ФЕСТИВАЛЬ  Привет, сосед

Asian Dub Foundation, Hatari и Global Climate Strike - в репортаже с ближайшего к российской границе европейского фестиваля "Station Narva"

Мост, соединяющий Ивангород и Нарву, носит название “Дружба”. Судя по количеству машин и пешеходов с продуктовыми сумками, букетами цветов и подарочными пакетами, регулярно курсирующих от одного пограничного пункта до другого, это наименование до сих пор актуально. Кажется, что политические процессы, стереотипы и накал страстей в СМИ не касаются этих двух городов, “притеревшихся” друг другу как супруги с 60-ти летним стажем брака. Очевидно, команда Shiftworks, известная по ежегодному событию Tallinn Music Week, учла все плюсы локации для проведения фестиваля, ориентированного на аудиторию по обе стороны границы. Проект Station Narva был запущен в прошлом году и, по всей видимости, становится доброй традицией для нарвитян и ивангородцев.

Фестиваль открыла документальная постановка Юрия Квятковского “Разлом”, в которой эстонские и русские актеры сыграли жителей городов-соседей. Рассказывая в форме монолога невымышленные истории своих семей и высказывая мнение, персонажи стараются раскрыть культурные и национальные особенности своих стран. Спектакль включает как живую актерскую игру, так и фрагменты видеоряда. Экран в этом случае символизирует условное разделение на “здесь” и “там”. В конце постановки актеры на сцене учат персонажей из фрагмента фильма петь песню на эстонском. Несмотря не недопонимания, все герои в конце концов оказываются в одной плоскости, по ту сторону экрана, и держатся за руки. Аналогичные эстонско-русские “кружки” можно было увидеть после спектакля уже в фойе театра. Зрители удивленно обсуждали название постановки: “Все ведь закончилось хорошо!”

Для жителей Нарвы первые восемь месяцев года были полны ожиданий. Город претендовал на титул “Культурной столицы Европы 2024”, но несмотря на все усилия команды уступил Тарту. Впрочем, участие в конкурсе только укрепило желание местных активистов реализовать давно задуманное. Число арт-пространств и концертных площадок со временем растет. Год назад здесь появился первый театральный центр Vaba Lava, не говоря уже о множестве исторических зданий, которые в перспективе также могут привлечь организаторов мероприятий.

Ощущение work in progress не покидает, когда переступаешь порог пространства Objekt - будущего креативного кластера, расположенного по соседству с Vaba Lava. Ремонт в помещении еще не закончен, но творческая и деловая жизнь здесь уже бьет ключом. В свежеокрашенных стенах Objekt прошла приуроченная к фестивалю конференция, где спикеры рассказали о проектах в сфере урбанизации, документального кино и арт-индустрии в целом. Очевидно, горожане также улавливают ветер перемен. На всех площадках, украшенных бумажными гирляндами с логотипом Station Narva, можно было видеть счастливых местных жителей, по улыбкам которых легко понять, что культурная жизнь в городе становится все более насыщенной.

Один из наиболее привлекательных культурных объектов Нарвы - ткацкая мануфактура Кренгольм, основанная еще в середине 19 века. Крупный комплекс, включающий 35 объектов, вполне претендует стать перспективным проектом для инвесторов, а пока краснокирпичные здания чаруют своей запущенностью и мистическим флером, напоминая аналогичные текстильные предприятия в Манчестере. В прошлом году в одном из дворов комплекса разместилась главная сцена Station Narva. В это раз на территории Кренгольма проходило световое шоу Luminous Journey. Вечером подсвеченные интерьеры заброшенной мануфактуры выглядят особенно эффектно и словно существуют в параллельной реальности.

Одновременно акцентируя внимание на историческом наследии города, организаторы фестиваля также поддержали более глобальные инициативы. Одно из мероприятий было приурочено к прошедшей накануне всемирной акции Global Climate Strike. Бесплатный концерт с участием эстонцев Lime&Salt, а также хедлайнеров Asian Dub Foundation, был организован на территории лодочного кооператива с неожиданным названием Нарвская Венеция. Сцену компактно разместили на небольшом отрезке земли, окруженном со всех сторон искусственными каналами. Вокруг нее собрались активисты, которые несмотря на весьма прохладный дождь, не опускали плакаты, агитирующие снизить выбросы CO2.

Погода не напугала и других зрителей, с удовольствием танцевавших в своих дождевиках под неугомонные ритмы даба. Впрочем, спустя некоторое время было приятно оказаться в сухом помещении Vaba Lava и поправить слегка растрепанную под капюшоном прическу. Совсем скоро танцы продолжились - белорусская пост-панк группа Молчат Дома не оставила шанса быть неподвижным. Стилистически группа дисциплинированно соблюдает каноны выбранного жанра. Механический ритм драм-машины с внезапными выстрелами напоминает звучание электронной ударной установки Synare 3 на первом альбоме Joy Division. Однако мелодичность и русская фонетика вызывает ассоциации скорее с советской новой волной, - в частности, с “Кино” и группой “Дурное влияние”. Кроме неизбежных аллюзий в этой музыке есть неподдельная искренность и индивидуальность, что объясняет небывалую популярность команды как в родной Беларуси, так и далеко за ее пределами.

Географическое положение делает Station Narva естественным местом притяжения для российских групп. Петербургские шугейзеры Blankenberge окутали волной розового шума всех присутствующих на главной сцене в Vaba Lava. Сквозь гитарный гул звучали мелодии, словно навеянные воспоминаниями о северных морях и пустынных песчаных пляжах. Все это приходит на ум еще до того, как узнаешь, что Бланкенберге - город на побережье Фландрии, который вдохновил музыкантов на создание группы.

Своим выступлением на Евровидении исландцы Hatari пополнили список всемирно известных исполнителей с этого северного острова. К счастью, факт появления на конкурсе не сказался на самой музыке. Это все то же беспощадное техно и эстетика БДСМ. Любопытно, что делать увлекательное шоу Hatari умели и до участия на Евровидении. Всегда занятно наблюдать “диалог” рычащего в микрофон, почти что зигующего Маттиаса Харальдсона (Matthías Haraldsson) и поющего ангельским тенором Клеменса Ханнигана (Klemens Hannigan). Зрители, пришедшие на концерт ради одной, “той самой”, песни "Hatrið Mun Sigra", были в полном восторге от всей программы.

Asian Dub Foundation, выступавшие в поддержку Global Climate Strike чуть ранее, вышли на главную сцену вечером уже в полном составе. Во время их мощного сета казалось, что все процесс глобального потепления ограничился лишь концертным залом (настолько в прямом и переносном смыслах там было жарко). Время от времени один из вокалистов группы, более известный под псевдонимом Ghetto Priest колдовским жестом словно зачерпывал рукой энергию, исходящую от публики, и с упоением вдыхал теплый воздух.

На втором этаже одного из бывших лодочных гаражей, в котором теперь располагается арт-клуб RoRo, музыкальный эксперимент проводит эстонская группа Keetai. Участники группы импровизируют, играя мрачные шумные экзерсисы в духе Swans. Монотонная ритм-секция, усиливаемая обезьяньими выкриками экзальтированного барабанщика, раскатистые гитарные риффы периодически напоминали стоунер. Звуки полевых записей и мидиклавиатуры, транслируемые с ноутбука в колонки в противоположной стороне от сцены создавали психоделический стереоэффект, который погрузил некоторых более восприимчивых зрителей в транс. В противовес эклектичному звучанию Keetai, японский дуэт Moja играют более минималистичный гаражный рок. Музыка привела зал в неистовый пляс. Некоторые отчаянные слушатели принялись прыгать в толпу с верхнего яруса зала. За этим последовал слэм в первых рядах. “Такой Нарву я еще не видел!” - удивленно восклицает один из русскоязычных зрителей.

Площадка RoRo, в целом, удивила не только своей разношерстной публикой и музыкальной программой. Оформление клуба снаружи и изнутри напоминает дачу, куда владельцы будто свезли старые вещи, ассоциирующиеся с прошлым. У входа рядом с летней террасой, расположенной на набережной Наровы, - инсталляция из предметов советского периода. Телевизор, накрытый вязаной салфеткой, радиоприемник и комнатные растения в глиняных горшках. Очевидно, RoRo - место, где “пишется” культурная летопись современной Нарвы, а также подчеркивается ее историческое наследие. Во время спонтанно организованного фаер-шоу было ощущение, что все присутствующие стали свидетелями средневекового обряда. На этой земле все дышит историей. К счастью, благодаря инициативным жителям и таким событиям как Station Narva, ей не суждено уйти в забвение.

30.09.2019, Ирина ШТРЕЙС (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: