Giorgio MORODER  Любовь к электричеству

В день рождения электронного визионера - о том, почему его московский концерт нельзя пропускать

13 мая в Москве впервые даст концерт Джорджио Мородер – человек, сделавший для танцевальной музыки больше, чем все ди-джеи вместе взятые. Продюсер, сонграйтер, электронный визионер и автор промышленного количества хитов, гремевших в поп-чартах и в андерграундных клубах. 79-летний Мородер едет в первый и, наверное, последний концертный тур в жизни. Это своего рода бенефис – с собой Джорджио везет большую группу и исполняет этакий "greatest hits", лучшее из всего того, к чему он в том или ином качестве приложил руку.

Если коротко суммировать вклад Мородера в мировую музыку, то обязательно нужно вспомнить два классических альбома "From Here To Eternity" (1977) и "E=MC²" (1979), которые не только заложили канон электронного диско, но и стали (и остаются поныне) источником вдохновения для нескольких поколений музыкантов. Итало-диско, хаус, электроклэш, да, наверное, и EDM – всё это было бы невозможно без него. На его счету полтора десятка саундтреков и три "Оскара" (за музыку к "Полночному экспрессу", "Flashdance" и песню "Take My Breath Away" для фильма "Top Gun"). Мородер – автор трех (это рекорд) официальных гимнов олимпиад (Лос-Анджелес 1984, Сеул 1988 и в соавторстве Пекин 2008) и одного гимна чемпионата мира по футболу (Италия 1990). Но, пожалуй, первой строчкой в его биографии будет значиться слово "продюсер".

В качестве продюсера и автора песен для других исполнителей Мородер начал работать еще в середине шестидесятых, но по-настоящему его звезда взошла в середине семидесятых, благодаря работе с Донной Саммер (Donna Summer). В 1975-м они записали 17-минутную "Love To Love You Baby", ставшую хитом не "благодаря", а "вопреки", и изменившую правила игры в этом бизнесе. Спустя два года последовала легендарная "I Feel Love" – возможно, лучший танцевальный трек в истории музыки. Позже среди его клиентов были десятки тогдашних звезд от поп-див до рокеров: Sparks, Japan, Blondie, Йон Андерсон (Jon Anderson), Дэвид Боуи (David Bowie), Джанет Джексон (Janet Jackson) и Фредди Меркьюри (Freddie Mercury).

Джорджио стал первым продюсером, приносившим с собой чётко узнаваемый синтезаторный звук. Если одни продюсеры довольствовались скромной ролью за пультом и влияли в основном на технические детали записи, то Мородер полностью управлял процессом – любой, попавший к нему, по сути, лишался собственного звучания в пользу синтезаторного звука Джорджио, И если для поп-див это было делом обычным, то с рок и нью-вейв коллективами, чьим лицом всегда были не только голос и сонграйтинг, но и звук, такое практиковалось впервые. То, что потом взяли на вооружение все от фабрики хитов Стока, Эйткена и Уотермана до Дипло (Diplo) и Макса Мартина (Max Martin), придумал именно Мородер.

Удивительно то, что статус легенды пришел к Мородеру уже в новом веке, когда Джорджио, по сути, удалился на покой, лишь изредка напоминая о себе по специальным поводам вроде Олимпийских игр. В период его наибольшей активности (т.е. где-то с середины семидесятых по конец восьмидесятых) Мородер был коммерчески успешен, но крайне нелюбим критиками, а в то время это значило куда больше, чем сейчас. Серьезной, достойной уважения музыкой тогда считался рок, а пришествие "усатого итальяшки с синтезаторами" (особенно когда тот работал с рок-группами в качестве продюсера) вызывало у тогдашних критиков бурю негатива и побуждало к пылким материалам в духе "мир катится к закату, была музыка живая, а теперь стала мёртвая". Отголоски этого отношения можно увидеть даже в фильме "Богемская рапсодия", когда участники Queen в презрительном тоне обсуждают что "Фредди поехал в Мюнхен писать что-то модное" – как известно, поехал-то он именно к Мородеру.

Примерно с первой половины девяностых Джорджио жил в стороне от софитов, собирая гонорары и премии, но кажется, даже не подозревая о том, что постепенно становится легендой и кумиром молодежи. В начале 2010-х почётный пенсионер, внезапно засветившийся на новой пластинке Daft Punk, завёл себе Facebook и Soundcloud и с удивлением встретился с лавиной народной любви. Поначалу Джорджио вообще вел себя в соцсетях крайне трогательно – отвечал чуть ли не каждому комментатору, а когда в бесплатном эккаунте в Soundcloud закончилось место, Мородер, недолго думая, завел второй и продолжил выкладывать треки уже туда. Публика была в полном восторге – в кои-то веки представительство звезды в соцсетях вел не SMM-менеджер, а сама звезда, к тому же, не пытаясь при этом "продать побольше" – уж в чем, а в этом у Мородера точно не было потребности.

Мало-помалу к мэтру потянулись промоутеры и медиа – Мородер попал в обойму RBMA, начал выступать с диджей-сетами и даже выпустил новый альбом, не добавивший слишком много в его творческий багаж, но утвердивший его в качестве действующей единицы. Попутно Джорджио допустил целую серию "старперских ошибок": заигрывал с модным звуком, опоздав примерно на 10 лет, наговорил на сорок бочек арестантов, признавшись в любви к EDM и назвав Рианну (Rihanna) новой Донной Саммер.

Но Мородер не был бы Мородером, если бы не умел делать выводы. Собираясь в тур, Джоржио учел два главных фактора: во-первых, не стоит пытаться переиграть молодежь на её поле, лучше оставить EDM тем, кому еще нет тридцати, а самому сконцентрироваться на любимом диско и не стесняться играть старый материал. Во-вторых, выше всего сегодня ценится перформанс, живое исполнение. Поэтому никаких "лаптоп-шоу", только живая группа. Этот тур можно сравнить с гастролями Kraftwerk – неважно, что новый материал (в данном случае – по-настоящему сильный новый материал) был очень давно. Для нас это возможность посмотреть, как исполняются живьем треки, каждый звук которых записан у нас где-то в подкорке. Для Мородера – возможность получить наконец ту любовь, которой ему не досталось в восьмидесятые. Ясно, что в этот тур он едет именно за любовью – денег у него хватает и так.

Москва, Crocus City Hall
13 мая, 20:00

26.04.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Giorgio MORODER - свежие публикации:

Giorgio MORODER

Дата рождения:

26 апреля 1940