ФЕСТИВАЛЬ  Dekmantel 2018: дни 3, 4, 5

Трехдневный рейв в лесу под Амстердамом: Orbital, Advent, Young Marсo, Goldie и другие

Вторая часть фестиваля Dekmantel проходит в Амстердамском лесу (Amsterdamse Bos). Это приличных по меркам Голландии размеров лесопарк в сравнительно недалеком (примерно как усадьба Архангельское от Москвы) пригороде. Расстояния тут вроде бы небольшие, но добраться до места непросто. Общественный транспорт путаный и ходит редко, фестивальные автобусы дороговаты (10 евро в оба конца) и на них конечно же очередь. В итоге, дорога из центра города может занять часа полтора и потребует неких навыков спортивного ориентирования.

Структура чем-то напоминает Пикник Афиши, только территория покомпактнее, поэтому музыка более-менее везде. Места ровно столько, чтобы можно было расставить сцены, избежав пересечения звука. Народу, по ощущениям, собирается тысяч десять, так что местами бывает довольно плотно, но в общем и целом инфраструктура справляется – больших очередей нет ни в еду, ни в туалет, ну и с попаданием на арены (кроме одной, о которой позже) нет никаких. Еда и напитки продаются по жетонам (их можно купить в автоматах, расплатившись пластиковой картой). Это создает некоторое неудобство, но похоже, что в самом деле ускоряет процесс – взять пива в баре даже в пиковый момент можно секунд за тридцать. Бармены заранее готовят полные стаканы – не очень "тру" с точки зрения пивной культуры, но при таком обороте стакан успевает простоять на стойке от силы минуту-другую. Питьевая вода здесь бесплатная, но на территории запрещены бутылки с крышками (на входе довольно серьезный обыск и сонаровский трюк "принести крышку с собой" не работает), приходится либо пить на месте, либо таскать с собой незакрытую бутылку.

Сцен на фестивале аж семь, и все работают нон-стоп. Можете себе представить, как сложно между ними разорваться. Спасает то, что процентов 80 программы составляют ди-джеи, многие из которых, к тому же, играют по несколько раз. Рядом со входом – многотысячная главная сцена, футуристического вида белая конструкция под огромным круглым навесом. Чуть дальше – фудкорт (выбор еды очень неплох), в центре которого стоит домик с тесной диджейской кабиной. Это сцена Red Light Radio, где чаще всего играет итало или nu disco. В дальнем конце территории два закрытых шатра, арены UFO (побольше) и UFO II (поменьше). Здесь гремит техно, электро, EBM и прочая "дисциплина". Вся эта территория отделена узким проходом от второго "кластера". Здесь сцена Selectors (довольно условно ориентированная на диджеев-коллекционеров), Greenhouse (всамделишная оранжерея с пальмами) и арена Boiler Room – труба, вместимостью человек 40, звук из которой транслируется наружу.

Площадка Boiler Room заслуживает отдельного абзаца презрения. Смысл трубы ровно в том, чтобы увидеть происходящее могли избранные (те, кто пришел пораньше или долго стоял, ожидая своей очереди чтобы попасть внутрь). Внутри – тьма и давка, причем из не очень трезвых людей, что попросту говоря опасно. Фестивали и площадки, где вместимость сильно меньше числа желающих, кончают всегда одинаково – в лучшем случае как Bloc, в худшем – как Love Parade. Рано или поздно в такой арене кто-нибудь сломает ногу, и тогда любящему хайп и элитарность модному бренду прилетит так, что мало не покажется.

Теперь о главном, то бишь о музыке. В пятницу нашей первой целью становится сет крестного отца спейс-диско Даниеле Балделли (Daniele Baldelli), но попасть на территорию удается пораньше, так что мы успеваем минут 20 потанцевать под отличное нью-диско, которое ставят две турчанки Ece Ozel & Zozo. Балделли в самом начале успевает сорвать овацию треком Alan Parsons Project "Mammagamma", но затем долго раскачивается и в фирменный диско-угар уходит уже ближе ко второму часу, когда начинает один за другим ставить свои треки и ре-эдиты на других музыкантов.

В оранжерее играет лайв Palmbomen II, один из клиентов лейбла Dekmantel. Растрепанный длинноволосый блондин в трусах и расстегнутой балахонистой рубашке играет на железках фирменный декментелевский лоу-фай хаус. Даже удивительно, как много музыки выросло из позднего Леговельта (Legowelt), из тех пластинок, где он, казалось бы, уже не торт. Palmbomen его звук не копирует, а развивает. Получается чикаго-хаус новой генерации, более задорный, ироничный и даже не лишенный хитов (пусть самые яркие треки всё равно из совместного альбома с Betonkust).

Вдоволь наплясавшись, идем заглянуть на Карен Гвайер (Karen Gwyer), но та не впечатляет, поэтому смело двигаем на Кларка (Clark). Британец играет много треков с нового альбома (что-то из этого – почти транс, привет Лоренцо Сенни) под шоу с танцорами, которое мы видели уже не раз. Странность в том, что в темноте и дыму не видно не только самого Кларка, но и танцовщиц. Очень странное сценическое решение.

Закрывающие первый день на главной арене Orbital – по-прежнему одна из лучших концертных электронных групп. Вся сцена уставлена синтезаторами, и игру на них слышно невооруженным ухом (например, эйсидные секвенции в "Lush 3" и "Impact", которыми открывается концерт). Даже новые треки, которые в записи оставляли смешанные чувства, для концертов подходят идеально, особенно "P.H.U.K" с эпическим брейкдауном. "Satan" основательно переработана в притехнованный инди-дэнс с прямым битом, а "Halcyon", наоборот, максимально близка к классической версии. Момент с вступающей Белиндой Карлайл (Belinda Carlisle) – всё же чертовски эмоциональная штука. Рейв-эйфория как она есть. Во второй части концерта – еще одна новая вещь и нестареющий набор классики. "Belfast", "The Box", "Chime", ставшая уже фирменным closing-хитом "Where Is It Going" и, конечно же, вечный "Dr. Who". Величие да и только.

В субботу решаем приехать пораньше, чтобы посмотреть в оранжерее Insanlar, турецкий квартет, играющий трайбал-психоделию с электроникой и национальными инструментами. Турки чудо как хороши – нагнетают, набирают мощи и в конце концов вводят всех в состояние неконтролируемого ритуального танца. Кажется, так они готовы играть часы напролет. Особенно хорош перкуссионист – вот кого бы в проект в Шабаке.

Играющий следом Dam-Funk заявлен как лайв, но вместо этого минут сорок ставит электрофанк-пластинки, которым изредка подпевает, не забывая при этом менять тёмные очки. Музыка отличная (от Принса до 808 State), по почему это называется концертом? В последней трети Деймон всё же добирается до собственного материала. Тут он уже не только много поёт, но и играет приджазованные запилы на "расческе". В конце он гордо идет в народ (от которого его и так отделял примерно метр) и предлагает желающим подыграть. В первом ряду стою я, так что отказываться от гест-фичера как-то грешно.

Следующим номером на главной сцене – джем Juju & Jordach и американского техно импровизатора Шона Рудимена (Shawn Rudiman). Синтезаторов у них тоже достаточно, но почему-то на главной сцене решили поднять переднюю стену, как делают во время диджей-сетов, и из-за неё видны лишь ритмично качающиеся головы. Начинают интересно, но быстро скатываются в скучноватый однообразный хаус, так что смело отправляемся на Шеклтона (Shackleton). В полупустом UFO, где со вчерашнего дня успели подправить звук, интеллигентного вида бородач в очках играет причудливый гибрид техно, трайбал-электроники (где все строится вокруг замысловатых ритмических рисунков) и минимализма по заветам Стива Райха (Steve Rich). Что-то этот дядечка знает – вижу его раз примерно в пятый, каждый следующий не похож на предыдущий, при этом все одинаково хороши. Увидите в афишах – не проходите мимо.

Застав чуточку Детройта от DJ Bone, отправляемся слушать главных фаворитов сегодняшнего дня, дуэт Betonkust & Palmbomen. Играют они в трубе имени Boiler Room, так что даже не пытаемся протиснуться внутрь, предпочитая потанцевать на воздухе, благо звук наружу транслируется прекрасный. Голландцы звучат гораздо четче и чище, чем в записи (на альбоме, при всей красоте самой музыки, они явно переборщили с lo-fi эффектом) и местами заходят на территорию Hardfloor, в качающий развеселый эйсид-хаус. Блеск. Отправляюсь в палатку с мёрчем за пластинкой.

К слову о мёрче – по этой части здесь настоящий культ. Повсюду люди в тематической одежде, причем майки, кепки и сумки лейблов и рекорд-шопов встречаются даже чаще, чем атрибутика групп. Dark Entries, Opal Tapes, Discos Paradiso, Firescope, Analogical Force, Warp – выбор на все вкусы. Конечно же, все не скупятся на взаимные респекты. Вообще, если в первый день среди публики было многовато "отдыхающих хорошо", то в субботу фон уже составляют явные гики (хотя может, я просто хожу по таким сценам).

Восемь вечера – время самого злого пересечения. Одновременно играют Advent и Mount Kimbie, и очень хочется послушать обоих. Начинаю с Сиско Ферреры (Cisco Ferreira) по принципу "когда еще его увидишь". В темном и душном зале UFO II суровый седеющий брюнет играет быстрое и жесткое электро, ту самую обещанную классику из девяностых. Что именно он делает совсем не разобрать, но лаптопа перед ним не видно, похоже что накупил новых железок и подготовил современный лайв.

Поплясав полчаса и окончательно устав от давки, отправляюсь на главную досматривать Mount Kimbie. Группа из четырех человек с живыми ударными, гитарой, клавишами и вокалом, играет краут-рок в духе Broadcast, то и дело переходящий в психоделию а-ля нынешний Джеймс Холден (James Holden). Мощно, сыграно, эффектно – то, что и требуется для главной сцены. Главный недостаток "лесной" программы – в том, что почти вся музыка здесь клубная, и лично мне здесь очень не хватает плюрализма. Чтобы тут нойз, там джаз, а еще где-то африканцы поют. На этом фоне Mount Kimbie смотрятся особенно выигрышно. И хотя застаю от них немало (минут сорок), очень хочется при случае посмотреть их полнометражный сольник.

Без особых надежд заходим глянуть на LSD (супергруппа в составе Function, Люка Слейтера и Стива Бикнелла), но их техно-луп быстро утомляет. Тем временем в оранжерее отменился сет Донато Доцци (Donato Dozzy) и ему на замену вызван I-F. Вот это сюрприз! Ференц хотя и немолод (боюсь думать, сколько же ему лет – кажется до сорока он играл исключительно по сквотам), но рубится и скачет как подросток. Начинает с диско, потом минут на двадцать разгоняется в эйсид-жесть, но потом меняет гнев на милость и в последние минут сорок снова играет итало. Что сказать? Это по-прежнему лучший ди-джей в мире. Проходя мимо главной сцены слышим, как Four Tet играет свой ремикс на Bicep. Отличный финал дня.

Воскресенье начинается для нас примерно тем же, чем закончилась суббота. На площадке Red Bull Radio Сюзанна Крафт (Suzanne Kraft) и Джонни Нэш (Jonny Nash) ставят итало-классику. В пять вечера на главной сцене один из моих главных фаворитов, Young Marco с первым в жизни лайвом. В записи он звучал как мелодичное нью-диско, но живьем делает что-то совсем другое. Больше всего это похоже на арпеджиаторную спейс-тронику в духе лейблов Spectrum Spools или Constellation Tatsu, но положенную на быстрый прямой бит. С одной стороны, очень красиво и "trippy", с другой – еще и танцевально. Ужасно жаль, что передняя стена сцены снова поднята, и всё что мы видим – видеоряд и мелькающая перед ним голова в повязке. Как бы то ни было, это один из лучших концертов всего фестиваля и главное открытие. Браво.

Сет Optimo неплох (они наконец играют разнообразно, даже эклектично), но всё равно уж слишком ориентирован на танцы. Так что решаем еще немного приобщиться к дисциплине и глянуть на Fixmer & McCarthy. В дымном и душном аду арены UFO II в разгаре EBM-вечеринка. На танцполе люди в черном, а на сцене Даглас рубится и дерет глотку как во времена "That Total Age". Guns! Guns! Guns! Fire! Arrrgh! I wanna destroy you, I know who you are!

Для контраста идем в Greenhouse чтобы попрыгать под джангл-классику, которую ставят back-to-back Source Direct и Special Request. Треки у них незаезженные, почти ничего я с ходу не узнаю, но судя по замысловатости ритма, всё это музыка середины девяностых, когда в почёте было то, что Саймон Рейнольдс называет "breakbeat science". Здорово!

Оперативно перекусив, бежим на главную сцену смотреть Carl Craig's Synthesizer Ensemble. На сцене три человека с Prophet 12, один с OB-6, темнокожий пианист в костюме и шляпе (теперь он занимает место Франческо Тристано), а надо всеми восседает Карл Крейг в вечной бандане, с лаптопом и драм-контроллером. Крейг ведет себя совсем уж как маэстро "Эту вещь я написал в подвале у своей мамы, и в этот момент я мечтал играть музыку перед большой толпой, вот как здесь и сейчас", но звучит это в самом деле здорово. Заменив оркестр четырьмя клавишниками, Крейг решил вечную проблему "электроника отдельно, оркестр отдельно", которая возникает при попытках играть техно с живыми музыкантами.

Едва дослушав Крейга, мчимся в UFO II. Там играет Gesloten Cirkel, загадочный голландец с русскими корнями, клиент лейбла Murder Capital и автор мрачного электро-хита "Стакан" с голосом, до странности похожим на Цоя. Сегодня никакого электро и уж тем более никакого Цоя, вместо этого – быстрое и упругое эйсид-техно в духе лейбла Acid Planet.

Напоследок – снова в оранжерею, где играют Голди и Рэндал (Goldie & Randall). Обещан сет из Metalheadz classics, но поначалу ветераны рубят современный драм-н-бейс, весело покрикивая в микрофон. Ближе к концу дело доходит до классики, но тут дело уже совсем не ограничивается джанглом. D-Shake, Nookie и прочий старый рейв в формате сверхскоростного мегамикса, где ни один трек не звучит дольше минуты – кажется, танцевальный фестиваль должен заканчиваться именно так.

Пора подводить итог. У Dekmantel есть свои плюсы и минусы, но общие впечатления очень хорошие. В среду и четверг это и впрямь лучший фестиваль Европы, но программа выходных уж слишком заточена на танцы, к тому же здесь наблюдается явный перекос в пользу отдельных жанров (ebm, эйсид, электро, техно, итало, диско, лоу-фай хаус). Правда, в отличие от ночного сонара, где собирается такое количество народу, что музыка как правило грохочет откуда-то издалека, здесь всё вполне компактно и по-домашнему. Звук неплох (хотя местами и громковат), практически на каждой площадке можно подойти к сцене, так что лучшей возможности разом посмотреть всех кумиров в области танцевальной музыки просто не найти. В обойму летних фестивалей для меня Dekmantel попадает однозначно, так что остается ждать следующих анонсов.

08.08.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)