МУЗЫКА  Проверка пульса: август

The Bermuda Triangle, Стив Хошильд, Helios, Хелена Хауфф и другие электронные новинки августа

The Bermuda Triangle "Sketches From Space" (Vibraphone Records)

Музыканты, стоящие за проектом The Bermuda Triangle, были одними из пионеров римской техно-сцены и в начале девяностых издали несколько культовых хаус и техно-пластинок под именем The True Underground Sound Of Rome. С тех пор они перепробовали много разных жанров (в том числе активно записывали транс), затем снизили активность, а недавно снова взялись за дело. Первым делом итальянцы переиздали лучшее из старого, а теперь наконец записали совершенно новый диск. "Sketches From Space" – это, как принято говорить в таких случаях, альбом-путешествие. Концептуальная история, довольно разноплановая в жанровом плане (тут есть и эмбиент, и даунтемпо, и неоклассика, и хаус, и даже электро в пять четвертей, и, разумеется, спейс-электроника), но связанная общим набором тембров и, если угодно, воображаемым сюжетом. За всей этой музыкой будто бы существует нерассказанная история или научно-фантастический фильм о космических путешествиях. Есть в этом альбоме что-то общее с "Welcome To Mikrosector-50" Space Dimension Controller или с пластинкой Vakula "A Voyage To Arcturus", и объединяет их именно концептуальная целостность, очень редкое для современной электроники качество.

Steve Hauschildt "Dissolvi" (Ghostly International)

После феноменально красивого эмбиент-альбома "Strands" (2016) Стив Хошильд подписал контракт с лейблом Ghostly International и явно нацелился на более широкую аудиторию. На новом альбоме появились ударные (правда, скромно уведенные на задний план) и даже вокал, совершенно бестелесный и не от мира сего. Все хошильдовские переливы при этом на месте, в результате получается современное прочтение недолговечного, но яркого жанра "эмбиент-хаус" – музыки, звучавшей в клубных чиллаутах (когда они еще существовали) лет 20-25 назад. Ну а ближайшим родственником среди пластинок этого века кажется альбом Alucidnation "Get Lost". Вещь "Alienself" прямиком отправляется в фонд чиллаутной классики.

Helios "Veriditas" (Ghostly International)

Экс-клиент лейблов Merck и Type, бостонский музыкант Кит Кеннифф (Keith Kenniff) в последнее время издавал пластинки на собственном лейбле, но в конце концов попал в обойму нью-йоркского инди-гиганта Ghostly International, который в последнее время, кажется, находится в поисках новой идентичности. "Veriditas" проще всего описать как светлый и добрый эмбиент. Тёплый кассетный звук, гармоничные (часто мажорные – уж совсем невиданная для эмбиента вещь) аккорды, кое-где – размазанная будто асфальтовым катком гитара, повисающие в воздухе фортепианные ноты. Всё это Кит вроде бы делает уже не первый десяток лет (разве что бита совсем нет), но на этот раз и звуковой, и эмоциональный баланс выдержан идеально, впору вспомнить Рафаэля Антона Иризарри (Rafael Anton Irisarri). Идеальный саундтрек для того, чтобы погрустить об ушедшем лете.

Djrum "Portrait With Firewood" (R&S Records)

За 10 лет Британец Феликс Мануэль (Felix Manuel) выпустил с полтора десятков коротких пластинок с танцевальной музыкой в диапазоне от балеарика и герриджа до гулкого басовитого техно. Но, как водится, для полнометражного альбома (второго по счету и первого для престижного R&S Records) подобрал треки, более подходящие под home-listening формат. Начинается пластинка и вовсе с неоклассики – фортепиано, струнные, духовые, но дальше всё же вступает бит, причем поначалу – джангловый, Djrum отправляется куда-то во владения Omni Trio. К середине альбома всё же появляется и плотный современный бас, и сбивающийся ритм (а в третьей части "Showreel" Феликс даже выдает короткий фрагмент быстрого и тяжелого транса, почти на грани хардкора), но синематика и джангл отходят на второй план лишь на время, так и оставаясь центральной темой альбома. Тот случай, когда с одной стороны чётко заметен корень, уходящий в прошлое лет на двадцать, с другой, совершенно нет ощущения, что слушаешь потерянную запись из девяностых.

Helena Hauff "Qualm" (Ninja Tune)

Второй по счету альбом немецкой эйсид-техно примы. Сюрпризов от Хелены обычно не ждешь – она скорее из породы ретроградов-консерваторов, да и жанр задает свои довольно узкие рамки. И первый же трек "Barrow Boot Boys", хмурая и тяжеловесная долбежка в духе лейбла Bunker, эти ожидания только подтверждает, но дальше немка позволяет себе некоторые вольности. Сразу же следом – мелодичное электро, а третий трек с диско-ритмом, вполне мог бы записать DMX Krew. Дальше Хелена всё же возвращается в родные бункеровские пенаты, но лишь для того, чтобы под конец альбома снова удивить. На этот раз бодрым эйсид-трансом и совсем уж непривычной для этой дамы рыхлой ретро-электроникой. Целостности альбому, пожалуй, не хватает, но слушать его точно интереснее, чем дебютный диск Хелены.

Dorian Concept "The Nature of Imitation" (Brainfeeder)

За десять с лишним лет австриец Оливер Джонсон (Oliver Johnson) не без участия системы Red Bull Music Academy поднялся из перспективных юнцов (еще в этом статусе он дал блестящий концерт в клубе "Икра") в серьезные звезды. Его предыдущий диск выходил на Nunja Tune, а теперь он не выпадая из "большой семьи" сделал шаг в бок, на американский лейбл Brainfeeder, которым управляет Flying Lotus. Музыку Dorian Concept можно назвать пост- или future-фанком. Грув, гармония и любовь к клавишным запилам идут у него из американского электрофанка 70-х – 80-х, но препарирует он его на ультрасовременный лад. Бит то и дело хромает и спотыкается, звуковая текстура буквально перенасыщена скрытыми слоями, а треки порой развиваются совершенно алогично. В те моменты, когда в музыке появляется сдавленный обработкой голос, на ум приходят странные параллели с новой пластиной Oneohtrix Point Never.

Dntel "Hate In My Heart" (Leaving Records)

Примерно 15 лет назад Джимми Тамборелло (Jimmy Tamborello) считался одним из самых передовых электронщиков планеты. С нишевых, но влиятельных лейблов Phthalo и Plug Research он перебрался тогда на мейнстримовый Sub Pop, в составе дуэта The Postal Service выпустил фантастический поп-альбом, а затем как-то сник – музыки по-прежнему издавал много, но как-то не сверкал. "Hate In My Heart", выпущенный ориентированным на лоу-фай подразделением Stones Throw, тоже вряд ли перевернет ход музыкальной истории, однако в этой пластинке безусловно есть стремление к поиску. На альбоме 10 недлинных пьес для одного, максимум двух синтезаторов, записанных в эстетике электроники шестидесятых, Не такой уж радикальной и авангардной, но и от монументализма берлинской школы тоже очень далёкой. Есть здесь какое-то особенное обаяние примитивизма, да и сам синтезаторный звук во всем сыром великолепии – выше всяких похвал.

2030 "2030 LP" (Subosc)

Напоследок – июльский релиз, который в предыдущий обзор не попал, но умолчать о нем было бы непростительно. Самая загадочная пластинка лета – выпущенный на самиздатной кассете второй по счету альбом итальянца Нино Кампанеллы (Nino Campanella). Если Кампанелла и был чем-то известен до этого, то множеством техно-пластинок под именем Kalean. Под пседонимом из четырех цифр он издает слегка плывущий (куда же сейчас без лоу-фай эффектов) эмбиент, и эмбиент этот красив так, что дух захватывает. Список ассоциаций выглядит примерно так – Sun Electric (времен великого лайв-альбома "30.07.94"), аоьбомы с лейбла Rising High Records типа The Irresistible Force и Neutron 9000, а также Стив Хошильд и Parks. Надо ли говорить, что при таких вводных получился чуть ли не лучший альбом года?

03.09.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)