АКЦИЯ  Старые танцы нового века

Концерт звезд джаза и джаз-рока, состоявшийся в день города Москвы, внес приятное разнообразие в традиционную для праздничных московских народных гуляний вокально-танцевальную жвачку. Читайте наш репортаж...

Концерт звезд джаза и джаз-рока, состоявшийся вечером 1 сентября на главной площади Парка Победы в день города Москвы, внес приятное разнообразие в традиционную для праздничных московских народных гуляний вокально-танцевальную жвачку. По сути, этот непривычный с точки зрения репертуара open air ознаменовал продолжение джазовых сезонов: в минувший weekend состоялся традиционный фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж", 5 сентября начинается джазовый фестиваль в Сочи, а вскоре ожидается открытие и соответствующего жанру отделения в Москве, при клубе "Б2".

Открывавший программу "джазофреник" Игорь Бутман, известный своими дерзкими экспериментами и кооперацией с артистами, работающими в самых разных жанрах - от БГ до МD&C Павлова, - на сей раз подчеркнул свою приверженность традициям. Хотя его сумасшедшие запилы в "I Feel Good" сделали бы честь любому современному истязателю электрогитары.

Возможно, именно поэтому электрогитары на сцене появлялись всего один раз: во время выступления новичков, группы Чер-Та. Этот необычный ансамбль удачно сочетает традиции джаза, блюза и фанка со смелыми вылазками на территорию альтернативной музыки. Весьма грамотно и вполне современно. Вот только вокалистка порой слишком "давит на связки", утрируя как традиционную, так и современную манеры пения до состояния какого-то странного гибрида Дженис Джоплин и Сандры Насич. Впрочем, как показывает практика, c опытом это проходит.

Продолжил программу концерта легендарный Георгий Гаранян. Трудно переоценить роль Георгия Арамовича в воспитании художественного вукса тех, чье детство пришлось на семидесятые и начало восьмидесятых годов. Записанные оркестром под управлением Гараняна "В Лесу Родилась Елочка" и "Песня Крошки-Енота" стали для детей того поколения тем, что сейчас называется караоке. Различие этих записей с современным караоке состоит, однако, в том, что тогда, слушая эти прекрасные оркестровки, дети порой начинали понимать, сколь сильно способно изменить ту или иную песню чудо аранжировки, еще не научившись читать и писать. Удивительно, но такой эффект испытывают на себе и более взрослые слушатели Гараняна.
Чудо произошло и на сей раз: под искрометные импровизации сдвоенных ударных классический "Караван" в версии Гараняна прошествовал за несколько минут звучания композиции по всему Востоку, от Персии до Индии. Пожилые дамы, облокотившись на барьер у сцены, вспоминали молодость, а молодые роллеры выписывали под заводную музыку головоломные вензеля. Совсем уж покорила публику некая потрепанная старушка с повязкой "дружинник" на рукаве, которая отплясывала у самой сцены нечто вроде пого и билась о барьер седой головой.

Закрывал концерт Сергей Манукян. Человеку-оркестру не понадобился даже контрабас группы сопровождения. Восседая за своим чудовищным "Korg"ом, музыкант выдавал на-гора и фортепианные пробежки, и заковыристый слэповый бас. Да к тому же и пел. И не просто пел, смог мобилизовать зрительские массы на организацию спонтанного хора с перекличками в стиле госпел. "Последняя песня", - шепнул ему на ухо один из организаторов: до конца программы оставались считанные минуты. Над Парком Победы зазвучала бессмертная "Yesterday" - в совершенно головоломном варианте. Похоже, такую аранжировку смогли бы создать лишь Стиви Уандер в компании с Энио Морриконе, да и то после продолжительной попойки. А Манукян готов был продлевать непрекращающимися импровизациями эту коротенькую битловскую песенку до бесконечности.

Увы, нет в мире совершенства. На большой сцене вновь воцарилась традиционная смесь дискотеки с русско-народными песнями (хотя послушать приятный баритон затесавшегося в эту тусовку Сергея Захарова было тоже приятно). Тех же, кто отправился к малой сцене, ждал приятный бонус: там командовал танцевальным парадом виртуозный пианист Денис Мажуков. Этого завсегдатая стиляжьих вечеринок судьба, помнится, заносила даже в аккомпанирующий состав Чака Берри во время концертов последнего в Москве. Так или иначе, но взрывные фортепианные импровизации Мажукова на темы хитов Рэя Чарльза, Чабби Чеккера и Джерри Ли Льюиса помогли продлить народное ликование еще на час. И лишь потом падающий с ног от усталости караул кинулся отключать аппаратуру.

Несмотря на увещевания и соблазнения грядущим фестивалем фейерверков в ЦПКиО, народ расходился неохотно. "Шейк, бейби, шейк..." - то и дело слышалось в толпе. Совсем как в старые добрые времена.

30.03.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)