ФЕСТИВАЛЬ  Прозрачное солнце осени

Фестиваль "Джаз осенью" откроют концерты Oliwood при участии Тревора Данна и квартета Spoom

Если вы неравнодушны к свободной импровизации, да и вообще к экспериментальной музыке, то, должно быть, уже привыкли к тому что после летнего затишья осень буквально обрушивается на вас чередой отличных концертов. Причиной тому не в последнюю очередь – ставший уже регулярным фестиваль "Джаз осенью", который Гёте-Институт проводит в этом году уже в девятый раз. Наверное, привыкли вы и к тому, что "джаз" в названии фестиваля – не столько конкретный жанр, сколько образ мышления. Звучит здесь "свободная музыка" самого широкого профиля, от модульной электроники до шумового рока. В этом году традиционные четыре концерта условно делятся на две программы. Ноябрьская часть посвящена краут-року и индастриалу, а концерты в сентябре и октябре (о них-то и пойдет речь сейчас) всё же фокусируются на джазе, пусть и максимально свободном и современном.

Открывает программу концерт трио Oliwood и примкнувшего к ним басиста Тревора Данна (Trevor Dunn). Собрал этот состав и дал ему название барабанщик Оливер Штайдле (Oliver Steidle). В детстве Оли был большим любителем Slayer и Napalm Death и вкус ко всему экстремальному сумел пронести во взрослую жизнь, пройдя через изучение джаза в консерватории Нюрнберга. Практику после обучения он получал в Нью-Йорке, а затем переехал в Берлин, где немедленно влился в местную новоджазовую сцену и стал выступать с такими мэтрами, как Александр Фон Шлиппенбах (Alexander Von Schlippenbach) и Петер Брётцман (Peter Brotzmann). Всё те же два вектора, консерватория и металлическое детство, определили и музыку ансамблей, где Оливер выступает в качестве лидера. От первого – зашкаливающая сложность, причем не только ритмическая, от второго – напор и энергетика.

Вместе с Штайдле в нынешний состав трио входят мастер модульных синтезаторов Дэн Николс (Dan Nicholls) и саксофонист Франк Гратковски (Frank Gratkowski), известный, например, по многочисленным проектам с участником прошлогоднего "Джаза осенью" Томасом Леном (Thomas Lehn) и записям с Хамидом Дрейком (Hamid Drake) или Симоном Набатовым (Simon Nabatov), вместе с которым Франк даже приезжал в "Дом" несколько лет назад.

Но главная звезда этого состава – это, разумеется еще один "прирожденный экстремал" и любитель смешивать рок с джазом, американский басист Тревор Данн. Постоянный соратник Майка Паттона (Mike Patton) и участник его самых безумных проектов – Mr Bungle (который и принес ему славу), Fantômas и Tomahawk, Данн еще и много сотрудничает с Джоном Зорном (John Zorn), участвуя, например, в Electric Masada или Nova Express вместе с Джоном Медески (John Medeski). Данн также входил в один из поздних составов гранж-экспериментаторов Melvins. В общем, представить себе без него нынешний нью-йоркский андерграунд просто невозможно.

Спустя три недели на сцене "Дома" появится чуть менее неистовый (а на фоне Данна и Штайдле кто угодно будет выглядеть консерваторами), но не менее интересный квартет Spoom во главе с гитаристом Ронни Граупе (Ronny Graupe). Граупе, уроженец восточногерманского города Карл-Маркс-Штадт (теперь – Хемниц) начинал с деконструкции джаз-стандартов и первоначально собрал Spoom как трио (ритм-секцию составили берлинский барабанщик Кристиан Лиллингер и датский контрабасист Йонас Вестергор). Но как только Ронни начал работать над собственным материалом, в рамках этого формата ему стало тесно и Граупе преобразовал группу в квартет, добавив к палитре ансамбля саксофон Кристиана Вайднера (Christian Weidner).

Пожалуй, самая известная фигура в этом составе – Кристиан Лиллингер. В свои 35 (по джазовым меркам возраст вполне еще юниорский) он успел собрать охапку премий, получить стипендию швейцарского Bartels Foundation, собрать собственный состав и выпустить с ним два альбома на Clean Feed и поиграть со множеством знаменитостей, среди которых всё тот же Шлиппенбах, Джон Эдвардс (John Edwards), Уильям Паркер (William Parker), Паскаль Ниггенкемпер (Pascal Niggenkemper) и другие. Кристиан даже успел поиграть под руководством швейцарского композитора-авангардиста Беата Фуррера (Beat Furrer).

Музыка Scoom, конечно, далека от традиционных форм (пусть вас не смущает былое увлечение Ронни стандартами, даже там деконструкция была в высшей степени вольной). Это музыка рваного темпа, сложных гармоний и совершенно не поддающегося логике нарратива. И всё же это именно джаз, нигде не переходящий в рок, нойз или внежанровую свободную импровизацию. Так что если вы задаетесь вопросом, где же в столь разнообразной программе фестиваля найти заявленный в названии джаз – вам сюда.

Фестиваль Гёте-Института "Джаз осенью. Jazz. Industrial. Kraut"
Москва, КЦ "Дом"

23 сентября, 20:00
OLIWOOD + Trevor Dunn

14 октября,20:00
Ronny Graupe's SPOOM
Совместно с концертным агентством «МузЭнерго»

17.09.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: