MILLER'S TALE  Страшные сказки

Эван Паркер выступит в Москве в составе нью-йоркского квартета Miller's Tale

В последнее время Москва стала одним из мировых центров новой импровизационной музыки, если и не в плане интеграции местных музыкантов в мировое пространство (хотя недавний релиз группы Бром на лейбле Trost, да еще и с аннотацией самого Матса Густафсона можно считать серьезной вехой), то в плане концертной жизни. Что ни неделя, то какой-нибудь знаковый концерт – то Пол Нильсен-Лав (Paal Nilssen-Love) с очередным проектом заедет, то Кен Вандермарк (Ken Vandermark), то Родриго Пинейру (Rodrigo Pinheiro), то Маркус Шмиклер (Marcus Schmickler). И если участники The Thing здесь уже практически прописались и дают в России, зачастую, по несколько концертов в год, то появление в Москве Эвана Паркера (Evan Parker) – по-прежнему дело нечастое. Год назад он играл на сцене "Дома" в составе Schlippenbach Trio, теперь приезжает с квартетом Miller's Tale.

Паркер, чья карьера началась в конце 1960-х с записей с Петером Брётцманом (Peter Brotzmann), Дериком Бейли (Derek Bailey), а чуть позже - с ансамблем Globe Unity Orchestra (чем-то вроде all-star band нового джаза во главе с теми же Шлиппенбахом и Брётцманом), заслуженно считается одной из ключевых фигур современной импровизационной сцены. Традиционное для таких случаев перечисление тех, с кем он успел сыграть за 50 лет, заняло бы не одну страницу, поэтому ограничимся лишь парой-тройкой самых необычных имен. В начале нулевых Паркер, которому к тому моменту было под шестьдесят, записал пластинку с drum'n'bass дуэтом Spring Heel Jack, а годом позже сыграл на альбоме рок-группы Spiritualized (а 10 лет спустя снова появился на их пластинке). Дополним этот список великим и ужасным басистом Джа Вобблом (Jah Wobble), большим любителем даба и иконой пост-панка. Короче говоря, типичная для британцев широта мышления и пренебрежение к жанровым тусовкам.

Строго говоря, в квартете Miller's Tale Эван Паркер не является лидером. Основали проект швейцарская пианистка Сильви Курвуазье (Sylvie Courvoisier) и американский скрипач Марк Фелдман (Mark Feldman). Оба они входят в творческий круг Джона Зорна (John Zorn), много сотрудничают с его лейблом Tzadik (а также с ECM и швейцарским Intakt) и регулярно выступают в нью-йоркском клубе Stone, которым также управляет Зорн. Именно там, во время одной из резиденций Эвана Паркера, и был образован квартет Miller's Tale. Ну а там, где рядом Зорн, обязательно всплывет и связь с Японией.

Четвертная участница ансамбля Икуэ Мори (Ikue Mori), – фигура в своём роде легендарная. Её первым инструментом были ударные, она выросла и получила образование в Японии, но в конце семидесятых впервые попала в Нью-Йорк, и сцена произвела на неё такое впечатление, что Икуэ решила остаться. Она играла в культовой no wave группе DNA вместе с Арто Линдсеем (Arto Lindsay), затем увлеклась электроникой (переключившись сначала на драм-машины, а затем на лаптоп), сотрудничала с Фредом Фритом (Fred Frith), Sonic Youth, Майком Паттоном (Mike Patton), Зиной Паркинс (Zeena Parkins) и, разумеется, с Джоном Зорном, став участницей состава Electric Masada.

В звучании Miller's Tale тоже сильно чувствуется влияние Зорна – если не музыкальное, то идеологическое. Их музыка – пёстрая, шумная и совершенно алогичная смесь академического авангарда, джаза, клезмера, шумовой электроники и какого-то психоделического кабаре. Грува ждать не стоит, а вот плотного потока событий и калейдоскопической смены картинки – пожалуйста.

MILLER’S TALE (EVAN PARKER, IKUE MORI, MARK FELDMAN, SYLVIE COURVOISIER)
Москва, КЦ "Дом"
23 октября, 20:00

19.10.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)