МУЗЫКА  Проверка пульса: октябрь

Floating Points, 808 State, Chromatics, неожиданный дуэт IDM-ветеранов и другие электронные новинки октября

Floating Points "Crush" (Ninja Tune)

Выдержав паузу в четыре года после дебютного диска "Elaenia" (появившаяся двумя годами позже "Mojave Desert" – все же скорее ЕР), Сэмюэл Шепард (Samuel Shepherd) подписался на Ninja Tune и выпустил альбом, звучащий совершенно по-новому. Если до этого он обитал где-то между future-джазом и спейс-электроникой, то теперь смешивает в одну кучу неоклассику (трек начинается с пьесы, которую вполне можно приписать кому-то из академических минималистов), брейкбита, электроники шестидесятых и техно в духе Джона Хопкинса (John Hopkins). На бумаге это похоже на рецепт музыкальной пиццы, когда в дело идут остатки всей еды со вчерашнего стола, но в реальности Шепарду удается чудесным образом собрать из этих ингредиентов нечто целостное и очень привлекательное. "Crush" звучит как сложное и разнообразное произведение с единым сюжетом (тут впору проводить аналогии чуть ли не с FSOL), одинаково хорошо подходящее как в качестве интеллектуальной музыки для дома, так и в клубах. Хочется надеяться, что для концертного исполнения Сэм снова соберет живую группу.

Steve Hauschildt "Nonlin" (Ghostly International)

Пластики Стива Хошильда варьируются в диапазоне от "очень хорошо" до "гениально" . Даже прошлогодний "Dissolvi", явно нелучший его релиз, где Стив звучал чуть более ритмично, чем обычно, и даже экспериментировал с вокалом, всё равно был чудо как хорош. На "Nonlin" Хошильд возвращается к космо-романтическому эмбиенту образца "Strands" с журчащими арпеджио, пульсирующим басом и струнными аккордами, тонущими в километровой реверберации. Красиво буквально до одури. Тот случай, когда звук, изобретенный в девяностые Global Communication, Sun Electric и их коллегами, при помощи современных технических средств переводится на новый уровень.

Lindstrøm "On A Clear Day I Can See You Forever" (Smalltown Supersound)

Ханс-Петер Линдстрем (Hans-Peter Lindstrom) упорно пытается усидеть на двух стульях. С одной стороны, его ценят в первую очередь как диско-продюсера, и танцевальная музыка у него объективно получается лучше всего. С другой, сам он уже давно тяготеет ко всякого рода "прогрессивным" формам и регулярно совершает вылазки на эти территории, собирая как правило нелестные отзывы. На этот раз норвежца снова клонит куда-то в сторону от танцевальной музыки, но кажется Ханс-Петер наконец нащупал нужный баланс. В треке "Really Deep Snow" еще есть очень условный, но все же бит (который породистым краут-роковым тембром выстукивает CR-78), остальные три длинных композиции – довольно консервативная и где-то даже академичная космо-электроника с очень красивым синтезаторным звуком. Попахивает даже не Tangerine Dream, а Исао Томитой (Isao Tomita) или Венди Карлос (Wendy Carlos) еще тех времен, когда она была Уолтером. В каком-то смысле "On A Clear Day I Can See You Forever" можно считать продолжением альбома "Where You Go I Go Too", где Ханс-Петер экспериментировал с наследием Мануэля Гётшинга (Manuel Gottsching), но в этот раз норвежец идет заметно дальше – тут меньше запрограммированных секвенций и больше сыгранных руками породистых соло.

Jacques Greene "Dawn Chorus" (LuckyMe)

Жак Грин несколько лет выпускал отличные ЕР, а вот дебютным альбомом ("Feel Infinite", 2017) скорее разочаровал, так что от этого диска в пору было ждать музыки скорее модной, нежели интересной. Но Грин в хорошем смысле удивил. Начинается диск с атмосферного симфо-брейкбита на манер ранних Way Out West, да и дальше Жак гуляет где-то на территориях Overmono и Гачи Бакрадзе, то и дело спрямляя бит и выдавая чуть ли не эйсид-хаус. Во второй половине брейкбит всё же уступает место препарированному R&B (получается почти Jamie XX), но хаус-треки по-прежнему неплохи. Довольно редкий по нынешним временам пример трендовой музыки с человеческим лицом.

808 State "Transmission Suite" (Not On Label)

Первый за 17 лет альбом с новым материалом манчестерских техно-легенд. Грэм Мэсси (Graham Massey) и его коллеги в последнее время достаточно активны (год назад мне даже довелось побывать на их концерте в лондонском клубе Koko), но новый альбом – шаг всё же очень серьезный. От группы, уже совершившей однажды революцию, неизбежно ждёшь новых открытий, но в последние 20 лет открытий в принципе было немного (в XXI веке музыканты всё больше переваривают и осмысляют наследие прошлого), а если они и случаются, то совершают их люди совсем еще молодые. 808 State выбрали верный курс уж хотя бы тем, что не стали модниться и подстраиваться под современные тренды. "Transmission Suite" – крепкая клубная пластинка на грани техно, электро и брейкбита. Без каких-то откровений или сногсшибательных хитов, но со вполне узнаваемым почерком (в музыке Мэсси, записывает ли он техно или продюсирует Бьорк, всегда есть какая-то легко узнаваемая приятная странность и нелогичность в мелодиях).

Donato Dozzy "12H" (Presto)

После прошлогоднего альбома классического эйсид-техно Донато Доцци делает шаг в противоположном направлении и издает на лейбле Лоренцо Сенни (Lorenzo Senni) полуторачасовой альбом, бит в котором отсутствует как класс. "12H" – в меру экспериментальная пластинка, где примерно в равных долях смешаны эмбиент в духе лейбла 12k, возвышенная спейс-электроника и выхолощенный минимализм, то и дело уходящий в неотранс. Звуковая палитра тоже не самая обычная – помимо фирменных пэдов и журчащих секвенций тут довольно много препарированных живых инструментов, в том числе этнических (трек "12H.9" звучит как традиционная музыка из Турции или с ближнего востока), живая перкуссия, а рядом со всем этим – гомеопатическая доза глитчевых эффектов и модульного саунд-дизайна. В общем, запись скорее "умная", но красоты при этом совсем не лишенная, вот только хронометраж по современным меркам великоват. Если слушать диск внимательно, то продраться через 12 пьес оказывается непросто.

ISAN "Lamenting Machine" (Morr Music)

Предыдущий альбом ISAN, изданный три года назад "Glass Bird Movement" был до того хорош, что рассчитывать на то, что новый релиз окажется сильнее, стоило вряд ли. Сильнее он и не оказался, но стал приятным послесловием, поскольку выдержан совершенно в той же эстетике. Тихий, скуповатый как на звуки, так и на эмоции, но при этом очень теплый и какой-то душевный IDM. Неторопливо шаркает ударный луп, позвякивают колокольчики и убаюкивая кружатся синтезаторные петли, звучащие так, будто это и не синтезатор вовсе, а детская шарманка, бесконечно выдающая один и тот же гипнотический перебор слегка расстроенных нот.

Tourist "Wild" (Monday Records)

Как и предыдущий диск "Everyday", вышедший чуть больше полугода назад, на альбоме "Wild" Уильям Филлипс (William Philips) смешивает совсем уж вальяжный балеарик-чиллвейв с в меру бодрым современным хаусом, но если на "Everyday" еще проскальзывали клубные треки, то "Wild", даже в его хаус-части, это совсем уже мягкая и домашняя музыка. Звук всё сильнее плывёт, да и привычные для Tourist обрывки голосов стали уж какими-то совсем "ангельскими", почти нью-эйджевыми. То и дело вспоминается Tycho, но еще чаще – прошедший очень похожий путь Sun Glitters. Он тоже начинал чуть ли не с бейс-музыки, а потом растворился в чиллвейвовом мареве. Филлипс твёрже держит свой стиль, но получается всё равно немного "ни нашим, ни вашим".

R84D "So Verand Apart" (Not On Label)

Неожиданный дуэт заслуженных деятелей IDM нулевых-десятых, американца Ричарда Бейли (Richard Bailey) aka Proem и британца Энди Добсона (Andy Dobson), известного по проекту Digitonal. Три года назад Ричард и Энди скромно дебютировали на гигантской компиляции лейбла Touched, а теперь вот наконец закончили альбом. От Proem сюда перекочевал увесистый и замысловатый хрустяще-чавкающий бит, от Ditgitonal – фирменная меланхолия и пристрастие к классическим формам и тембрам (в первую очередь, к величественным минорным аккордам и звукам фортепиано, хора и духовых). На выходе – образцово-показательный IDM второй-третьей волны, привет из благословенных времен расцвета леблов Merck, Toytronic и n5MD, когда тот еще в самом деле издавал минидиски и не открыл для себя пост-рок.

Chromatics "Closer to Grey" (Italians Do It Better)

Пока все ждали бесконечно откладывавшийся релиз альбома Chromatics "Dear Tommy", группа решила, что процесс работы над диском зашел в тупик, и проще будет просто записать еще один. "Closer To Grey" при этом считается седьмым альбомом коллектива, то есть надежды на релиз "Dear Tommy" еще остаются. Сюрпризов этот альбом не преподнес, но это, наверное, и неплохо – преодолев кризис, Chromatics просто записали еще одну хорошую пластинку. Тут мы слышим всё тот же отстраненно-меланхоличный инди-поп с тёплыми синтезаторными аранжировками, который клонит то в диско, то куда-то в сторону трип-хопа. "You're No Good" и заглавная "Closer To Grey" вполне тянут на статус хитов, ну свою фирменную способность удивлять кавер-версиями Chromatics не утеряли. Первым же треком (!) мы получаем отличную интерпретацию "The Sound Of Silence" Саймона и Гарфункеля (Simon & Garfunkel), а под конец – уж совсем неожиданную "On The Wall", авторства Jesus And Mary Chain, которой голос Рут Раделе (Ruth Radelet) подходит просто идеально.

Thorsten Quaeschning meets Paul Frick "The Seaside Stage Session" (Protanopia)

Пауль Фрик, известный в первую очередь как пианист (а иногда – еще и басист и перкуссионст) трио Brandt Brauer Frick, в последнее время увлекся космо-электроникой и даже некоторое время поиграл в составе легендарных Tangerine Dream. В этой группе он в итоге не закрепился (видимо слишком много собственных проектов, помимо BBF у Пауля еще и сольная карьера довольно активно развивается), но дуэт с нынешним лидером TD Торстеном Кешнингом у Пауля сложился, и вот на лейбле Торстена выходит их живая запись, сделанная минувшей весной в Берлине. По духу пластинка абсолютно "танжериновская", красиво осовремененная секвенсорная спейс-электроника, но относительно нынешних TD эта запись более холодная и менее сентиментальная, что её только красит. Когда же Фрик переключается с синтезаторов на фортепиано, напрашивается сравнение с поздними, насыщенными электроникой записями Нильса Фрама (Nils Frahm).

VA "001005" (Intellitronic Bubble)

Лейбл Intellitronic Bubble – еще одно детище Ли Норриса (Lee Norris) aka Metamatics, в разное время запускавшего лейблы Neo Ouija, …txt, Fantasy Enhancing и Neotantra. "Пузырь" специализируется на лимитированных десятидюймовых винилах. Их первый CD-релиз – что-то вроде отчетной компиляции, сюда входит материал первых пяти пластинок. Формат лейбла можно описать как "танцевальная музыка с человеческим лицом" – тут примерно в равных пропорциях смешаны электро, эйсид, детройтское техно и IDM. Но особенно приятно, что из этих ингредиентов получается не брейнденс (которого в последнее время выходят как-то устрашающе много и отличить одного исполнителя от другого становится всё сложнее), а что-то другое, этот материал куда ближе к формату лейбла FireScope. Это почти всегда мелодично и в меру мягко, но и в клубах звучит отлично (лучшее тому подтверждение – попадание трека G-Prod в плейлисты к Лорану Гарнье). Публика здесь собрана очень разная, есть и вполне себе ветераны (Scape One, Milieu, _Nyquist и даже Мик Чилледж в своей электро ипостаси The Shape), так и персонажи совсем незнакомые.

Sansibar "Targeted Individuals" (FTP)

Напоследок – сентябрьский релиз, обойти который стороной будет неправильно даже на фоне октябрьского изобилия. Финн Санни Сеппя (Sunny Seppä) в последнее время выпустил целую серию неплохих пластинок в диапазоне от эмбиента до синтвейва и EBM, но на этот раз его вынесло в тру-электро, звучащее так, будто записана эта пластинка в Детройте в середине девяностых. Неоновый ретрофутуризм, где стиль выдержан до мельчайших деталей. Сеппя чтит заветы Kraftwerk, а ближайшие ориентиры для сравнения – Aux88, Dopplereffekt и ранний Энтони Ротер (Anthony Rother).

04.11.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: