Matthew BOURNE  Мультимедийная антиутопия

Британский пианист и французский электронщик покажут в России перформанс по мотивам романа "Мы"

Британский пианист Мэтью Борн – фигура, объединяющая два мира и две идеологии. Он одинаково свободно чувствует себя как в роли академического композитора и в роли джазового импровизатора. Борн получил образование в обеих дисциплинах, но поначалу был известен как джазмен: в этом качестве он заработал себе имя, получив сначала премию Перье как лучший молодой джазмен (2001), а потом и номинировавшись на аналогичную награду от BBC. Однако карьера джазмена-ортодокса Мэтью не слишком прельщала – он интересовался примерно всей современной музыкой вплоть до рока и клубной электроники и стремился использовать различные идеи и техники. Он увлекался сэмплированием и регулярно совершал рейды то в сторону замысловатой электроакустики, то в направлении романтической неоклассики и минимализма. В результате, Борн заработал репутацию универсала и человека широких взглядов. Сеть его музыкальных контактов вела с одной стороны к Джону Зорну (John Zorn) и Тони Баку (Tony Buck), с другой – к Bonobo и Амону Тобину (Amon Tobin).

Среди тех, с кем Борна свела извилистая музыкальная дорожка оказался и француз Франк Вигру (Franck Vigroux) – человек с примерно таким же необъятным кругозором и похожей биографией. Его основным инструментом считается гитара, хотя Франк совсем не чужд электроники, а в сферу его деятельности входит и джаз (тут в его активе, например, работа с Эллиотом Шарпом и Зиной Паркинс), и электроакустика на грани нойза (тут лучшей рекомендацией будет упоминание совместного проекта с Микой Вайнио из Pan Sonic), и даже современный перформанс и междисциплинарное искусство.

Их первая совместная работа "Call Me Madame (Good News From Wonderland)" (2009) звучала как безумный глитч-коллаж, где в жерло цифровой мясорубки попали Вагнер, записи биг-бендов середины прошлого века, хэви-метал и Эрик Сати. Спустя 6 лет Борн и Вигру снова объединили усилия, на этот раз чтобы целиком переиграть альбом Kraftwerk "Radioactivity", отметив заодно его сорокалетний юбилей. И на этот раз их коллаборация звучала как воображаемый союз Fennesz и Вайнио при участии кого-нибудь из клиентов лейбла Blackest Ever Black. Электростатический треск, мрачное басовое гудение и абразивные перегруженные рифы. На этот раз Фрэнк и Мэтью (которые уже успели выступить в Москве порознь – Борн давал сольный концерт в серии, приуроченной к выставке "Генеральная репетиция", а Вигру представлял на "Синтпозиум" аудиовизуальный проект с Антуаном Шмитом) везут представление по мотивам романа Евгения Замятина "Мы" для фортепиано, голоса и электроники. И кажется, нам предстоит увидеть дуэт с какой-то новой, ранее невиданной стороны. В роли саппорта на московском концерте выступит отечественный импровизационный проект Chorda, а в Петербурге – коллектив Post Quartet.

6 февраля, 20:00
Москва, КЦ "Зил" (зал Конструктор)

8 февраля, 17:00
Санкт-Петербург, Музей Музыки (Шереметевский дворец)

23.01.2020, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)