Сегодня в полночь исполнилось ровно 25 лет с момента выхода игры Doom. Разработка небольшой тогда компании id Software стала легендой практически сразу, но есть существенные причины упоминать её и в музыкальном контексте.
Doom, строго говоря, не был первой игрой жанра First Person Shooter (FPS), однако ряд технических особенностей, таких как возможность играть по сети и редактор карт, обеспечили ей "прорывной" статус. Сказалась и общая визуальная эстетика - негативоподобная палитра, изобилие отсылок к творчеству Ханса Гигера (H.R.Giger), чей "Некрономикон" был у создателей игры настольной книгой. Под стать пришёлся и стилизованный саундтрек.
Конечно, с таким названием и содержанием, аллюзии на металлическую музыку напрашивались сами собой - и действительно, саундтрек к игре имел к металлу "непосредственное" отношение.
"Непосредственное" закавычено по одной причине: музыка в оригинальной игре была представлена только в формате MIDI, так что её звучание напоминало реальную аудиозапись примерно в той же степени, в какой графика игры могла претендовать на кинореализм. Даже при использовании очень дорогостоящих аудиоинтерфейсов.
В самых распространённых в начале 1990-х аудиокартах для персональных компьютеров, таких как SoundBlaster первого и второго поколений, источником звука в играх и других программах служил только относительно простенький FM-синтезатор, чьи звуки даже отдалённо не могли претендовать на какой-либо реализм. Другое дело - аудиокарты типа Gravis Ultrasound или дополнительные платы Wave Blaster со встроенными синтезаторами на базе сэмплов (или "табличного синтеза" - Wavetable).
Там звучание хотя бы отдалённо, но всё-таки напоминало реальное, по крайней мере, можно было понять, что вот это - подобие электрогитары, это - подобие струнных, а вон тот пластмассовый лязг - это барабаны и тарелки.
В то время накопители данных, на которых хранились сэмплы, стоили очень дорого. Даже для профессиональных синтезаторов библиотеки сэмплов размером в 4-8 мегабайт было обычным делом; например, у легендарной рабочей станции Korg M1, выпускавшейся с 1988 по 1994 годы, ровно в эти 4 мегабайта вся библиотека звуков и умещалась. У "игровых" карт наборы сэмплов были ещё меньшего размера. Какой уж там реализм...
Однако сразу же было понятно, что фоном в игре звучит именно тяжёлый металл.
Очень быстро поклонники такой музыки обнаружили весьма отчётливое сходство композиций из саундтрека с песнями известных рок- и металлических команд.
Сейчас на Youtube можно найти сразу несколько роликов со сравнением музыки из Doom и её предполагаемыми первоисточниками. Вот например:
Музыкальное сопровождение первой карты первого эпизода Doom (e1m1 или "At Doom's Gate") - практически идентично вступительному риффу композиции "Hooked" американской трэш-банды Dirty Rotten Imbeciles (D.R.I.).
Также e1m1 сравнивали с фоновым риффом песни Metallica "No Remorse". Композиция к четвёртой карте первого эпизода "Kitchen Ace (And Taking Names)", она же e1m4, обладает немалым сходством с песней Pantera "Rise". Также отмечены "аллюзии" на песни Megadeth, Devil Doll, AC/DC, Slayer, Black Sabbath, Alice in Chains и даже Stone Temple Pilots.
Как ни странно, никто за плагиат на id Software в суд не подал. Показательны нынешние комментарии ностальгирующих фанатов на Youtube: "Lol, значит у парней из id Software были годные музыкальные вкусы, что такого. - Да посмотрите фото из id тех времён... Ничего удивительного, они все были похожи на трэш-команду, пусть и из ботанов состояющую".
В общем и целом, разработчики игры, судя по всему, увековечили любимую музыку в игре, которая им далась немалой кровью. Exegi monumentum... Хотя, конечно, никто не мог гарантировать, что игры серии Doom окажутся столь популярными.
Интересно, что в 1995 году игра была портирована на консоль 3DO Interactive Multiplayer, для которой музыка уже записывалась в аудио. Причём At Doom's Gate записана уже с живой гитарой. В гораздо более низком темпе, чем был у оригинала; и геймплей на консоли 3DO оказался несколько "заторможенным", по сравнению с PC-версией.
Doom II технически и визуально не очень сильно отличалась от предшественницы - разница сводилась в основном к увеличению размеров и структурной сложности игровых уровней. Музыка - с технической точки зрения - осталась прежней: рок и металл в MIDI-формате.
Пройдут ещё два года после её релиза и id Software выпустит Quake, первую свою игру с полноценным саундтреком в формате CD audio - за авторством Трента Резнора (Trent Reznor)... Но это уже совсем-совсем другая история.
1984 – Австралия, наконец, получила собственный гимн. По итогам народного голосования песне Питера Доддса Маккормика "Развивайся, прекрасная Австралия" был присвоен статус национального гимна. До этого австралийцы довольствовались британским вариантом — God Save the Queen »»
Alexis KORNER (1928)
Alan PRICE (1941)
Bernie WORRELL (1944)
Mark VOLMAN (1947)
Andy SHERNOFF (1952)
Tony MARTIN (1957)