ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ  Советы отъезжающим

Недавно челябинская группа Центр Тяжести выступала на фестивале "тяжелой" музыки Wacken Open Air. Своими впечатлениями от поездки делится лидер команды Сергей Еремин. Возможно, его рассказ будет полезен тем группам, которые решили принять участие в зарубежном фестивале...

В августе 2002 года челябинская группа Центр Тяжести выступала на сцене фестиваля "тяжелой" музыки Wacken Open Air. Своими впечатлениями от поездки делится лидер группы Сергей Еремин (гитара). Возможно, его рассказ будет полезен тем группам, которые решили принять участие в зарубежном фестивале.

В составе нашей группы - шесть человек. Мы исполняем музыку в стиле прогрессивный металл с текстами преимущественно на английском языке. В багаже нашего коллектива - участие в местных теле- и радиопрограммах, наш альбом "Leave The Past Behind" получил оценку 4 балла в апрельском номере журнала Fuzz за 2001 год. В прошлом году мы уже пытались попасть в число команд, выступающих на фестивале Вакен. Тогда по разным причинам нам это не удалось. В этот раз все сложилось благоприятно.

Фестиваль проводится уже не первый год. Это внушительное зрелище: 4 дня концертов на нескольких сценах, десятки выступающих групп, более 40 тысяч зрителей. Оргкомитет фестиваля - всего два человека. Но это не значит, что они лично встречают каждую группу, продают билеты и т.д. Они -лишь организаторы, которые нанимают людей, занимающихся рекламой, установкой звуковой аппаратуры, и так далее. Вся эта организация работает по-немецки четко, как часовой механизм. География выступающих на фестивале групп очень обширна: Германия, США, скандинавские страны, Великобритания, была даже одна группа из Японии. Мы были первой российской командой, выступающей на этом фестивале. Из "звезд" засветились UDO, Cannibal Corps, Doro. Хедлайнеры выступали по два часа, мы и другие начинающие команды - по 45 минут. Уровень всех выступающих на Вакене групп очень высокий. Публика Вакена - в основном, люди в возрасте 20-30 лет, были и постарше.

Зрители внимательно слушали как известных исполнителей, так и начинающих: многим уже не интересно слушать тех же Каннибал Корпс, которых уже видели "живьем" где-нибудь в Берлине месяц назад. Многие зрители целенаправленно идут слушать молодых исполнителей, чтобы потом, если те вдруг станут суперзвездами, иметь возможность сказать: "Видел я их первое выступление на Вакен-фестивале!".
Звук был одинаково качественный и у начинающих групп, и у известных. Звезды всю аппаратуру привозили свою, на его настройку давалось 2 часа. Поэтому концерты шли параллельно на нескольких сценах.

Начинающие команды играли, в основном, на одном и том же оборудовании. Из инструментов мы везли с собой только гитары (бас и соло), гитарный процессор, педаль для "бочки" и барабанные палочки. Все остальное предоставили организаторы (это было заранее оговорено с ними).
Сценографию каждая группа устраивала по своему желанию и возможностям: кто-то обвешивал всю сцену плакатами, большинство же ограничилось просто исполнением песен.
Все выступления записывались на аудио и видео. Любая группа, заплатив некоторую сумму, могла получить профессиональную аудио- и/или видеозапись своего выступления. Мы об этом заранее не знали, и средств в своем бюджете на это не оставили. Правда, с нами ехал профессиональный видеооператор, который и запечатлел нас на сцене.
Слушатели и музыканты в большинстве своем жили в гостиницах. Но многие - и мы в их числе - жили в палатках на фестивальном поле. К примеру, стоят несколько палаток: французы. Рядом флаг Франции. Я видел палатки под флагами Польши, Бельгии, прибалтийских государств. Палаточный городок очень большой.

В целом мы выступили довольно удачно, никаких накладок не произошло. Выступление на этом фестивале - большой козырь в наших руках. В буклете фестиваля в алфавитном списке всех групп мы стояли после Каннибал Корпс. Тем группам, которые хотят пойти по нашему пути и вообще "прорваться" в Европу, я бы хотел дать несколько советов:

  • Учите иностранные языки, в первую очередь - английский. Идеальный вариант - когда все участники группы владеют английским, а кто-то дополнительно - немецким и французским. К любому из вас могут подойти слушатели, журналисты, музыканты других групп с просьбой рассказать о вашей команде, дать интервью.
  • В составе группы необходимо иметь менеджера (директора, администратора). Этот человек должен быть НЕ из числа самих музыкантов группы. Если музыкантов в команде 5-6 человек, как в нашем случае, то таких менеджеров должно быть двое. Менеджер(ы) должны заниматься исключительно организационными вопросами: билеты, проживание, питание, заявки на необходимое сценическое оборудование и инструменты и т.д. В нашем случае менеджера не было, вся эта нагрузка легла на меня. Вместо того, чтобы разыгрываться перед выступлением, мне пришлось решать организационные вопросы. К тому же я - единственный человек в группе, хорошо владеющий немецким и английским языками. Чем более многочисленна группа, тем больше нагрузка на администратора. Если же среди музыкантов есть хотя бы одна женщина, то количество проблем возрастает в несколько раз.
  • Заранее беспокойтесь о загранпаспортах для всех участников, о визах и билетах. Наша прошлогодняя поездка сорвалась в основном благодаря этому.
  • На стадии переговоров с организаторами очень важна роль качественной демозаписи. Организаторы говорили мне, что при подготовке к фестивалю во время отбора групп они прослушали около 500 демо-кассет и CD.
  • Любыми средствами готовьте свою будущую аудиторию. Если на вас пойдeт публика, вы получите все: внимание СМИ, лейблов, приглашение на следующий фестиваль, на выступления в клубах. Для этого:
    1. Очень хорошо иметь своего человека, который бы постоянно жил в той же Германии (или в другой западной стране) и "на месте" продвигал ваш проект.
    2. Заранее копите деньги. Вся поездка нам стоила около $1000 на человека. Это - только билеты, еда и проживание. Это - не считая расходов на предварительные переговоры с организаторами: факс, e-mail, оплату студийного времени для записи и оформление загранпаспортов. Для провинции это приличная сумма. Планируя бюджет, оставьте средства на непредвиденные расходы. Если бы мы знали, что можно будет купить запись своего выступления, мы бы предусмотрели эту возможность.
  • Рассчитывайте только на свои силы. Во время подготовки поездки я пытался обратиться в Немецкий Культурный Центр (организация, занимающаяся проблемами переселения немцев в Германию, фактически являющаяся представительством Германии в Челябинске - прим. ред.), но никакой помощи не получил. Мне дали понять, что если бы мы исполняли какой-нибудь немецкий фольклор под скрипку-гармошку, они смогли бы даже организовать серию наших концертов в Германии, а металлические группы их не интересуют. В итоге необходимые средства пришлось искать у родственников и друзей.
  • Готовьтесь выступать "живьем". В Европе не знают слова "фонограмма".
  • Заранее создайте интернет-страницу с информацией о вашей группе на английском языке, давайте ее адрес всем желающим.
  • Очень важна организованность всех участников: если кто-то один опаздывает на самолет (поезд, автобус), то срывается поездка всей группы, многомесячная подготовка оказывается бесполезной.
  • Не пренебрегайте мелочами. Перед концертом я случайно поставил на гитару струны другой фирмы, не те, на которых я всегда играю. При той же толщине они оказались мягче, и я чувствовал себя на сцене не очень хорошо.
  • Не бойтесь экспериментов. Вызывают интерес как группы, выступающие в традиционном направлении, так и более "неформальные". Большим интересом слушателей пользовалась команда, включившая в свой состав шотландские волынки.
  • Заранее приготовьте CD, аудиокассеты, фотографии своей группы и визитные карточки, раздайте всем своим музыкантам и менеджерам. На всех промо-материалах напечатайте номер контактного телефона, e-mail и вашего интернет-сайта. Все это нужно будет дарить журналистам, слушателям, музыкантам других групп.
  • Хорошо, если кто-то из вас уже бывал в этой стране. Тогда вам будет легче ориентироваться: где и как дешевле пообедать, что-то купить, каким транспортом воспользоваться (и вы не пропустите нужную пересадку, как это случилось с нами).

    По дороге на фестиваль в поезде мы разговорились с двумя датчанами. Они тоже музыканты, но ехали на фестиваль в качестве зрителей. Датчане очень удивились, когда узнали, что мы, группа из России, будем выступать на фестивале. Еще больше они удивились, когда узнали, что мы оплатили только дорогу и питание. Их группа несколько лет пытается пробиться на этот фестиваль, но пока безуспешно. Во время фестиваля организаторы говорили мне, что их интересуют группы из Восточной Европы и из России. Самая "восточная" группа, которая когда-то выступала на фестивале - какие-то болгары. В планах нашей команды - запись новых композиций, а также подготовка к поездке на следующий фестиваль.

    Наши аудиофайлы можно скачать и послушать на сайте MP3.COM, достаточно набрать в окне поиска "The Centre Of Gravity". Там же есть краткая информация о нашей группе и окно для отправки сообщений. Мы будем рады, если вас заинтересует наше творчество и постараемся ответить на все вопросы.

  • 30.03.2009, (ЗВУКИ РУ)

    Сайт: vkontakte.ru/ct_metal

    ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ