ФЕСТИВАЛЬ  Мифология Манчестера

Трехнедельный фестиваль искусств уводит из зоны комфорта в мир грез. Анна Калви, These New Puritans, Invisible Cities и музыка из фильмов Линча - в репортаже Звуков из Манчестера

Manchester International Festival проходит в Великобритании каждые два года. В это время весь Манчестер наполняется цветными афишами с логотипом фестиваля и главными действующими лицами. В этом году с брандмауэров на небоскребах в районе Динсгейт пронзительным взглядом на прохожих смотрел Дэвид Линч, один из кураторов музыкальной программы MIF 2019. На постерах в бывшем промышленном квартале Northern Quarter можно было увидеть умиротворенное лицо Йоко Оно (Yoko Ono), которая открывала фестиваль перфомансом Bells for Peace.

По словам исполнительного директора Джона МакГрата, организаторы не стремятся ограничивать участников лейтмотивом, но, как говорится, идеи витают в воздухе. “В этом году мы заметили, что деятели искусства раскрывали в своих проектах темы утопии и дистопии, различных форм протеста, миграции, а также выражали представление об урбанистическом пространстве, в котором мы существуем”, - говорит МакГрат.

Осматривая городские достопримечательности, понимаешь, что Манчестер, пожалуй, лучшее место для подобных размышлений.
Большая часть культурных площадок расположены на территориях бывших заводских предприятий, заброшенных железнодорожных станций и рынков. Мрачные индустриальные пейзажи служили источником вдохновения для творческих умов в разные периоды истории города. Стоит пройти по набережной реки Эруэлл - и глазу открывается перспектива, вдохновившая художника Лоуренса Лаури на его лучшие картины, посвященные жизни индустриального Манчестера. Двадцать минут пешком от центральной площади Picсadilly Gardens в сторону соседнего города Солфорда - и видишь башню до сих пор действующей викторианской тюрьмы Strangeways, воспетую на четвертом альбоме The Smiths. Большую часть знаковых мест в Манчестере можно описать, используя оксюморон: их внешние черты не всегда соответствуют общепринятому понятию прекрасного. Однако в сочетании с искусством, которое рождается под их влиянием, эта атмосфера созидательной дистопии завораживает.

Воспевая эстетику города, MIF объединяет различные виды искусства. В течение трех недель в Манчестере проходили театральные премьеры, серии концертов и выставки. Помимо платных событий на фестивале была также программа со свободным входом. Центральную площадь города Albert square на время проведения мероприятия переименовали в Festival square.
Здесь, у стен городской ратуши, на протяжении месяца находилась крытая сцена, где можно было впечатлиться разнообразием местной музыкальной сцены - от Генри Фанга (Henri Fung), исполняющего китайские народные песни на традиционном инструменте эрху, до затейливого инди-рок/нойз коллектива The Orielles и женского пост-панк трио LIINES. Если дневную программу на фестивальной площади можно было воспринимать как фон для беспечного отдыха, то вечерние мероприятия предполагали полное погружение в процесс. Постановка Tree на сцене Upper Campfield Market, бывшего крытого рынка, построенного в конце 19 века в районе Динсгейт, бросила вызов привычному представлению о пассивном зрителе. Все присутствующие невольно становились участниками спектакля Иэна Робертса, более известного по творческому псевдониму Кваме Квей-Арма (Kwame Kwei-Armah). Сюжет, описывающий историю темнокожего англичанина Калео, который в связи с семейной драмой посещает родину своих родителей ЮАР, неизбежно затрагивает темы апартеида и возвращения к корням. Действие сопровождалось внезапными DJ-сетами и хип-хоп композициями в исполнении актеров. Зрители стоя наблюдали за происходящем на сцене и периодически становились частью массовки. Благодаря интерактивному формату вымышленный сюжет воспринимался как история из жизни.

Стирание границ между вымышленным и реальным не ограничивалось интерактивом. Во время постановки Invisible Cities достаточно было просто наблюдать, чтобы все происходящее пробудило в вас бессознательное. Площадка бывшей железнодорожной станции Mayfield, закрытой в 1986 году, воздействует на симпатическую нервную систему. Это темное, заброшенное место с викторианскими металлическими креплениями и почерневшими кирпичными стенами - идеальное место действия для дистопического романа или пьесы. Поставленный по книге Итало Кальвино “Невидимые города”, спектакль построен на диалоге хана Хубилая и путешественника Марко Поло, который находясь в заточении вынужден рассказывать правителю о городах, где ему удалось побывать. Из исторических источников, ровно как и из литературного, остается неясным, существовали ли на самом деле места, описанные Поло. Вполне вероятно, что образы некоторых возникали в его сознании под воздействием опиума, который хан настойчиво предлагал своему узнику. Режиссер Лео Варнер умело воплотил психоделический аспект с помощью хореографии, включающей танцы в темных масках и на костылях, и атмосферного видеоряда, транслируемого на прозрачный занавес. Через него можно было разглядеть процесс смены декораций, что создавало эффект оптической иллюзии. Все происходящее напоминало сон наяву, погрузиться в который можно было лишь покинув зону комфорта.

Аналогичный шаг навстречу искусству необходимо было совершить, переступая порог кинотеатра Home. В течение трех дней на площадке с обманчивым названием, настраивающим на домашний отдых, проходили концерты David Lynch Presents.

Несмотря на отсутствие темы, каждый из трех дней музыкальной программы отличался по настроению и атмосфере от предыдущего. Вечернее шоу открывала муза Дэвида Линча, певица и композитор Криста Белл (Chrysta Bell), которая своим умением перевоплощаться напомнила лирическую героиню из песни "Diva" Dana International. В первый вечер ее образ напоминает Камиллу Роудс из фильма "Малхо́лланд-драйв". В платье, обшитом стразами, она плавно выходит на середину темной сцену и томно смотрит вверх, словно пытаясь раствориться в потоке света от прожектора, транслирующего на бархатный занавес голограмму с изображением говорящего Линча. Все происходящее сопровождается леденящей душу музыкой Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti). Затем, уже в тишине, выдерживая театральную паузу, Белл интригует зрителей фразой “Сегодня на сцене может произойти все что угодно” и объявляет первого музыканта.

Дуглас Дэр (Douglas Dare) выходит на сцену в красном сюртуке и с красной помадой на губах. Под минималистичный аккомпанемент на рояле и чуть позже на электроарфе он исполняет песни исповедального характера. Невольно вспоминается родоначальница этого жанра в музыке Карли Саймон (Carly Simon). В перерывах между песнями Дуглас шутит: “Я не мог появиться в этот вечер без красной помады, ведь здесь мог бы оказаться Дэвид”.
Анна Калви (Anna Calvi), выступающая во втором отделении, напротив, немногословна. Ограничившись приветствием и сдержанными ‘Thank you’, она направляет всю энергию в раскатистые гитарные соло и вокальные партии. Впрочем, зрителям не нужно много, чтобы слушать сольную программу Калви, затаив дыхание. У нее достаточно харизмы и профессионализма, чтобы очаровать публику.

В последующие два дня на сцене Home выступили Whyte Horses и These New Puritans, исполнившие музыку из фильмов Линча, а также Оливер Коатс (Oliver Coates), виолончелист, известный по своим коллаборациям с Radiohead. Его сет стал мощной кульминацией серии концертов. Под звуки нарастающего дроун-эмбиента, музыкант постепенно погрузил зал в транс. Сочетание виолончельного вибрато и электронного гула побудило ощутить себя частью этой музыки.

Фестиваль MIF не оставляет вам шанса быть сторонним наблюдателем. Каждое событие, будь это диггерская экскурсия в туннеле под железнодорожной станцией или авангардный спектакль на заброшенной индустриальной площадке, требует усилий, чтобы взглянуть на привычные вещи с другой стороны, испытать эмоции, которые современный человек не всегда может ощутить из-за непреодолимого потока информации. Это формула современного искусства, которую в Манчестере применяют, полагаясь на мифологию места.

15.08.2019, Ирина ШТРЕЙС (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: