Phil MINTON  Во весь голос

Главный вокалист современной импров-сцены выступит в Москве с новым трио

77-летнего британца Фила Минтона нередко называют главным вокалистом современной импровизационной сцены. И хотя такого рода титулы, к кому бы они ни относились, всё равно будут преувеличением, для коронации Минтона в самом деле есть веские основания. По обыкновению, в джазовой тусовке значимость музыканта можно определить по списку тех, с кем ему довелось поработать вместе. И тут по биографии Минтона можно изучать историю нового джаза и свободной импровизации – Роджер Тёрнер (Roger Turner), Фред Фрит (Fred Frith), Петер Брётцман (Peter Brotzmann), Джон Расселл (John Russell), Эван Паркер (Evan Parker), Симон Набатов (Simon Nabatov), Альфред Харт (Alfred Harth) и даже Дэвид Туп (David Toop).

Но главное, за что мы ценим Фила Минтона – это совершенно новая техника владения собственным голосом. Если к расширенным техникам игры на струнных, духовых или ударных (когда, к примеру, трубач может сыграть целый концерт, непрерывно извлекая из своего инструмента самые разные звуки, но так и не выдув ни единой стройной ноты) мы уже привыкли, то подобное обращение с собственным голосом по-прежнему дело редкое. О том, что выделывает на сцене Фил Минтон язык не поворачивается сказать "поёт" – он воет, хрипит, задыхается, скрежещет, кричит, стонет, визжит и мелодекламирует.

Второе необычное качество Минтона – умение работать с литературной классикой, причем той, которую менее всего ждешь услышать на сцене. Еще участвуя в многочисленных составах Майка Вестбрука (Mike Westbrook) Фил работал с поэзией Уильяма Блейка, но далее переключился на совсем уж необычных для такой музыки Бродского, Хармса и "библию постмодернизма", джойсовские "Поминки по Финнегану".

Стоит ли говорить, что многоликий вокал Минтона вписывается примерно в любое окружение. Он дает сольные концерты, выступает под сопровождение авангардной электроакустики и, разумеется, участвует в самых разноформатных джазовых ансамблях. В Москву (где Филу уже случалось выступать – будучи большим любителем русской культуры он успел даже съездить в большое турне по России) он на этот раз везет трио, где кроме него участвуют два португальских музыканта. Давид Маранья (David Maranha) памятен московской публике по прошлогоднему выступлению с Алексом Чжаном Хунтаем (ex-Dirty Beaches), а в мире известен, пожалуй, в первую очередь благодаря экспериментально-шумовому проекту Osso Exótico.

Гитарист Мануэл Мота (Manuel Mota) в новоджазовой и экспериментальной сцене тоже на хорошем счету. Он участвовал в квартете Родригу Амаду (Rodrigo Amado), а также записывался с такими музыкантами как Акира Саката (Akira Sakata), Эрнесто Родригес (Ernesto Rodriguez), Джованни Ди Доменико (Giovanni Di Domenico) и другими.

Phil Minton — голос
David Maranha — электроорган, перкуссия
Manuel Mota — электрогитара
При участии Ильи Белорукова — альт-саксофон

Москва, КЦ "Дом"
26 сентября, 20:00

22.09.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)