ФЕСТИВАЛЬ  Сити не спит

В Калининграде с успехом прошел open air Сити Джаз. Главные акты самого западного фестиваля России

Несмотря на жару, близость моря и пятничное настроение, калининградцы выбрали местом отдыха летнюю площадку фестиваля Сити Джаз - и не прогадали. Тем более, что в этом году аналитическое агентство ТурСтат включило "Калининград Сити Джаз" в десятку лучших российских музыкальных open air.

Пятничный вечер, по традиции, открыли калининградские джазмены - KLD Music College Band под руководством Дмитрия Кошелева. Их программа в основном состояла из классических evergreens. Чувствовалось, как волновался руководитель и как самим юным джазменам нравилось выступать на таком значимом мероприятии. Конечно, пока коллектив звучит по-ученически, но этот этап они явно преодолеют: чувствуется огромное желание музыкантов расти. В заключительной части выступления ребята почувствовали уверенность, и концовка получилась мощной и многообещающей.

Интернациональный состав Silhouette основан продюсером, композитором и музыкантом-ударником Шилардом Банаи. Группа сразу показала мощный звук, прекрасное владение инструментами и создала особую эмоциональную атмосферу.

На фестивальной сцене вместе с Silhouette в качестве лидер-вокалиста вышел знаменитый певец-импровизатор VINX - яркий и харизматичный музыкант из США. Список звёзд, с которыми играет и записывается Винкс - от Стинга и Шэрил Кроу до Марсалиса. Все, с кем ему доводилось стоять на одной сцене, хором называют Винкса одним из самых одарённых вокалистов-импровизаторов нашего времени. Перед выступлением Винкс рассказал нам, как после недавней болезни и сложного восстановления понял, что самое важное - помощь молодым музыкантам. С группой Silhouette он встретился на одном из фестивалей, ребята ему очень понравились и теперь они вместе выступают и импровизируют.
Винкс обладает удивительно свежим "атмосферным" вокалом, его обаяние завораживает. Зрители не отпускали музыкантов и с удовольствием танцевали, попутно делая селфи с музыкантом и его командой. Было полное ощущение обмена позитивной энергией между артистами и публикой.

Вечер продолжили итальянцы Rumba de Bodas. Их шоу - искрящийся микс из латиноамериканской румбы, фанка и свинга - настоящий взрыв энергии, который заставляет танцевать публику по всей Европе, от Норвегии до Сицилии. Музыканты свободно управляли ритмами на сцене и им не нужен был переводчик для общения с залом. Площадку накрыло ритмами румбы, серез мгновение танцевал уже весь партер с VIP-зоной. Веселье продолжалось бы до утра, но формат фестиваля, к сожалению, не предусматривает такую возможность. Зато у участников фестиваля и калининградских музыкантов была возможность продолжить общение на ночном джем-сейшене в Сити Джаз Клубе, чем они и воспользовались, невзирая на усталость.

Во второй день фестиваля первым на сцене воцарился Karol Big Band из Польши. Стильный, элегантный ретро-джаз, классика и импровизации на самом высоком уровне. Пан Кароль Рогач с блеском и изяществом управлял своей музыкальной машиной. Шик был во всем, начиная с его "джазовых" красных ботинок до уверенного взаимодействия с музыкантами. Солистка биг-бэнда, джаз-дива Эдита Качмарек-Рогач, обладающая довольно широким диапазоном, в театрализованной, томной манере исполнила несколько стандартов, а российский саксофонист Андрей Константинов, слегка робея перед чарами очаровательной дивы, уверенно солировал в дуэте с ней. А еще был дуэт двух саксофонов, это было полное экспрессии соперничество двух солистов-исполнителей . Начало фестивального второго дня выдалось тонким, элегантным и оставило приятное музыкальное послевкусие.

Культовый музыкант, легендарный мультиинструменталист Дэвид Мюррей - американский композитор, который умеет собирать под свои знамена не менее именитых коллег. Знаменитый пианист и композитор, невероятно обаятельный Лафайет Гилкрист вышел в этот вечер на сцену в составе David Murray Quartet. Он много лет прежде работал с Мюрреем. Воссоединение двух мэтров на фестивале произошло по специальной просьбе оргкомитета. Особенный шарм выступлению придал контрабасист Джарибу Шахид, крупная величина на джазовой сцене, обладающий незаурядными техническими способностями, отличный звукорежиссер, о котором иногда шутят участники квартета: "Хорошо, что у нас в команде есть свой звукорежиссер!". Плюс ударник Хамид Дрейк — по мнению Дэвида Мюррея, самый лучший барабанщик на планете. При этом у него есть собственная джаз-рэгги-группа, и он также очень известен на чикагской и нью-йоркской сценах.  На сцене мы увидели квартет талантливых исполнителей и импровизаторов, каждый из них – личность в мире джаза, у каждого свой путь и свои музыкальные проекты, и то, что они собирались вместе на фестивальной площадке – это огромная удача для фестиваля. Мы смогли услышать оригинальный афро-джаз, в основе которого - госпел, музыка времен рабства . "Наши проповедники реально поют проповеди. То есть это богослужения, которые в определенном смысле вгоняют в транс, это трансовая музыка. И это блюз, который звучит во мне", - объяснял перед концертом сам Мюррей. 
Да, этот джаз не совсем привычен для неподготовленного зрителя, но, как всякое настоящее, он покоряет и мощно воздействует на все органы чувств. Теперь у тех, кто услышал этот сет, будет звучать в душе тот самый камертон, оригинальный образец, с которым смело можно окунаться в мир джаза.

В завершении вечера на сцене появилась настоящая звезда - Эстер Рада (Ester Rada). Музыка певицы – это невероятный кросс-культурный коктейль, замешанный на эфиопском джазе, фанке, соул и r&b.
Яркая, ни на кого не похожая, Эстер – экзотически прекрасная птица, которая парила над сценой в искрящемся вихре заводных мелодий; когда она пела своим гортанным звуком на древнем амхарском языке о судьбе и мире, казалось, ее душа плакала и в голосе слышался тембр ее родной земли.
Эстер полюбили все - она заворожила красотой и талантом, молодостью и харизмой. Жаль, что выступление пролетело мгновенно и оборвалось на самой высокой ноте...

К своему финальному дню Сити Джаз собрал рекордное число зрителей. Если бы можно было применить к open air выражение "забит до отказа", то это - про территорию фестиваля 5 августа.

Третий день открывал квартет из Гётеборга под названием Swing Tarturo. В их селе сплелись мелодии и ритмы ХХ века, отголоски Нью-Орлеана, спиричуэлз, нежные блюзовые баллады, которые рождает традиционный hot jazz столетней давности. Правда, преподносится это все в современных аранжировках. Шведы впервые выступали в России и вызвали огоомный интерес у зрителей. Товарищи из Швеции на фоне ретро-джаза и поп-стилей звучали этаким эко-продуктом - молодые, легкие, робкие поначалу, очень естественные и органичные в своем стиле.
Покорила обаянием солистка группы: непринужденно смотрелись её танцы в своеобразном стиле, она ловко управлялась с волшебными невидимыми ударными инструментами и миниатюрной трубой-горном. Не все у нас владеют шведским, и это было небольшой преградой для понимания текстов их песен, но Wiki утверждает, что они наполнены социальным смыслом и глубоки по своему содержанию. Ребятам очень понравился радушный прием калининградцев и они здорово раскочегарились под конец, выдав настоящий мощный свинг по-шведски.

Немецкая команда Matti Klein Soul Trio работает в совершенно ином ключе. Берлинский музыкант Матти Кляйн впервые выступил у нас в 2008 году в составе джаз-фанк-квартета Mo´Blow, запомнившись зрителям своим "академическим фанком".

В Калининграде Матти Кляйн выступил с собственным проектом Soul Trio, к которому присоедилась Пэт Эпплтон - солистка культовой немецкой группы De Phazz, хэдлайнера фестиваля в 2007 году. Чувственная, харизматичная, певица с ее шикарным теплым меццо добавила особый шарм в этот сет.

Соло на саксофоне, как и в прошлый раз, заводили зрительный зал и сопровождались бурными аплодисментами. Немецкий джаз хорошо знаком фанатам жанра: мощный звук, яркие импровизации и любовь к фристайлу вполне соответствуют стандартам европейского джаза.

Завершило фестиваль выступление Therr Maitz - любимцев российской публики. Основатель и лидер группы, Антон Беляев, накануне раздал десяток интервью. Уже по тому , как готовили сцену, было понятно, что нас ждет нечто...
И ожидания оправдались. Это было фантастическое шоу! Мощный звук, какие-то космические, неземные элементы аранжировок просто обрушились на уже наэлектризованную ожиданием публику - эффект был оглушительный! У группы оказалось много поклонников в Калининграде, но и впервые услышавшие, и увидевшие это фееричное, современное шоу были впечатлены. Публика подпевала хиты группы и была в прекрасной музыкальной форме, чем немного удивила Антона: толпа с легкостью повторяла совсем не простые фразы и пыталась петь скэт. В самом начале выступления Беляев слегка смутил всех своей напористой манерой общения,- видимо такой подход соответствует стилю группы, - но в процессе выступления наладился открытый и искренний контакт. Бэк-вокалистка и все музыканты группы были под стать ее лидеру - талантливые, энергичные и яркие. Вся чаша фестивальной площадки двигалась в пульсирующем ритме музыки: Therr Maitz удалось выдернуть из кресел большинство зрителей.

В этом году у Сити получилась достаточно сбалансированная программа участников. Здесь был джаз для настоящих меломанов-ценителей, были "корневые" жанры вроде блюза и госпелов, был этно-джаз и искрящийся коктейль из электроники и соул. Но ведь в этом и есть миссия фестиваля - знакомить публику с разными форматами музыкальной культуры, чтобы в том числе формировать вкус зрителя.
Немного оглохшие от мощного звука, напитавшиеся джазом сполна, будем ждать следующего сезона Сити Джаза. До новых встреч в 2019 году на самом западном open air России!

08.08.2018, Сергей ПОДЕЛЕНКО (ЗВУКИ РУ)