После первых акустических альбомов и напичканного боевиками Иллюзорного мира Григорян и команда решили записать полноценную электрическую работу. Времена изменились. Эпоха квартирных концертов оставалась в прошлом. Один из последних значительных акустических сейшенов Крематорий в составе: Армен Григорян (гитара), Виктор Троегубов (гитара), Михаил Россовский (скрипка) - сыграл вместе с дуэтом Цой-Каспарян в университетском общежитии зимой 87-го года. Примерно с этого же момента Крематорий начинает стабильно выступать с электрической программой. Концертов становилось все больше, и параллельно росло число незафиксированных на пленку новых песен. Неудивительно, что как-то после очередного выступления Григорян сказал музыкантам: Ребята! Давайте наконец-то сделаем нормальный альбом на нормальной студии. Иначе мы просто потеряемся .

Впервые за свою пятилетнюю историю Крематорий начал серьезно готовиться к записи. Менеджер Дима Бродкин обеспечил финансовую сторону мероприятия, организовав перевод денег со счетов московской рок-лаборатории на счет киностудии имени Горького, в которой планировалось осуществить запись нового альбома. Понимая, что у группы появилась реальная возможность поработать в нормальной студии, Григорян затеял предварительную демо-запись - случай для Крематория небывалый. К этому моменту (осень 87-го года) из-за этических и идеологических расхождений с Григоряном Крематорий покинул Виктор Троегубов, основавший собственный проект Дым . Также из группы ушел барабанщик Александр Стив Севастьянов ( Крематорий II , Иллюзорный мир ), оккупировавший кресло первого секретаря Ждановского райкома комсомола. Играть на барабанах в те бурные времена ему было в лом, поэтому демонстрационка и сама Кома записывались под ритм-бокс.

В многовековой дискографии Крематория подобная компьютеризация состоялась в первый и последний раз. Ритм-бокс был собран вручную сокурсником Григоряна по Авиационному институту Алексеем Кондратьевым. Кондратьев, в честь которого и была написана песня Кондратий , был простым русским гением-самоучкой. Неудивительно, что cконструированный им фанерный чемоданчик с пожелтевшими кнопками успешно заменял фирменный ритм-бокс. Особенно эффектно у этого агрегата, внешне напоминавшего хитроумное взрывное устройство, получались многочисленные брейки и барабанные проходы. На фоне таких звуков всевозможные Ямахи и Касио просто отдыхали.

Демо-запись Григорян делал с минимальным количеством музыкантов - вплоть до того, что сольные партии на гитаре исполнял сам. Несложно предположить, что уход двух членов группы стал для него немалым раздражителем, который, подстегивая его честолюбие, усиливал всевозможные творческие амбиции.

Играть вместе с друзьями дальше было нельзя, - вспоминает Григорян. - С ними можно пить, ходить по девочкам, но для группы это означало бы тупик. Чтобы сделать серьезный альбом, в студии нужны были музыканты, а не инженеры .

Действительно, жанр и стилистика песен будущего альбома требовали участия в записи профессиональных исполнителей с самой разной специализацией. На Коме присутствовали энергичные рок-н-роллы ( Африка , Реанимационная машина ), кантри ( Хит-парад ), акустический Кондратий , психоделическая Клаустрофобия , хард-рок Гимн мертвым , кришнаитская Харе Рама , а также Гончие псы , мелодия которой представляла компиляцию сразу нескольких композиций Doors. Я никогда не относился к Моррисону, как к революционеру, - говорит Григорян. - Он мне нравился и без революции - как мелодист с красивым драматичным вокалом. Гончие псы - это такой надгробный холмик памяти Doors .

Накануне сессии Григорян пригласил в Крематорий гитариста Олега Лагутина, саксофониста Александра Куницына (позднее сыгравшего на альбоме Клубника со льдом ) и скрипача Вадима Саралидзе ( Дым ), впоследствии принимавшего участие в записи альбома Дорога в облака группы Браво . Следующим, весьма неординарным шагом Армена стало привлечение к процессу записи актрисы театральной студии Арлекин Ольги Бочаровой. Несмотря на протесты продюсирующего альбом Бродкина, это было стопроцентное попадание в цель. Бочарова пела в унисон на Мусорном ветре , исполняла мантры на Харе Рама и оперные вокализы на Клаустрофобии , томно вздыхала, кокетливо мяукала и имитировала звуки любовной вакханалии на Реанимационной машине . В соседний микрофон подпевал ее законный супруг актер Владимир Власенко. Сдвоенный бэк-вокал семейства Власенко придавал мрачным композициям Крематория новую окраску, которая после выхода альбома сразу же стала предметом бесконечных дебатов.

Последней из песен Комы была написана Безобразная Эльза - по горячим следам шапочного знакомства Григоряна с Венедиктом Ерофеевым. Как гласит история, их интенсивное общение переросло в глобальную пьянку, в финальной стадии которой из аквариума у реальной девушки Эльзы были съедены все рыбки, привезенные из Японии.

Я хорошо помню, как в каком-то коридоре Армен под гитару впервые спел Эльзу , - вспоминает Бродкин. - Когда он ее исполнил, трудно было предположить, что это будет суперхит. То, что пел Григорян, и то, во что превращалась песня в результате совместной обработки музыкантами, были два совершенно разных произведения . Окаймляли Кому скрипичные зарисовки Михаила Россовского, стилизованные под старинный реквием. Примечательно, что название финальной пьески переводилось с испанского как конец жизни , что было созвучно испанской же надписи на лицевой стороне оригинального оформления магнитоальбома: Смерть читает список человеческих прегрешений на этой земле . Тема коматозного состояния и смерти выглядела сквозной в альбоме, претендовавшем на роль туристического путеводителя в царство мрачное Аида . Экскурсия по королевству белых мумий стирала границы между понятиями красота , любовь и смерть , и они представляли собой нечто неразделимое: Моя смерть разрубит цепи сна, когда мы будем вместе .

Жемчужиной Комы стала композиция Мусорный ветер , написанная Григоряном под впечатлением от одноименного рассказа Платонова. Сюрреалистический сюжет о задавленном жизнью человеке послужил основой для будущего хита Крематория . Вскоре музыканты уже записывали Мусорный ветер для телевизионного клипа, который буквально вытолкнул группу из квартирных апартаментов на просторы всесоюзной популярности. Интересно, что в природе существовала еще одна версия этой композиции, записанная группой во время съемок телепередачи Рок-мост Ленинград - Москва . Но пресловутый телемост в эфир так и не вышел (по-видимому, из цензурных соображений), а сохранившуюся фонограмму Мусорного ветра с удивительно красивым двухголосием Троегубова-Григоряна последний использовать на альбоме не стал.

Свою каноническую аранжировку Мусорный ветер приобрел непосредственно в киностудии Горького, причем памятное скрипичное соло играл не Россовский, а Вадим Саралидзе. Это был показательный момент. Михаил Россовский, один из наиболее ярких концертных скрипачей в советском роке, очутившись в студии, начинал заметно нервничать. У него периодически возникали конфликты со звукорежиссером, который требовал от музыкантов безупречной тональной стройности. Поэтому в самый ответственный момент Григорян решил не рисковать. И если на большинстве композиций партию скрипки исполнял Россовский (плюс блестящее таперское фортепиано в Реанимационной машине ), то в Мусорном ветре и Клаустрофобии вместо него играл Вадим Саралидзе - по его же собственному желанию не указанный ни в одной из аннотаций той поры.

Россовский - музыкант от бога, - говорит Григорян. - Из-под его пальцев никогда не выходили прямые ноты, но всегда выходила музыка - очень своеобразная и красивая. У Саралидзе все было наоборот. Это профессиональный музыкант в галстуке, сюртуке и с нотным станом, который умеет безошибочно воспроизвести ноты. Четкие, красивые, но все-таки ноты. Главным для нас было совместить на записи дух одного и консерваторскую технику другого .

Подобная проблема - правда, менее остро - стояла в отношении выбора гитаристов. Решена она была малой кровью: ветеран Крематория Евгений Джон Хомяков переключился на ритм-гитару, а все соло импровизационного плана исполнял Олег Лагутин.

Партию баса сыграл Сергей Пушкин Пушкарев, дебютировавший в Крематории на альбоме Иллюзорный мир . С точки зрения Бродкина, он являлся самым талантливым аранжировщиком в группе. Фортепианное соло Пушкарева в Гончих псах оказалось одним из украшений Комы .

Запись альбома осуществлял звукорежиссер Николай Шестов. Это был крепкий и опытный профессионал, который уже достаточно давно записывал саундтреки к кинофильмам всех мастей. Его клиентами были Эдуард Артемьев и акустические составы типа Деревянного колеса , симфонические оркестры и джазовые диксиленды. В свое время Шестов работал дирижером в оркестре классической музыки, что служило гарантией того, что традиционной рокерской халявы с ненастроенными инструментами и нечетко сыгранными инструментальными партиями на альбоме не будет по определению.

Кома писалась на два восьмиканальных магнитофона Tascam в огромном просмотровом зале киностудии, причем звукорежиссерская кабина находилась на втором этаже. Сигнал Мотор! Шестов заменял жестами из-за стекла, напоминая в эти мгновения то ли регулировщика на перекрестке, то ли матроса с флажками на мачте. Из-за того, что студийные смены перемежались с паузами, запись растянулась на несколько месяцев и была завершена лишь зимой 88-го года.

Когда сведение было закончено, Шестов с музыкантами сделали несколько версий альбома, одна из которых оказалась перегружена шумами, добытыми в фонотеке киностудии. Так, к примеру, в Харе Рама звучали фрагменты оригинальной мантры, в неопубликованных Собачьем вальсе и Мата Хари блюз - лязг металлических цепей и т.п. Но Григорян, хорошо помня уроки Винных мемуаров , от этого варианта альбома отказался, оставив лишь сигналы скорой помощи в Реанимационной машине . Любопытно, что Кома записывалась на киностудии имени Горького параллельно с озвучиванием фильма Маленькая Вера , звукорежиссуру в котором осуществлял все тот же Шестов. В рабочее время он занимался Маленькой Верой , а по вечерам записывал опусы типа Безобразной Эльзы .

Шестов с первых дней нашего сотрудничества искренне гордился тем, что озвучивает просто ломовой фильм, которого в советском кино еще не было, - вспоминает Дима Бродкин. - Там, мол, и трахаются, и матом ругаются, и поют песни из репертуара Любы Успенской. Он прямо искрился и пыжился от гордости, что стоит у истоков нового советского кинематографа . После записи Комы Шестов еще не раз сотрудничал как с Крематорием ( Живые и мертвые , Зомби ), так и с другими рок-группами: от Тайм-аута до Шаха . Шестов был альтруистом и записывал Крематорий бесплатно. Ему очень нравилось, как продвигается работа. В вас есть живая кровь , - говорил он музыкантам.

Мы были бесконечно благодарны Шестову, привившему нам азы культуры звука, которой мы совершенно не владели, - вспоминает Григорян. - Мы не знали, как должна звучать бас-гитара, которую втыкали до этого исключительно в усилитель Родина . До Комы у нас на альбомах были только призраки аранжировок, поскольку все сессии представляли собой дикие попойки: Глотнул - записал - упал. Проснулся - глотнул - записал . А здесь была четкая работа, во время которой мы многому научились .

Кома и Маленькая Вера увидели свет практически одновременно. На экранах тысяч кинотеатров вовсю демонстрировалось ЭТО, а попавший в официальные хит-парады Крематорий стыдливо именовался как группа Крем . Такие были противоречивые времена. Что же касается Комы , то альбом занял одно из первых мест во всесоюзном конкурсе магнитоальбомов, проводимом журналом Аврора , и это выглядело вполне объективно. Обвинения упрямых подпольщиков и старых волосатых фанов в резком опопсении смотрелись в тот момент архаичными и надуманными. Спорить было не о чем: состоявшая из сплошных хитов Кома напоминала сборник из серии The Best и представляла Крематорий как вполне состоявшийся электрический проект. Альбом отличали оригинальный звук, несомненный драйв, натуралистические тексты (эдакие байки из склепа ), тонкий, но не слишком, юмор. Беззлобная социальность Мусорного ветра уравновешивалась бытовой сумасшедшинкой Кондратия , веселая суета Хит-парада и Хабибулина органично контрастировала с таинственной печалью "Пира Белых Мумий". Этот круг можно замыкать бесконечно.

В итоге Крематорию удалось записать чуть ли не единственный в истории советской рок-музыки 80-х идеальный поп-альбом. Впоследствии эти композиции неоднократно переигрывались, но после Комы вы не вспомните ни одного реального хита Крематория . ( Зомби , Клубника со льдом и Мама, не пей, мама, это яд - не в счет.) Однако мы должны сказать спасибо не всегда последовательному Григоряну, который, словно невзначай, сам не заметив как, вложил в сорок минут Комы всю свою жизнь в музыке - и прошлую, и будущую. Именно из таких эпизодов и состоит история рок-музыки.

04.09.2002, Александр КУШНИР (100 Магнитоальбомов Советского Рока)

Вставить эту статью в блог:
КРЕМАТОРИЙ - свежие публикации:
  • Анонс - Заходите на огонек , 09.02.2016
    "Самый веселый на этой планете ансамбль" порадует поклонников концертом в преддверии Дня всех влюбленных »»
  • Анонс - Метаморфозы , 04.06.2010
    Из футболиста прямиком в музыканты, из подпольного ансамбля с опасным названием в легенды рок-н-ролла »»
  • Альбом дня - Амстердам , 09.07.2008
    Первый взгляд на кредиты первого после шестилетнего перерыва альбома команды рождает некую смутную тревогу. Новые соло-гитарист и скрипач, скромно засветившиеся лишь в трех песнях басист Сергей »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Москва

Слушайся гуру – GURU GROOVE FOUNDATION "Re:Cover - это кавер на самих себя и преодоление обстоятельств": GGF презентуют новый альбом. »»

Чудо-женщина – SIA Сиа выпустила саундтрек к фильму "Чудо-Женщина" и переиздала на виниле свой четвертый альбом »»

Мир спасет любовь – John LEGEND Джон Ледженд показал в новом клипе современных Ромео и Джульетту: мусульманку и нелегала »»

Покадровая съемка – MONATIK Monatik выпустил "режиссерское видео", в котором показал процесс съемки видео "УВЛИУВТ" »»

Теракт на концерте – ИЗ ЖИЗНИ В Англии на концерте Арианы Гранде прогремел взрыв. 19 погибших, 50 раненых. »»

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Свобода, равенство, братство – FREE FOLKS В Москве впервые выступит франко-датский дуэт Free Folks, играющий музыку на стыке джаза и… »»

Море волнуется раз – ФЕСТИВАЛЬ Организаторы объявили полный лайн-ап Ahmad Tea Music Festival-2017: к нему добавился дуэт Seafret »»

Будет больно везде – HURTS Британский поп-роковый дуэт Hurts услышат в семи городах России »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Step by Step: великие и большие – ИЗ ЖИЗНИ PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Я надену все лучшее сразу – СПЛИН Сплин готовит в Москве летний open air, на котором сыграет все хиты »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

80 лет классику электроники – Эдуард АРТЕМЬЕВ 80-летний юбилей Эдуарда Артемьева отметят большим концертом в Мариинке. »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Дави на газ – ИЗ ЖИЗНИ Ученые выяснили истинную причину того, что в машине так клево слушать музыку и подпевать - и чем… »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

19:00 – ЦКИ Меридиан – Сергей Вячеславович ТРОФИМОВ Сергей Вячеславович ТРОФИМОВ »»

21:00 – Vegas City Hall – Damien RICE Damien RICE »»

Хроника30/05

1962 – Бенни Гудман дал первый из 6 запланированных концертов в СССР. Это было первое выступление западных джазменов в нашей стране, где джаз считался продуктом разлагающейся буржуазной культуры Америки. Концерты Гудмана посетили более 180 тыс. человек, включая генсекретаря Никиту Хрущева  »»

Frankie TRUMBAUER

Sidney DEPARIS

Benny GOODMAN

Pee Wee ERWIN

Dave MCKENNA (1930)

Harold BECKETT (1935)

Harry BECKETT (1935)

Klaus FLOURIDE (1949)

Zdravko COLIC (1951)

Chris SHARROCK (1964)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%