МУЗЫКА  Проверка пульса: сентябрь

Barker, Telefon Tel Aviv, M83, Richie Hawtin и другие электронные новинки сентября

Barker "Utility" (Ostgut Ton)

Сэм Баркер (Sam Barker), резидент "Бергхайна" и давний подопечный лейбла Ostgut Ton, где он вместе с Энди Баумекером (Andy Baumecker) издавал довольно неглупое техно, решил дальше работать сольно, и первым же альбомом сорвал джекпот. Уже его прошлогодняя ЕР была многообещающей, но ожидание лонг плея было скорее тревожным – уж сколько раз бывало, что ждешь от музыканта революции, а получаешь очередной "трендовый продукт", сделанный как бы по всем современным лекалам, но скучный до жути. Тем не менее, Баркер сдюжил. Большая часть альбома "Utility" – этакий "неотранс с человеческим лицом". Если Лоренцо Сенни (Lorenzo Senni) или Konx-Om-Pax подходили к задаче уж совсем как постмодернисты-деконструкторы, то Баркер хочет не столько обыграть клише и вывернуть их наизнанку, сколько просто записать приятную пластинку с современным звуком (ударных нет, темп повыше, да и грув больше похож на современный футворк, чем на музыку девяностых), но все же по духу близкую записям 20-летней давности с лейблов Eye Q и Superstition. Треки у него эмоциональные и мелодичные, но совершенно без искусственной эйфории, которой как раз грешат нынешние деконструкторы.

Bochum Welt "Seafire" (Central Processing Unit)

Один из моих кумиров девяностых, от которого я, пожалуй, меньше всего ждал долгой карьеры или даже ярких камбэков, в 2010-е, можно сказать, вышел на пик формы. Это уже третий за десятилетие лонг-плей с неизданным материалом (что по его меркам – просто невероятная плодовитость), хотя обойтись без самоповторов Джанлуиджи всё же не смог и в очередной раз перевыпустил хит 25-летней давности "Melodie d'Aout". По превью казалось, что на "Seafire", как на предыдущем диске "April" будут доминировать амбиентные зарисовки, но этот альбом оказался более разнообразным – тут есть и наивно-романтическое электро, и даже IDM, хотя тихих и по-осеннему уютных пьес без ритма всё равно больше. Но главное – все фирменные черты Bochum Welt (в первую очередь – талант супермелодиста и умение сделать самый тёплый и мягкий в мире звук) здесь проявляются как нельзя лучше. Джанлуиджи – как электронный Пиросмани. Он вроде бы делает совсем простые вещи (двух-трехминутные пьесы, где часто звучат одна и та же пара синтезаторов и глухо постукивает и пошаркивает неведомая драм-машина), но оторваться невозможно.

Mick Chillage "Epinaz" (Neotantra)

Едва выпустив 25-дисковый (!) бокс-сет, один из ярчайших эмбиент музыкантов десятилетия принялся за новый материал. "Epinaz" – в каком-то смысле компромисс между двумя ипостасями Мика. Первая – дрон-эмбиент и электроакустика, где места для традиционных гармоний или тем более мелодий уж совсем не находится. Вторая – умиротворяющий эмбиент по заветам середины девяностых, где как раз всё стройно, гармонично и радует слух. На этом альбоме все же доминирует холодный и недружелюбный космос, но через эту ледяную пелену ближе к концу всё же пробиваются величественные минорные аккорды, задумчивые синтезаторные соло, а под самый финал – даже некоторое подобие бита. Получился альбом-история или даже воображаемое кино, научно-фантастическая история о столкновении с непонятным.

M83 "DSVII" (Naive)

"DSVII" – продолжение эмбиент-альбома "Digital Shades Volume 1" 12-летней давности, то есть как бы спин-офф основной дискографии M83, запись априори немейнстримовая. Тем не менее, все последние увлечения Энтони Гонсалеса (Anthony Gonzalez), которыми был насквозь пропитан предыдущий диск "Junk" (в первую очередь нью-эйдж и оказавшийся под его влиянием поп 80-х), тут тоже слышны с первой же ноты. Энтони рассказывал, что на запись "DVSII" его вдохновили старые видеоигры, но альбом похож не столько на музыку из "Aleste" или "Metal Gear", сколько на саундтрек к воображаемому детскому приключенческому фильму, снятому в 80-е в СССР или какой-нибудь еще стране соцлагеря. Получается часовая ода ностальгии – сентиментально, мелодично до наивности, но по-своему очаровательно. Ориентиры для сравнения – Air, Pond (тот, что из ГДР) ну и Александр Зацепин с Эдуардом Артемьевым. Слишком, пожалуй, нишевая история для того чтобы котироваться наравне хотя бы с "Hurry Up, We're Dreaming", но по-своему интересная.

Majeure "Mass Flashback" (Holodeck Records)

Энтони Патера (AE Pathera) исследует примерно ту же территорию, но делает долго и последовательно, что сказывается на результатах самым лучшим образом. Если более ранние и, если угодно, классические релизы Majeure были успешной попыткой реанимировать берлинскую электронную школу середины 1970-х, то "Mass Flashback" это уже восьмидесятые, местами почти synthwave, но сыгранный не с позиции неофита (как большинство пластинок в этом жанре), а с глубоким знанием матчасти. В ударных больше рока, в синтезаторных линиях – пафоса и героики (эта музыка вполне могла бы прозвучать в "Рэмбо"). Не сказать, чтобы эта пластинка открывала новую страницу в истории спейс-электроники, но слушать такое всегда приятно, тем более что стиль выдержан до мельчайших деталей.

Suumhow "Secuund" (n5MD)

Второй альбом бельгийского дуэта, играющего дистиллированный, беспримесный IDM – то, что на заре жанра описывалось как "борьба ритма и мелодии". На переднем плане чавкает и похрустывает изломанный и изорванный бит, за ним чуть вдалеке синтезаторы выводят нехитрые и лаконичные, но очень яркие мотивы. Бас-линии при этом часто нет вообще, и это кажется уже часть канона – низких частот вполне хватает и от бочки, в аранжировке при этом больше воздуха, а в мелодиях без "поддержки снизу" появляется какая-то приятная открытость и недосказанность. Форма абсолютно классическая (ближайший ориентир – Autechre где-то между "Tri Repetae" и "Chiastic Slide"), но чувство стиля и вкуса у бельгийцев прямо идеальное, каждый звук, каждая нота на своём месте.

Priori "On A Nimbus" (NAFF)

Канадец Франсис Латрей (Francis Latreille) – фигура на электронной сцене сравнительно новая. За последние год-два он успел выпустить сольно и в составе нескольких коллективов с десяток альбомов и ЕР, звучащих очень по-разному (от дрон-эмбиента до техно и электро), но "On A Nimbus" можно считать его полноформатным соло-дебютом. Как это часто бывает с современной музыкой (а почти вся современная электроника, за исключением разве что EDM и бас-сцены – это переосмысление прошлых достижений, и ничего плохого в этом нет, всему своё время и сейчас, видимо, как раз настал момент разобраться с всем, что было наработано в хаотическом потоке идей времен "революционных лет"), "On A Nimbus" отсылает к клубной электронике года примерно 1993-го. Одни вещи звучат так, будто B12 решили позаигрывать с эйсид-трансом, другие – как "умное электро" с лейбла Pyramid Transmissions, третьи – как даб, который вот-вот разгонится в джангл (привет группе Leftfield). Ощущения лоскутного одеяла, бездумной эклектики при этом нет совершенно, Латрей связывает все это разнообразие общим набором тембров и грамотно выстраивает драматургию альбома (который длится почти час, что тоже можно считать отсылкой к девяностым). В общем, опыт интересный и, судя по тому, что Франсис уже играет в "Панорама Баре", свою аудиторию нашедший.

Telefon Tel Aviv "Dreams Are Not Enough" (Ghostly International)

Спустя десять лет после смерти второго участника дуэта Джошуа Юстис (Joshua Eustis), который всё это время продолжал выпускать музыку под разными именами, всё же решил возродить бренд Telefon Tel Aviv. "Dreams Are Not Enough" получился чем-то вроде альбома-витрины, демонстрацией всего, что Джош умеет в разных ипостасях. Пронзительно-печальные песни напоминают синти-поп версию Sons Of Magdalene или группу The Black Queen, где Юстис выступает скорее в роли саундпродюсера, экспериментальные аранжировки с колючими аккордами, пульсирующими в ритме прыгающего шарика, напрямую отсылают к Second Woman, длинные эмбиентные интерлюдии снова продолжают линию Сынов Магдалины, но уже кассетно-лоуфайную. Наконец, шугейзерная манера записи, когда вся музыка, особенно голос, буквально плавает в реверберации, развивает идеи последнего диска TTA. Яркие треки на альбоме безусловно есть, но всё равно остается ощущение недосказанности. От такого громкого камбэка ждешь более целостной и насыщенной пластинки, а здесь Юстис, записав три хита, еще тридцать минут отмалчивается и заполняет пространство экспериментами.

Ricardo Donoso "Re_Calibrate" (Denovali)

Не то сиквел, не то бонус-треки к прошлогоднему диску "Calibrate". Но если к основной части у меня остались вопросы, то продолжение оказалось в нужное время в нужном месте (что, впрочем, можно списать на "кумулятивный эффект" от первой части, которая хоть сразу и не зацепила, но отложилась куда-то в нужные ячейки памяти). Здесь Рикардо очень удачно лавирует между тремя жанрами: типичным для Denovali саундтрековым нуаром, своей фирменной спейс-электроникой с арпеджио (от которой он, прописавшись на Деновали, поначалу почти отказался) и злой и абразивной power-электроникой в духе Blanck Mass или Роли Портера (Roly Porter), которая из трех компонент здесь заметнее всего. В кои-то веки музыкант решил осовременить свой звук и не облажался.

Richie Hawtin "CLOSE COMBINED" (Live, GLASGOW, LONDON, TOKYO) (Plus 8 Records)

Эту программу Ричи Хоутин больше года катал по фестивалям и вот теперь решил выпустить по следам тура концертный альбом. Получился часовой техно-трип в темпе 129 ударов в минуту, больше всего похожий на его клубные диджей-сеты конца прошлого десятилетия. Мрачное и репетативное стучалово, где время от времени выплывают из ниоткуда эйсидные секвенции а-ля Plastikman, но так же быстро исчезают в индустриальном грохоте. Записано всё с шумом толпы и некоторым количеством естественной реверберации, что эффект грохочущего ангара только усиливает. В общем, пластинка не без интересных моментов, но, как многие концертники, для домашнего прослушивания годится только как способ напомнить себе о пережитом опыте.

Octo Octa "Resonant Body" (T4T LUV NRG)

Octo Octa до этого момента была известна в первую очередь как звезда лоу-фай хауса и была в этом качестве одной из самых заметных клиенток лейбла 100% Silk. К пятому альбому Майя решила поддержать набравший ход тренд на возвращение рейва и брейкбита, и получилось у неё весьма неплохо. Примерно половина пластинки звучит как потерянные пластинки с лейбла Strictly Rhythm (не слишком затейливый, но привязчивый хаус с "хуверами"и сэмплированными женскими голосами, привет проекту Эрика Морилло Smooth Touch), Другая (и еще более убедительная) половина – это брейкбит британского разлива периода 1992-1994 по заветам 2 Bad Mice, Urban Hype или Sonz Of A Loop Da Loop Era. Сыграно всё не без современных фишек, но треки вроде "Can You See Me?" совсем нестыдно сыграть в rave classics сете, а это главный показатель качества.

01.10.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: