Это был первый в СССР альбом индустриальной музыки, невероятно качественно записанный и идеально выдержанный стилистически. Кислоты ассоциировались с урбанизированным смерчем, напоминая озверелый звуковой терроризм, при котором атональный вокал и примитивный ритм умышленно вытесняют гармонии и мелодии. Авторами этого нашумевшего опуса (который в 88-м году мог бы конкурировать с западными работами подобной направленности) являлись молодые московские ученые Алексей Борисов и Иван Соколовский. Отстраненно-статичный сценический имидж новых физиков во многом соответствовал их гражданскому статусу. Идеологи Ночного проспекта закончили соответственно исторический и философский факультеты МГУ и готовились к защите кандидатских диссертаций. Борисов специализировался на нюансах Фолклендского конфликта, а Соколовский - на творчестве религиозного философа Алексея Хомякова.

В Ночном проспекте Борисов пел и играл на гитаре, Соколовский - на клавишах и синтезаторном басу. Оба музыканта были выходцами из академической среды и поэтому всегда интересовались актуальной информацией, находясь в курсе последних событий на электронно-авангардистских фронтах мира: от Psychic TV и Einsturzende Neubauten до Штокхаузена и Кейджа. В определенный момент Борисов и Соколовский пришли к выводу, что пропагандируемая ими музыка должна разрушать представления о тонированном звуке и оказывать на слушателя прямое физиологическое воздействие.

Любопытно, что ранний Ночной проспект специализировался на совершенно иной эстетике, исполняя танцевальные мелодии - от твистов и рок-н-роллов до ретро-номеров и новой волны. Правда, предшествующие Кислотам программы Гуманитарная жизнь и Демократия и дисциплина уже напоминали утяжеленный электронно-трансовый техно-поп, исполнявшийся на концертах при помощи заранее изготовленной ритмической болванки.

Несмотря на шарм и скромное обаяние вокалистки Натальи Боржомовой, группе долгое время не хватало какой-то изюминки. Скорее всего, им просто не везло. Неудивительно, что впоследствии одна из композиций на Кислотах называлась Всеобщее невезение . Невезение это могло бы продолжаться и дальше, не получи Ночной проспект приглашение выступить весной 87-го года на крупном рок-фестивале Литуаника в Вильнюсе. Предстоящее действо спровоцировало тандем Борисов - Соколовский на ряд радикальных поступков.

Первое, что они сделали, - это пригласили новых музыкантов и расширили состав группы до квартета. Вместо ушедшей Боржомовой в Ночном проспекте появились скрипач Дмитрий Кутергин и барабанщик Сергей Павлов. До этого Кутергин играл на электроскрипке и клавишах в составе группы Доктор , исполнявшей смесь неоромантики и фри-джаза. Сергей Павлов был профессиональным барабанщиком, успевшим переиграть в массе рок-команд, включая Коррозию металла . Внешне он напоминал Паука, был вызывающе волосат и тяготел к парадоксальным поступкам и алогичным ходам. При крайне агрессивной хард-роковой манере игры Павлов всерьез увлекался полиритмией, а его музыкальным кумиром был Билли Кобэм.

...Надвигавшийся рок-фестиваль катализировал фактически заново сформированную команду на кардинальную смену стиля. Ночной проспект решил наехать на мозги расслабленного парами перестройки населения серией жестко сыгранных индустриальных номеров. Новая программа представляла собой электронный noise-beat, тщательно отредактированный и отрепетированный, в котором посреди компьютерно-синтезаторного шквала неожиданным диссонансом вкраплялись звуки живых инструментов - гитары, скрипки, ксилофона, металлических перкуссий и барабанов. Борисов за несколько дней прямо на работе сконструировал комбинированную лирику - смесь подсознательных образов, механического письма и сюрреализма. Особенно впечатляюще у него получались мрачные прогнозы в области социальных катаклизмов и экологического апокалипсиса: Молочный запах раздражает мне плоть, мясо противно на вкус / Консервы и овощи выбросим разом, вода превратится в уксус / Кислоты проникнут в кровь, кислоты проникнут в кровь... Тексты совмещались с мелодиями в пожарном порядке. Борисов пришел на последнюю перед Литуаникой репетицию, достал пачку текстов и начал подбирать для них соответствующие мелодии, - вспоминает Иван Соколовский. - Поскольку Леша не помнил слов, то на сцену он выходил с бумажками, на которых вся эта поэзия была написана. Затем листики с текстом бросались в публику. В этом жесте заключался особый прикол - мол, зрители, которые не успели запомнить слова, могут теперь ознакомиться с ними . Центральным пунктом в выверенной электронно-гитарной атаке на зрительское сознание стала композиция Кислоты . Когда на Литуанике Борисов с мрачным видом непризнанного футуролога начал вещать о том, что выпадут волосы, лопнет пузырь , члены жюри демонстративно покинули зал со словами: Не нужен нам этот индастриал! и отправились пить кофе. Шокированные рефери от рок-культуры восприняли выступавший следом за Ночным проспектом Наутилус Помпилиус просто как небесную музыку и присудили свердловчанам первую премию.

...Весь 87-й год Ночной проспект катался по стране с концертами, подвергая музыкальному облучению не подготовленных к подобному воздействию слушателей. Композиция Кислоты растягивалась по времени в несколько раз и звучала в течение 20-25 минут. Неудивительно, что к концу выступления в зале редко оставалось более половины населения.

Народ приходил на концерты бухать и танцевать под Маленькую бэйби , - вспоминает Соколовский, которого такое положение дел явно не устраивало. - Мы же специально давали Оруэлла , культивировали и предрекали состояние мрака, трагизма и безумия. У нас была установка на дегуманизацию - в том смысле, в котором Ортега-и-Гассет описывал этот термин .

Для практической реализации этих теорий Иван упорно возил на концерты несколько массивных аналоговых синтезаторов, из которых один только Korg Mono Рoly весил более двадцати килограммов. Соколовскому было важно сохранять в течение всей акции первородность звучания и ощущение тотальной пурги . Ради этого он был готов терпеть любые бытовые неудобства.

В декабре 87-го года Ночной проспект наконец-то засел за запись. В то время Соколовскому удалось за бесценок приобрести целую коллекцию аналоговых синтезаторов, которые в конце 70-х - начале 80-х были на вооружении музыкантов вроде Клауса Шульце или Tangerinе Dream. Кроме того, появился довольно мощный сэмплер, который был скоммутирован с синтезаторами Соколовского. Это был необычный ход, - вспоминает Алексей Борисов. - Синтезировать цифровую и аналоговую технику в те времена было непросто. Аналоговые инструменты считались немодными, выглядели громоздкими, и все от них избавлялись, играя на цифровых синтезаторах, которые неизменно давали отпечаток холодного пластмассового звучания .

На первой стадии сессии музыканты записали на четырехканальную портостудию Вежливого отказа партии ударных и бас-лайн. Затем болванка была скинута на восьмиканальный магнитофон Tascam, а в оставшиеся незаполненными каналы были дописаны партии скрипки, гитары и ксилофона, на котором играл Дима Кутергин. Последним записывался вокал. На пяти композициях пел Борисов, на одной ( Наденем пилотки ) - Кутергин. Специфический, несколько монотонный голос Борисова подвергался специальным обработкам с целью трансформировать его и воздействовать на вокальные тембры пластически.

Сессия происходила на квартире Андрея Синяева, с которым Ночной проспект сотрудничал с 85-го года. Синяев был достаточно опытным и гибким звукооператором, который с равным успехом мог записывать как поп-артистов типа Малежика и Шаповалова, так и рок-группы. В процессе работы с Ночным проспектом он организовал запись спонтанных звукоэффектов, а также предложил необычный метод фиксирования гитарных партий. Гитару подключали с легкой перегрузкой к рижскому транзистору Спидола , который убирался в сервант и запирался в одном из отсеков, - вспоминает Борисов. - К динамику транзистора ставился микрофон, вследствие чего имитировался эффект звучания гитарного комбика. На композиции Кислоты мы брали детский моторчик, на конец которого накручивалась леска. При включении моторчик подносился к гитаре таким образом, чтобы вращающаяся леска била по струнам. На мотор реагировали звукосниматели - если этот сигнал обрабатывать какими-то эффектами, то можно было достичь прямо-таки гипериндустриального звука .

Запись альбома длилась достаточно долго и завершилась лишь весной 88-го года. Немало времени у музыкантов заняло сверхтщательное сведение - практически для каждой композиции существовало по 2-3 смикшированных варианта, из которых после долгих споров и прослушиваний выбирались лучшие. Композиции располагались таким образом, что вначале шли динамичные маршевые зарисовки индустриального плана, а вся вторая сторона состояла из более абстрактных психоделических номеров с определенной социальной направленностью в текстах.

Когда человечество начинает играть в роботов или в каких-то безэмоциональных людей, оно провоцирует нормальных индивидуумов на бунт против этого, - говорит Соколовский. - У нас была установка шокировать людей нашей музыкой и текстами, причем шокировать именно в том смысле, в котором обычно выступает авангард. Может быть, внутри людей что-то после этого будет меняться. Как говорил Аристотель, философия начинается с удивления . ...Подпольные и кооперативные дистрибьюторы, знакомые с музыкой Ночного проспекта по ранним рок-н-ролльным альбомам и совместным песням с Боржомовой и Агузаровой (альбом Гуманитарная жизнь ), принялись активно пропагандировать Кислоты через сеть многочисленных звукозаписывающих киосков. Возможно, определенное впечатление на них произвели слухи о том, что одна из кассетных копий Кислот была подарена Фрэнку Заппе, а во французской музыкальной прессе было опубликовано несколько положительных откликов на альбом. Когда же писатели осознали, ЧТО ИМЕННО они продают, было уже поздно. В итоге на стихийном аудио-рынке произошла несколько наивная культурологическая провокация, осуществленная в нейтральных водах пограничной территории между спросом и предложением.

Спустя год после выпуска Кислот золотой состав Ночного проспекта не выдержал психологических перегрузок и дал трещину. Музыканты группы продолжали выступать в ряде других экспериментальных проектов. У Ивана Соколовского это были Soft Animals, Ят-ха и Солдат Семенов , у Алексея Борисова - Ночной проспект , F.R.U.I.T.S., Atomic Bisquit Orchestra, у Сергея Павлова - Ракета . Но повторить успех Кислот ни одному из этих коллективов не удалось - ни в звукозаписи, ни в концертном исполнении. Что же касается степени новаторства Кислот , то именно эти эксперименты с аналоговой и цифровой электроникой слушаются в конце 90-х не менее актуально, чем пропагандируемая нагловатыми ди-джеями примодненная кислотная музыка с большей или меньшей степенью вторичности.

04.09.2002, Александр КУШНИР (100 Магнитоальбомов Советского Рока)

Вставить эту статью в блог:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 января 1985
Место образования: Москва
Материалы по теме:
Кислоты
Релизы:
1990 Сахар
1989 Асбастос
1988 Киcлоты

Мир спасет любовь – John LEGEND Джон Ледженд показал в новом клипе современных Ромео и Джульетту: мусульманку и нелегала »»

Покадровая съемка – MONATIK Monatik выпустил "режиссерское видео", в котором показал процесс съемки видео "УВЛИУВТ" »»

Теракт на концерте – ИЗ ЖИЗНИ В Англии на концерте Арианы Гранде прогремел взрыв. 19 погибших, 50 раненых. »»

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Достучаться до небес – FOO FIGHTERS Концертная премьера новой песни Foo Fighters. Видео. »»

Купи у бога копирайт на русский язык – Борис ГРЕБЕНЩИКОВ РАО запрещает БГ выпускать альбомы »»

Я надену все лучшее сразу – СПЛИН Сплин готовит в Москве летний open air, на котором сыграет все хиты »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

Пересадочная станция – HALSEY Американская поп-певица Halsey впервые выступит в России »»

Финал Евро-2017. Запрещенка live! – ЕВРОВИДЕНИЕ Трансляция Суперфинала из мирового подполья! Подключайтесь и комментируйте любимое музыкальное… »»

Два притопа – Emir KUSTURICA And THE NO SMOKING ORCHESTRA 5 причин посетить концерт Эмира Кустурицы и его раздолбайского оркестра »»

Два притопа – Emir KUSTURICA And THE NO SMOKING ORCHESTRA 5 причин посетить концерт Эмира Кустурицы и его раздолбайского оркестра »»

2 полуфинал Евровидения-2017. Запрещенка! – ЕВРОВИДЕНИЕ Второй полуфинал Евро: вещаем из подполья! »»

Гаражная музыка – ФЕСТИВАЛЬ Джек Гарретт, London Grammar и Flying Lotus сыграют в Гараже »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

"Можно быть успешным в музыке, абсолютно не продав и не предав себя" – Юрий НАУМОВ Гитарист Юрий Наумов - о юбилейном концерте, истоках психоделики и о том, как оставаться… »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

19:00 – ЦКИ Меридиан – Александр СЕРОВ Александр СЕРОВ »»

20:00 – Aurora Concert Hall – РЭП ПРО РЭП ПРО »»

20:00 – Ритм Блюз Кафе – Катя ГОРДОН Катя ГОРДОН »»

20:00 – Московская консерватория им. П.И.Чайковского – Романтическая Классика Романтическая Классика »»

20:00 – Yotaspace (ГлавClub Москва) – Нaйк БОРЗОВ Нaйк БОРЗОВ »»

20:00 – 16 Тонн – EVERYTHING IS MADE IN CHINA EVERYTHING IS MADE IN CHINA »»

20:00 – Клуб Music Box – АКЦИЯ АКЦИЯ »»

20:00 – Клуб Космонавт – МЕЛЬНИЦА МЕЛЬНИЦА »»

20:00 – Московский дом блюза «BB King» – Денис МАЖУКОВ Денис МАЖУКОВ »»

20:00 – Клуб Fassbinder – МОРЭ & РЭЛЬСЫ МОРЭ & РЭЛЬСЫ »»

20:00 – Выставочный зал ЦДХ – Тигран АМАСЯН Тигран АМАСЯН »»

20:00 – Jam Club – ХОРОНЬКОКУНЬ ХОРОНЬКОКУНЬ »»

20:00 – Дефакто – МИСТЕР ТВИСТЕР МИСТЕР ТВИСТЕР »»

20:00 – Клуб ГАРАЖ – Jack GARRATT Jack GARRATT »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – Нaйк БОРЗОВ Нaйк БОРЗОВ »»

20:30 – Джаз-клуб Академический – ДЖАЗ С БОРОДОЙ ДЖАЗ С БОРОДОЙ »»

21:00 – Московский Планетарий – TWO SIBERIANS TWO SIBERIANS »»

Хроника25/05

1948 – Родился Клаус Майне - вокалист и визитная карточка группы Scorpions. Карьера певца едва не прервалась в 1980 году, когда врачи обнаружили у него грибок на связках. Год реабилитации потребовался, что к Клаусу вернулся голос. Появившийся особый призвук и стал визитной карточкой "скорпов"  »»

Jimmy HAMILTON

Hal DAVID (1921)

Milt BERNHART (1926)

Norman PETTY (1927)

Dick MCDONOUGH (1938)

Trevor Oliver TAYLOR (1957)

Paul WELLER (1958)

Кристина ОРБАКАЙТЕ (1971)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%