Ornette COLEMAN  Музыка прайм-тайма

Патриарх фри-джаза - одна из ключевых фигур последних джазовых десятилетий саксофонист Орнетт Коулман

Патриарх фри-джаза, одна из ключевых фигур последних джазовых десятилетий саксофонист Орнетт Коулман (Ornette Coleman) посетил Россию летом 2010 года. Рассказывая об этом событии, редакция Звуков осознавала: джазовый революционер 60-х годов выступал в России в первый и в последний раз - на тот момент мэтру было уже за 80. Мы все же успели прикоснуться к легенде.

В пантеоне столпов джаза Коулман занимает верхние строчки наряду с Эллингтоном, Армстронгом, Паркером, Дэвисом и Колтрейном, однако включение в него нашего героя может не пройти так гладко. Ведь этот музыкант всю жизнь проходил по разряду авангардистов, для шоу-бизнеса он был неинтересен. Тем не менее, в XXI веке началось неожиданное широкое признание работ джазмена. Запись выступления Коулмана на фестивале Enjoy Jazz в Германии в 2005 году, была отмечена Пулитцеровской премией. Затем последовала премия Grammy "За заслуги в течение жизни", при вручении которой аудитория устроила ему стоячую овацию. Редакция Jazz.ru по этому поводу остроумно заметила, что она "искренне сомневается, что хотя бы два процента присутствовавших на церемонии хотя бы раз в жизни смогли дослушать до конца хотя бы один альбом великого новатора нового джаза."
В 2007 году в Нью-Йорке всемирная Ассоциация джазовых журналистов в 11-й раз вручала Jazz Awards - "Джазовую премию", Коулман оказался первым в нескольких номинациях: Музыкант года; Альт-саксофонист года; Малый ансамбль года; Альбом года.

Родился Орнетт Коулман (его полное имя - Randolph Denard Ornette Coleman) 19 марта 1930 г., г. Форт Ворт, шт. Техас. С 14 лет он самостоятельно начал играть на альт-саксофоне, в 1946 году перешел на тенор и начал работать в ритм-н-блюзовых ансамблях. В 1950 году молодой музыкант приехал в Лос-Анджелес, где работал оператором лифтов, а параллельно самостоятельно изучал теорию музыки. Тогда начали формироваться его радикальные взгляды, а вскоре возникли и сторонники этих взглядов: трубач Дон Черри (Don Cherry), басист Чарли Хэйден (Charlie Haden), барабанщик Эд Блэкуэлл (Ed Blackwell). Ансамбль молодых музыкантов репетировал в гараже одного из участников. Не сразу, но к концу 50-х они произвели впечатление на публику, воспитанную на новом искусстве ХХ века.

Это было революционное музыкальное время, время рождения сразу нескольких стилей. На устах были свобода и протест. Музыканты стремились избавиться от норм, присущих импровизационной музыке. Маэстро Джон Льюис (John Lewis), лидер Modern Jazz Quartet пришел в восторг от их идей и взял на себя опеку квартета Коулмана. По его рекомендации в 1959 году Черри и Коулман углубляют свои теоретические знания, прослушав курс лекций в Lenox School of Jazz. Квартет Коулмана получает приглашение на двухнедельное выступление в кафе “Five Spot” в Нью-Йорке. Эти выступления собирали такое количество поклонников, что контракт непрерывно продлевался.
Публику впечатляло не только музыкальное новаторство,- странное впечатление производил инструментарий: Коулман играл на пластиковом саксофоне, издавая немузыкальные пронзительные, кричащие, блеющие звуки, Дон Черри музицировал на карманном корнете, который он называл карманной трубой, в два раза меньше нормальной... Свободная коллективная импровизация, отказ от регулярного ритма, мелодики европейского типа, гармонических формул, атональность, модальное мышление, алеаторика.

Начало 60-х это время волн протеста, социальной неустойчивости, независимой от цвета кожи (движение хиппи, анархизм, увлечение восточным мистицизмом). Появившийся в это время “свободный джаз” (free jazz) совершил резкий поворот в сторону от всего основного пути развития джаза, от мэйнстрима. До 1961 года Коулман много выступает, выпускает несколько альбомов, один из них “Free Jazz (A Collective Improvisation)”, явившийся результатом спонтанной импровизации двух квартетов, еще и закрепил название стиля.

В начале 60-х Коулман получает широкое признание в артистических и светских кругах. Пионер фри-джаза не только концертирует и выпускает пластинки с постоянно меняющейся концепцией, но и пишет ряд сочинений в классическом и атональном стиле, исполненных различными камерными ансамблями. В начале 70-х г.г. Орнетт Коулман не без влияния рок-музыки создал так называемый “Двойной квартет”, в состав которого вошли две гитары, две бас-электрогитары, две ударные установки и альт-саксофон собственно Орнетта. Эта джаз-рок группа получила название Prime Time и исполняла в основном композиции лидера, которые создавались им по принципам, названным “Harmolodics”, этим он старался подчеркнуть единство и равнозначность гармонии, движения (побуждения) и мелодии, что и составило название - HARmony, MOtion, meLODIC.
Новое направление тоже не стояло на месте, Коулман постоянно привлекал в проекты музыкантов из пограничных блюзовых и роковых областей. В его группе в эти годы выступали ударник Рональд Шэннон Джексон (Ronald Shannon Jackson), басист Джамааладин Такума (Jamaaladeen Tacuma) и гитарист Джеймс "Блад" Алмер (James Blood Ulmer). В 70-80-х г.г. Орнетт Коулман продолжал работать с “Prime Time”, много записывался, принимал участие в записи альбома “Song X” (1985 г.) Пэта Метини (Pat Metheny), используя скрипку и саксофоны.

Звуки публиковали специальную статью, посвященную знаковым альбомам Орнетта Коулмана. Она доступна по этой ссылке.

13.09.2018, Михаил МИТРОПОЛЬСКИЙ (ЗВУКИ РУ)

Ornette COLEMAN

Дата рождения:

9 марта 1930