средневековья ( Старость ) соседствовал с минималистским фолк-панком ( Оратория Петр ), а романтичная Симфония Сирень органично уживалась с исполняемым в духе раннего Аукцыона Щучьим наигрышем . Над остинатной электрогитарно-барабанной ритм-секцией повисли воздухоплавательные объекты - труба и валторна, - вспоминает Ходош, который помимо пения и игры на гитаре был автором всех композиций. - В нижнем регистре игралось фаготиссимо, в верхнем активно пританцовывала флейта. Связующую функцию выполнял рояль в маске перкуссиониста . Бас-гитара в Казме-Казме отсутствовала как класс. Эпицентр этого пира во время чумы составляли две гениальные сюиты - Падуан Ласточка и Вильгельм-Баллада . Последняя - типичная сказка, сродни тем, которые рассказывали в средние века кочующие из города в город трубадуры: Из дальних походов Вильгельм шел домой/Громко скрипя деревянной ногой/Оставив немало дорог за спиной/Вильгельм возвращался ни мертв, ни живой... Тексты Казмы-Казмы напоминали стилизованную под мадригалы и сонеты поэзию футуристического мифотворчества, сдобренную ударными дозами дадаистской иронии. Не чужд был Ходошу и символизм. Так, сюжет психоделически монотонной Ласточки состоял в том, что домашнему Петуху предлагается улететь птичкой-ласточкой в край далекий , поскольку ты же не шавка какая-то, ты же Петух! . Мечта о воле находит свое воплощение в запоминающемся припеве: Лети, чтобы услышал весь мир хлопки твоих крыльев / Лети, улетая птичкой-ласточкой . Завершается этот манифест свободного полета монументальным Чтобы услышал весь мир / Чтобы услышал весь мир...

Как гласит история, во время дебюта Казмы-Казмы весной 91-го года звукооператор за пультом нервно курил сигарету за сигаретой, а по окончании действа, выдержав театральную паузу, спросил у продюсера Сергея Мясоедова: Ты мне скажи только одно: где ты их всех берешь? Хороший вопрос.

Идеолог Казмы-Казмы Евгений Ходош вырос в простой еврейской семье. Мать - детский врач, отец - джазовый музыкант, кажется, контрабасист. Творческие метания самого Женьки начались еще в музыкальной школе - пять лет обучения по классу ударных и четыре - по классу фортепиано. Школу он так и не закончил, поскольку весь последний год предполагаемой учебы играл на барабанах, флейте и синтезаторе в группе Товарищ . Параллельно Ходош в предельно сжатые сроки осваивает электрогитару и всерьез увлекается эстетикой средневековья.

После распада Товарища 18-летний мультиинструменталист организует панк-рок-трио Чичка-Дричка с не вполне обычным набором инструментов: гитара-барабаны-флейта. В истории остался их сверхагрессивный номер Повелитель бляха-мух , выпущенный на немецком компакт-диске Украинский андеграунд. Новая сцена . Сам Ходош этот короткий период вспоминать не любит - возможно потому, что уже тогда в его голове звучала совершенно иная музыка. Он слушал много произведений европейских композиторов XVI века: Жервеза, Аттеньяна, Сусато. Именно в это время Ходош начинает прогрессировать как композитор, написав в течение зимы 90-91 гг. большую часть новой, более сложной программы. Незавершенные мелодии Женя раскладывал на партии конкретных инструментов и отчетливо понимал, что для реализации подобных замыслов ему нужен более обширный состав. И он нашел то, что искал. Первые концерты Казмы-Казмы проходили на фоне абстрактных полотен огромного размера, нарисованных Димой Куровским - 16-летним флейтистом, с которым Ходош играл еще в Чичке-Дричке . Несмотря на юный возраст, у Куровского тоже был собственный проект Гниды , исполнявший не менее бескомпромиссную, чем Чичка-Дричка , анархическую музыку. Родом Дима был из Чернигова - особого места с боевой историей и со специфической энергетикой. Город славен своим старинным валом, на котором находится целая батарея пушек. Куровский любит показывать этот вал гостям, по-детски радуясь тому, что дула орудий направлены в сторону Киева.

Дед Куровского был не признанным украинскими властями поэтом, которого начали печатать только в 90-х годах. Будущий фронтмен и музредактор Казмы-Казмы уважал деда за радикализм и свободу духа. Сегодня я выйду на сцену в дедовских башмаках, - говорил он в гримерке перед дебютным выступлением. - Мой дед в них в пивном баре стихи читал. А теперь я буду в них играть. Здесь и сейчас .

Тандем Ходош-Куровский расширился до септета в считанные дни. С барабанщиком Женей Николаевским Ходош играл вместе в Товарище . Остальные участники группы были найдены Куровским в стенах музыкальной школы-интерната, где он учился.

Это были совершенно уникальные музыканты, которые собрались со всей Украины, - вспоминает Сергей Мясоедов. - Их отбирали из каких-то запредельных городов типа Изюма, Краматорска, Чугула. Я до сих пор не могу поверить, что столько талантливых ребят появилось сразу в одном месте. Причем все - без чердака. Они жили на одном этаже общежития, и это была жара .

Валеру Харьковского (валторна), Виталия Шевчука (труба), Женю Барышникова (фагот) и Сашу Негодуйко (рояль) от переизбытка энергии и нереализованных идей просто разрывало на части. После того, как в пятнадцать лет они вместе с Куровским сфотографировались в обнаженном виде под портретом Ленина, их обвинили в пропаганде гомосексуализма и лишь чудом не выгнали из интерната. Примерно в это же время шустрые украинские хлопцы побывали на проводимых Мясоедовым фестивалях альтернативного рока. Неизгладимое впечатление на них произвели Восточный синдром и Раббота Хо , и они начали проявлять себя как самостоятельно мыслящие музыканты.

Все они воспринимали философию и музыкальные идеи Казмы-Казмы не дискретно, а как явление, в котором чувствовали себя органично, - вспоминает Мясоедов, который не жалел ни сил, ни времени для создания дееспособного коллектива. - Предлагаемые Ходошем идеи музыканты воспринимали мгновенно. Не было никакого барьера. Они сразу ассимилировались и создали это поле тяготения .

Весной-осенью 91-го года Казма-Казма с легко предсказуемым триумфом выступает на рок-фестивалях - Индюшата в Твери, Агасфер в Москве, Перекресток в Саратове. Сразу же после московского концерта Казмы-Казмы за кулисы ворвался Сергей Летов. Он находился в неописуемом восторге и, раздавая визитки, говорил: Теперь я знаю, что мне отвечать на Западе на вопрос: Есть ли в СССР современная музыка?

После этих гастролей музыканты начали поиски человека, который сумел бы зафиксировать их позитивно-разнузданную смесь акустики и электричества на пленку. Вскоре был найден местный рок-Кулибин по имени Александр Вакуленко. Он работал в консерва-тории и выглядел лет на двадцать старше вчерашних школьников из Казмы-Казмы . Он ходил в старых джинсах, носил длинные волосы, а за его густой бородой не было видно кадыка. Вакуленко специализировался на записи духовой музыки, но внешний вид выдавал в нем человека, который по ночам втихаря слушает рок. Его заинтересованность, доброжелательность и многолетний студийный опыт записи крупных симфонических составов на эпохальные агрегаты STM при помощи пультов Электроника и советских динамических микрофонов стали для музыкантов неперебиваемыми козырями.

Дебютный альбом Казмы-Казмы записывался в концертном зале харьковского Института искусств, где впоследствии дислоцировалась знаменитая местная студия SMC Factory. Вся панорама саунда выстраивалась Вакуленко без применения ревербератора - с учетом акустики больших помещений и многомикрофонной системы звукозаписи. Записывались ночами, поскольку днем по близлежащей улице ездили трамваи. Работали напряженно, не без нервных срывов. Протяженность большинства композиций превышала стандартное трехминутное время, и записать их без разбега было невероятно сложно. Первоначально фиксировалась болванка, состоящая из барабанов, гитары, рояля и трубы. Затем были произведены две аппликации: вокал, флейта, фагот, валторна и, в самом конце, сдвоенная гитара и труба.

В течение недели семеро юношей, звукач-верховода и продюсер с отстраненным мнением, подручной хитростью и смекалкой подковывали упрямую блоху, - вспоминает Ходош. - Мы понимали, на что реально можем рассчитывать, и остались довольны результатом. Что бы там ни говорили, в том году мы действительно были Королями Баланса .

Дальнейший путь Казмы-Казмы получился достаточно извилистым. Вскоре после того, как был записан альбом Пляски трубадуров (фрагменты из него опубликованы в ряде немецких и украинских CD-компиляций), группу покидает Куровский. Я всегда чувствовал, что мы иллюстрируем наступление зла , - сказал он перед уходом. Доля истины в его словах была. Как верно заметили рок-критики, эстетический баланс духовного напряжения песен переместился от любви-жизни к любви-смерти , окрасив музыкальную феерию Казмы-Казмы в темные тона эсхатологии и черного юмора .

То время однозначно на всех давило, и эсхатология действительно витала в воздухе, - вспо-минает Мясоедов, который, несмотря ни на что, продолжал пропагандировать в бывшем СССР и за его пределами украинскую авангардную рок-музыку. - Общее ощущение было таково, что наступает конец света. После событий в Закавказье и Прибалтике многие ждали, что в городе вот-вот появятся танки. Все это действительно ассоциировалось с чумой .

Не случайно в то время Ходош собирался (параллельно записи второго альбома Катакомбы любви ) сочинить музыку для балета Чума . Он написал либретто, придумал лейтмотив и костюмы для танцоров, но дальше этого дело не пошло. Стиль Казмы-Казмы сместился от фолк-панка в сторону крупных медитативных композиций, навеянных постиндустриальной готической музыкой и творчеством Swans, Coil и Psychic TV. При этом сместился и центр тяжести - от драйва физиологического к драйву душевному.

В 93-м году выступление Казмы-Казмы на презентации вышеупомянутого компакт-диска Украинский андеграунд транслировалось по российскому и немецкому телевидению. Спустя год группа сыграла на московском рок-фестивале Индюки-94 , где представила принципиально новую программу, состоявшую из антитоталитарных, очеловеченных маршей. Ходош при этом перешел с гитары на барабаны, а Саша Негодуйко - с рояля на тромбон.

Остальные музыканты первого состава Казмы-Казмы проявили себя либо в сольных выступлениях, либо в других проектах. Дмитрий Куровский организует группу Фоа-Хока , ориентированную на жесткий индустриальный рок на украинском языке. Композиция Фоа-Хоки Коноплi ся зеленiють (обработка народной песни), также опубликованная на диске Украинский андеграунд , является одним из самых ярких моментов альбома. Женя Николаевский играл в группе Черепахи и еще в нескольких харьковских командах. Шевчук и Харьковский закончили консерваторию, а Барышников вырос в фаготиста европейского класса и выступал, в частности, с сольными концертами в Кельне.

В конце 90-х о Казме-Казме как о реально функционирующей музыкальной единице известно немного. Их последняя программа представляла собой академическую музыку, исполняемую оркестром из одиннадцати человек. После Плясок трубадуров и Катакомб любви группа альбомов не записывала.

Иногда я задумываюсь над тем, зачем вообще все это делалось, и нахожу только один ответ, - вспоминает, оглядываясь на пройденный путь, Евгений Ходош. - Мы пытались найти для себя вселенское утешение от вселенской скуки .

И вот, когда я так горевал, веселые речи и утешения друга принесли мне столь великую пользу, что, по крайнему моему уразумению, я только благодаря этому и не умер... (Д.Боккаччо. Декамерон )

04.09.2002, Александр КУШНИР (100 Магнитоальбомов Советского Рока)

Вставить эту статью в блог:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Харьков
Материалы по теме:
Пляски трубадуров

Бойтесь желаний своих – Диана АРБЕНИНА Диана Арбенина продолжает раздеваться для клипов и фотосессий. В этот раз - в необычной компании »»

На самом деле, я - Бэтмен – COLDPLAY Новый хит Coldplay, созданный в сотрудничестве с EDM-троллями, честно объясняет, что никто из нас… »»

Добрый дедушка – Eddie Van HALEN Эдди Ван Хален пожертвовал 75 гитар в благотворительный фонд, который помогает детям из бедных… »»

R.I.P. – ИЗ ЖИЗНИ Убит посетитель концерта The Exploited »»

Тихо в лесу – TOKIO HOTEL Немецкие эмо-рокеры Tokio Hotel выпустили клип на второй сингл с нового альбома. »»

Во имя разума – Сергей ШНУРОВ Шнур сочинил матерные стихи про передачу РПЦ Исаакиевского собора. »»

Винтаж, шарман – Lana Del REY Новое видео Ланы дель Рей "Love" разрешило загадку таинственных постеров »»

Снова в бою – Paul MCCARTNEY Два бывших участника The Beatles Пол Маккартни и Ринго Старр впервые за семь лет появились вместе в… »»

Все, что я хочу - это ты – Roger WATERS Вот это новость: Роджер Уотерс выпускает первый сольный альбом за 22 года! »»

Смекалочка – ИЗ ЖИЗНИ Школьник проник на концерт любимой группы в Альберт-холле, подделав статью в Wiki. »»

Главный смокинг – НАГРАДА Выступления на "Оскаре": Джастин Тимберлейк, Стинг, Джон Ледженд и другие »»

Добавочки! – SZIGET К лайн-апу грядущего юбилейного Sziget добавились PJ Harvey, Стив Аоки, Alt-J, Rudimental и ещё два… »»

Итоги Brits: нет героев среди живых – НАГРАДА Дэвиду Боуи посмертно присуждена BRIT Awards сразу в 2 номинациях; лучшая группа - 1975. Расходимся. »»

Стереокино – ФЕСТИВАЛЬ Питерский фестиваль Stereoleto объявляет первые имена »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

Юбилей свободного джаза – Юрий МАРКИН В России отмечают 75-летний юбилей Юрия Маркина, мэтра отечественного фри-джаза »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Оркестр, музыку! – THE CINEMATIC ORCHESTRA Авторы лучшего саундтрека к "Человеку с киноаппаратом" выступят в России с новой программой. »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

R.I.P. – Larry CORYELL Гитарист-виртуоз Ларри Корьелл, которому обязан появлением на свет стиль фьюжн, скончался в 73 года… »»

R.I.P. – Al JARREAU Умер Эл Джерро - самый харизматичный джазовый вокалист, семикратный обладатель Грэмми »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Повеситься можно – RADIOHEAD Программист Чарли Томпсон составил рейтинг всех песен и альбомов группы Radiohead по степени их… »»

Пони и радуги – ИЗ ЖИЗНИ Новое течение "Unicorn music" состоит из ретро-элементов. Мы расскажем, как создать музыкальное… »»

Musikmesse 2017: стартуем весной – ТЕХНИКА Международная выставка музыкальных инструментов, софта, техники и аксессуаров Musikmesse 2017… »»

Ку – 5'NIZZA Новый альбом харьковского дуэта -радушное приветствие после долгого отсутствия »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

Цифры года 2016 – ИЗ ЖИЗНИ Традиционный рейтинг Звуков: чуть меньше букв, чуть больше цифр. »»

Спой для Трампа – ИЗ ЖИЗНИ Как Дональд Трамп разделил музыкантов на два лагеря и стал катализатором нового ренессанса… »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

20:00 – Клуб Игоря Бутмана на Таганке – Даниил КРАМЕР Даниил КРАМЕР »»

21:00 – Петрович – Дилижанс Дилижанс »»

21:00 – Эссе – Яков ОКУНЬ Яков ОКУНЬ »»

Хроника28/02

1942 – Родился Брайан Джонс , гитарист "Роллинг Стоунз". Его пристрастие к наркотикам, стремительная карьера и трагическая смерть в 27 лет сделала его одним из первых музыкантов, составивших печально известный "Клуб 27"  »»

1942 – Родился рокер Брайан Джонс - ритм-гитарист The Rolling Stones. Cтал знаменитым благодаря своему музыкальному таланту направлять мелодию в необычном направлении, яркому образу модника и пристрастию к наркотикам. Его смерть в 27 лет сделала Джонса одним из первых музыкантов, составивших печально…  »»

1970 – Песня "Bridge over Troubled Water" дуэта "Simon & Garfunkel" на шесть недель заняла первое место в американском хит-параде  »»

1985 – Скончался Дэвид Байрон, вокалист легендарной английской рок-группы Uriah Heep. английский рок-музыкант, певец и автор песен. Он начинал в Spice, но всемирную известность получил как вокалист хард-рок-группы Uriah Heep. После ухода из группы в 1976-м пытался начать сольную карьеру, отклонил…  »»

1998 – Селин Дион взлетела на вершину американского хит-парада с песней "My Heart Will Go On" из кинофильма "Титаник"  »»

Don HELMS (1927)

John FAHEY (1939)

Joe SOUTH (1940)

Barbara ACKLIN (1944)

Ian STANLEY (1957)

Свежая реплика

КсенофаризмXENA 18/02/2017 22:48 от bimba19 They updated it! I got this IMVU credits code and it got accepted! You get it completely free from http://imvucreditsgenerator.com ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить