ИЗ ЖИЗНИ  Караул, грабят

Музыканты зарабатывают лишь 12% из всех доходов музыкальной индустрии

Две цифры, поражающие воображение: в 2017 году музыкальная индустрия заработала 43 миллирада долларов; музыканты получили лишь 12% из этих доходов.

Несмотря на то, что музыканты - основа индустрии, оплата их работы составляет минимальную долю на рынке,- к такому выводу пришли эксперты Citigroup, выпустившие 88-страничный репорт, посвященный музыке и шоу-бизнесу. Исследование было заказано Citigroup с целью стратегического рыночного репозиционирования компании EMI: как мы помним, в 2010-м году крупнейшая звукозаписывающая компания в мире перешла под контроль американского банковского холдинга, который выступал основным кредитором компании. Доля в EMI Music Publishing в мае 2018 года перешла в собственность американской "дочки" Sony — Sony Corporation of America, однако Citi все еще располагает частью акций других подразделений холдинга.

Исследование пытается найти ответ на вопрос: каким образом увеличить доходы музыкантов с учетом сокращения видов продаж. Как и в кино, стриминг-платформы с их подписками на протяжении последних лет неуклонно вытесняли все остальные виды дистрибуции. В какой-то момент одна компания Spotify стоила больше, чем музыкальная индустрия в целом. В то время как онлайн-платформы предлагают клиентам удобство в сочетании с недорогим - и огромным - каталогом, это, несомненно, трансформирует структуру системы доходов отрасли и то, как изменились заработки артистов.

Большинство музыкантов больше не делают ставку на записи: они рассматривают гастроли в качестве основного источника доходов.

Кто же получает остальные деньги? - Согласно докладу, существенная часть дохода достается посредникам - тем, кто обеспечивает различные формы дистрибуции и промо: AM / FM радиостанции, онлайн-платформы и звукозаписывающие компании.

12% могут показаться скудными, но на самом деле эта доля значительно увеличилась с 2000 года, когда доход музыканта в общем "пироге" составлял всего 7%. Улучшение доходности исследователи связывают с тем, что музыканты стали больше фокусироваться на бизнесе живых выступлений. Хотя этот новый подход может помочь артистам оставаться на плаву, он, тем не менее, не может стать заменой роялти: ведь это означает, что музыкант обречен на пожизненные гастроли, в то время как артисты 60-х - 80-х сколотили себе состояния на авторских отчислениях. К тому же, такая интенсивная концертная деятельность ведет к быстрому выгоранию.

Так, в июле Джеймс Блейк (James Blake) открыто обсуждал свою историю с депрессией и суицидальными мыслями, причину которых он видит в бесконечных гастролях. Фронтмен Passion Pit Майкл Анджелакос также неоднократно выступал против музыкальной индустрии, которая не поддерживает артистов и, по сути, заставляет их гастролировать до смерти. "Риски, связанные с тем, что ты становишься коммерциализированным артистом, приводят к тому, что к типичному выпуску альбома прилагаются бесконечное промо и гастроли, которые чуть не убили меня", - говорит музыкант. Наряду с его мрачными выводами, Citigroup включил три возможных решения ситуации с неравенством в доходах. По сути, все три требуют некоторой консолидации предприятий в отрасли: вертикальная интеграция (такие промоутеры концертов, как Live Nation, объединяются с платформами распространения, такими как Spotify); горизонтальная интеграция (объединение потоковых платформ); и то, что эксперты называют "органической" вертикальной интеграцией: это произойдет, если Apple илм Spotify попытаются занять нишу, традиционно занятую звукозаписывающими лейблами.

Остается неизвестным, будут ли эти стратегии консолидации положительно влиять на музыкальную индустрию и ее наиболее уязвимых участников - музыкантов.

08.08.2018, Михаил БАСМАНОВ (ЗВУКИ РУ)