Jimi TENOR  "Это не абсурд. Это новый образ жизни на земле"

Джими Тенор - о том, как творить музыку для всего мира на всех языках и инструментах, которые попадутся под руку

Знаменитый мультиинструменталист Ласси Осмо Таапио Леехто, более известный как Джими Тенор (Jimi Tenor), возвращается в Москву с новой программой. В России финский авангардист известен с конца 1990-х, когда его альбомы выходили на почтенном британском лейбле Warp. Однако в 2000-х музыкант с головой ушел в импровизационную музыку. Он много записывался с африканскими музыкантами - в том числе с легендарным барабанщиком Тони Алленом (Tony Allen). Сейчас Джими занимается экспериментальной музыкой в нескольких проектах. Накануне концерта он рассказал Звукам о том, как творить музыку на всех языках и инструментах, которые попадутся под руку.

Звуки: Наблюдая за вашими альбомами в динамике, становится очевидно, что каждая ваша новая запись - все более "тропическая". Ваш последний альбом вообще состоит наполовину из латинских ритмов, наполовину из афро-фанка. Это следствие глобального потепления, или вы пытаетесь таким образом подготовить своих финских слушателей к долгой суровой зиме?
Джими: Я с начала 90-х годов увлекался олдскульным саундом экзотического easy listening. У меня была кассета с компиляцией, которую составил Lary 7, - она называлась "Exotic Trilogy", и весь альбом состоял из различных версий трех известных хитов easy listening: "Quiet Village", "Caravan" и "Taboo". Это была веселая запись. Но серьезно, в этом экзотическом жанре встречается потрясающая музыка. Классные аранжировки. Когда я переехал в Нью-Йорк в 1991 году, я начал живо интересоваться латиноамериканской музыкой. Я жил в латиноамериканском квартале и мне нравилась атмосфера этого места. Я не пишу музыку для финской аудитории, так что им придется готовиться к зиме другими способами.

Звуки: Ваше сотрудничество с Kabu Kabu также очень необычно: для Финляндии и Штатов эта музыка звучит экзотикой. А чего ожидали от вас участники оркестра?
Джими: Мы встретились в Берлине за сценой в клубе Volksbuhne, где я выступал с моей группой. Нас представил друг другу диджей Берлинской джазовой радиостанции, большой фанат музыки. Некоторые из участников Kabu Kabu играли с Фелой Кути (Fela Kuti) в его оркестре, что меня очень впечатлило. Я слушал Кути запоем, когда был тинейджером. Не знаю, что они тогда подумали обо мне и какое впечатление у них сложилось после того, как мы начали играть вместе, но теперь они меня достаточно хорошо знают. У меня, в принципе, хорошее музыкальное образование, так что я могу адаптироваться к любой музыкальной среде.

Звуки: Мне кажется, вы преследуете цель быть экзотикой для англоязычных слушателей - со своими текстами на финском и с вашими сумасшедшими выкриками "чупа-чупс!" на фоне очень классной музыки. Это так и планировалось?
Джими: Я пишу музыку для всего мира. Моя цель - быть понятным носителю любого языка. Крики подобны звукам духовых, только извлекаемым из человеческого тела. Почти как инструментальная музыка. Я говорю на современном lingua franca ("всеобщем языке" - прим. Звуков), который является глобально употребимым английским языком.

Звуки: С таким музыкальным диапазоном - как часто концертные менеджеры, агенты и представители лейблов говорили, что они не знают, как продавать и продвигать вас?
Джими: Это бесконечная борьба. Я невосприимчив к таким разговорам. Я пытаюсь выжить в этом цифровом мире, и уже привык. Я не толстый - это полезно для моего здоровья!

Звуки: Вы добавляете много духовых в аранжировки - труба, флейта, саксофон ... но ритм остается сутью вашей музыки. Как вы строите композицию, и насколько она зависит от состава участников?
Джими: Я неплохо поднаторел в исполнении басовых линий в африканском стиле на органе. Мне нравится ритм, но я люблю и звук саксофона! Сакс и вообще духовые инструменты - это мое. Я пишу много музыки для биг-бэндов, так что все это очень естественно для меня. Я не имею в виду, что я бы написал какой-нибудь свинг для биг-бэнда или что-то в этом роде. Я в основном пишу разные ритмические вещи и концептуальные композиции, вдохновленные современной академической музыкой.
Но да, для "Order of Nothingness" мы сначала создали бит и басовые линии. Затем добавили перкуссии. Затем я обычно кладу какую-то убийственно красивую линию на духовых и кричу что-то поверх всего этого!

Звуки: С каким инструментом у вас были самые странные и запутанные отношения?
Джими: Мой саксофон Keilworth. Я, вообще-то, долгое время не мог на нём играть, и недавно решил попробовать в последний раз, смогу ли я это сделать. И, наконец, я его полюбил. Я думаю, у этого инструмента были проблемы с механикой. Плохо крыли клапана, неплотно прилегали. Почему-то я этого тогда не заметил. Мне казалось, что проблема в том, что у меня плохо то звукоизвлечением.
Так или иначе, саксофон всегда был для меня во многих отношениях вызовом. Я люблю этот инструмент, но иногда просто ненавижу.

Звуки: В "Naomi Min Sumo Bo" вам удалось достичь наивысшей точки абсурда, смешивая афро-бит, флейты, финский вокал (почти гроулинг) и электронику. Но там есть еще такой ретро-психоделический флер - наверно, за него мы должны сказать спасибо вашему коллеге Максу Вайссенфельдту (Max Weissenfeldt)?


Джими: Все вокальные партии в этой песне сделаны на ганском языке. Я там не разговариваю. Это Экоу Алаби Саваж (Ekow Alabi Savage). Да, Макс сделал хорошую работу, и в этом треке наш звукоинженер Бенджамин Шпицмюллер (Benjamin Spitzmuller) сделал отличный звук для баса! Это не абсурд. Это новый образ жизни на земле.

Звуки: У вас множество совместных альбомов. Какую из коллабораций вы бы назвали чистой удачей? В том смысле, что в других обстоятельствах, в другом месте и другом времени они бы просто не случились.
Джими: Каждая из них удача, и в то же время, ничего случайного в них нет. Вы просто выбираете себе маршрут и следуете ему на протяжении жизни. Вы прилагаете усилия к тому, чтобы что-то получилось, считая, что вы ловите удачу. Но на самом деле, это никакая не удача. Причина, почему вы сошлись с определенными людьми,- в том, что вы оказались там, где эти самые люди тоже вращаются.

Звуки: Что для вас значит "русский звук"?
Джими: Жесткий бас! Три полоски.

Jimi Tenor Band
Москва, "16 тонн"
13 сентября

08.09.2018, ГРУППА АВТОРОВ (ЗВУКИ РУ)