ФЕСТИВАЛЬ  Пикник Афиши: кто не поехал на "Нашествие"?

Arcade Fire, Монеточка и Земфира: репортаж Звуков с одного из главных столичных open air

Чемпионат мира по футболу-2018 существенно перекроил фестивальную карту Москвы. На время проведения главного спортивного года была запрещена организация других крупных мероприятий, так что многие музыкальные фестивали поменяли свои даты. Так случилось и с Пикником Афиши, который вместо привычного уже конца июля переехал на начало августа и встал в один уикенд вместе с "Нашествием". Публика у фестивалей довольно разная, однако на самом мероприятии то и дело можно было услышать шутки о том, что "я не поехал на "Нашествие".

Музыкальная программа в этот раз разместилась на 5 сценах, включая добавленную в последний момент площадку с неоклассикой. Глядя на расписание, приходилось мучительно выбирать, кого же послушать - что приятно, но немножко обидно.
Попасть на фестиваль к началу, чтобы посмотреть и послушать Комсомольск, не удалось, поэтому первой точкой обязательного посещения стал сет Монеточки. Несмотря на довольно ранний слот (Лиза Гырдымова начинала в 14:45), перед Summer Stage собралась довольно внушительная толпа в несколько тысяч человек, ожидающая новую героиню российской музыки. И в то время, как на одной из спонсорских площадок посетительницам воспроизводили ее прическу с выступления на "Вечернем Урганте", сама певица появилась с распущенными волосами и в длинном цветастом платье. Сетап ее выступления не изменился: подложка, синтезатор и музыкальный продюсер Витя Исаев, подыгрывающий на гитаре. Впрочем, такие подробности посетителей Пикника не сильно волновали, они жаждали хитов, которые и получили. Сама Лиза с каждым разом держится на сцене все увереннее, да и песни уже "ушли в народ", поэтому многие вокруг с удовольствием ей подпевали. Впрочем, незнакомых с ее ранними альбомами сначала шокировал, а потом заставил улыбаться текст песни "Мама, я не зигую". Закончилось же выступление Монеточки хоровым пением на "Каждый раз". Интересно, сколько бы людей собрала Монеточка, выступая на главной сцене?

Следующая точка обязательного посещения – Amyl and The Sniffers, бодрый и прямолинейный австралийский панк-рок как из конца 70-х. Любовь к этой эпохе коллектив отрабатывает на 100 процентов не только музыкально, но и визуально. В наличии, например, барабанщик и гитарист с чудовищными прическами маллет, а вокалистка Эми Тейлор (Amy Taylor) в белых нарочито старых ботильонах и суперкоротком джинсовом комбинезоне, начинающимся только где-то в районе ягодиц, напоминает то ли перевозбужденную пергидрольную Джоан Джетт (Joan Jett), то ли, простите, удолбанную и слетевшую с катушек Долли Партон (Dolly Parton). Справедливости ради, ее имидж работает на полную катушку. С первых же аккордов у сцены собирается преимущественно мужская аудитория, смотрящая на нее влюбленными глазами и устраивающая слэм и прочий мош-пит. Эми электровеником носится по сцене, использует колонки для позирования фотографам, показывает язык и боксерские приемы, кривляется, а на последней песне "Plesure Forever” перелезает на динамики, стоящие перед сценой, и несколько раз отжимается: настоящая фронтвумен. Стоит еще добавить, что строчки вроде "I’m not a hooker”, "Balaclava lover boogie” и "You want my honey / you want my ass" особенно интересно слушаются на фоне деревянной церкви в Коломенском.

Увы, но полноценно послушать выступление других новых австралийских рок-героев, King Gizzard & Lizard Wizard, которых называют одной из лучших фестивальных групп 2018 года, не удалось. Во время их сета на фестиваль обрушился мощный ливень под стать их причудливой смеси психоделического и гаражного рока. Впрочем, судя по доносившимся звукам песни "Rattlesnake", все прошло у них хорошо и бодро.

Следующими на главной сцене выступали любимцы критики и мировой интеллигенции шотландцы Belle & Sebastian. Вокалист Стюарт Мердок (Stuart Murdoch), в шляпе напоминающий актера Саймона Пегга (Simon Pegg), мил и обаятелен, все участники группы одеты в разноцветные яркие футболки. Начинается их сет с песни "Nobody’s Empire” с альбома "Girls in Peacetime Want to Dance", которая сразу же расположила к себе аудиторию перед главной сценой. Минут через 10 под сет Belle & Sebastioan кивали головами в такт даже те люди, расположившиеся на холме, которые наверняка не слышали их до этого. Настоящая магия музыкального кокона дружбы и любви. А в самом конце раскрылась тайна цвета футболок: вышедшая на поклон группа выстроилась по порядку цветов радужного флага.

Главным отечественным хэдлайнером на этот раз была заявлена постоянная гостья Пикника - Земфира. И ее выступление, пожалуй, стало главным разочарованием фестиваля. Певица любит менять привычные аранжировки своих песен на что-то новое, и в этот раз этот подход ее подвел. Монотонная подложка, практически не меняющаяся на протяжении минимум трех песен, и так же монотонно пропетые песни безо всякого общения со слушателями? Извините, но нет.
Oscar and the wolf на фоне Земфиры смотрелись крайне свежо и приятно. Под конец их электро-поп сета танцевала вся толпа, а уж что случилось с фанатками и фанатами, когда лидер проекта вышел к ограждению! - и селфи, и автографы достались каждому!

Выступление Rhye, который закрывал одну из сцен, началось с сильной задержкой, поэтому группе пришлось пожертвовать своим временем ради главного сета – первого выступления Arcade Fire в России.
Во время обычных концертов нынешнего тура группа выступает на некоем подобии ринга, но фестивальные сцены для такого шоу не предназначены, однако впечатления это не портит. Поддерживая статус "обычных людей", участники группы выходят из VIP-зоны и смело идут через толпу изумленных фанатов к маленькой сцене, расположенной ровно напротив основной. Там Arcade Fire собираются в круг голова к голове - как перед боем. И, забегая вперед, группа действительно выдала бой и мощь. Начался сет исполнением ABBA-подобного хита «Everything Now", моментально заставившего танцевать всех зрителей перед главной сценой, Нужны еще хиты? - Получите подряд «Rebellion (Lies)», «Neighborhood #2 (Laika)» и «No Cars Go». На почти диско-номере «Electric Blue» на первый план выходит Режин Шассан (Regine Chassagne) в блестящем наряде, приковывая к себе внимание не только нарядом, но и странной, чем-то завораживающей пластикой во время исполнения. Стоит отметить, что Arcade Fire прекрасно интегрируют оформление и видео для перехода между разными альбомами. «The Suburbs»? Экраны как будто превращаются в вывеску провинциального североамериканского кинотеатра, вот вам и "Ready To Start", "Sprawl II (Mountains Beyond Mountains)" и другие треки. Альбом "Reflektor", на котором Arcade Fire стали играть танцевальный инди-рок? Тогда получите гигантский диско-шар, спустившийся перед сценой и отражающий блики почти на всю территорию фестиваля. Москве, в отличие от многих городов тура, досталось исполнение «We Exist», перешедшую в утяжеленную и концертную версию «Creature Comfort», звучащую как манифест. Ну завершилось выступление гимноподобной «Wake Up». Класс, сила и восторг!

08.08.2018, Владимир БАСКОВ (ЗВУКИ РУ)