МУЗЫКА  Проверка пульса: июль

Underworld и Игги Поп, Arovane и Synkro, Бьорн Торске и Бюгге Вессельтофт и другая электроника июля.

Underworld & Iggy Pop "Teatime Dub Encounters EP" (Caroline International)

Ответ на вопрос, что свело этих людей из разных миров, довольно прост – это, конечно же, Дэнни Бойл и фильм Trainspotting 2. Четырех трековая (правда довольно длинная, почти полчаса) ЕР – результат нескольких совместных сессий в лондонском отеле Савой, куда Рик Смит (Rick Smith), по собственному признанию, притащил половину своей студии. И хотя обе стороны выступают в привычном ключе, четыре трека вышли очень разными. Сначала – гипнотическое монотонное техно, под которое Игги выдает поток сознания, переходя с речитатива на крик. Дальше – самый настоящий краут-рок с женскими подпевками. За этим следует почти амбиетная вещь, прямо-таки медляк. Ну а заканчивается пластинка эпическим инди-дэнс гимном "Get Your Shirt", который отлично бы вписался в альбом "Barbara Barbara, We Face A Shining Future". Не сказать, чтобы пластинка затмила более ранние записи Underworld или тем более Игги (с коллаборациями это вообще бывает редко), но работа как минимум интересная.

Arovane & Synkro "Refractive (Index)" (Apollo)

Джо Макбрайд (Joe McBride) известен благодаря множеству релизов на грани uk-герриджа, джангла и даунтемпо, но в последнее время не на шутку увлечен IDM. У него были и совместные пластинки с ASC, а за последний год он записал и выпустил два прекрасных сплит-релиза с коллегой по лейблу Apollo, манчестерским музыкантом Jack Lever (aka Bering Strait). Теперь вот дуэт с Arovane, в котором сразу же слышно распределение обязанностей. Уве Цан (Uwe Zahn) отвечает за трогательно-меланхоличные мелодии (и здесь он очень близок к себе классическому, периода 99-2004), Макбрайд – за ритм-секцию, где IDM-сбивки в духе Autechre средины девяностых вполне дружат с теми самыми джанглом и герриджем, которые так здорово удаются Джо. Получается идеальный компромисс между современным и ретро-звуком. Жаль только коротко, всего 4 трека.

Suumhow "Crash_Reports" (n5MD)

А вот бельгийский дуэт Suumhow, несмотря на то, что релиз это для них дебютный, смело можно записывать в консерваторы и ретрограды, и в данном случае это комплимент. Музыканты работают строго в IDM-каноне, заданном где-то на рубеже веков лейблами Merck, Toytronic, ранним Morr Music и тем самым n5MD, где и вышла эта пластинка. Преемственность дополнительно подчеркивается и тем, что альбом в дополнение к CD вышел на минидиске (когда-то давно лейбл задумывался как minidisc-only, отсюда и название). "Crash_reports" полностью соответствует формуле "борьба ритма и мелодии". С одной стороны – хруст и скрежет "покорёженных" ударных, с другой – лаконичные, но яркие мелодии. Местами сдержанные, местами – эмоциональные, в духе скверпушеровской "Alone In Kyoto". Ближайший ориентир – альбом Phonem "Hydro Electric". Короче говоря, подарок тем, кто скучает по IDM-классике.

µ-Ziq "D Funk" (Analogical Force)

Еще одна порция архивов Майка Парадинаса (Mike Paradinas), датированных серединой девяностых. Период этот был для британца до того продуктивным, что он делал чуть ли не по треку в день, и все они были как минимум неплохи. Лейбл Analogical Force, который в последнее время специализируется на довольно однотипном брейнденсе, решил наконец сменить вектор и выбрал в архивах Майка 4 очень разные композиции. Тут и жизнерадостное электро, и хмурый IDM со струнными и чавкающим битом, и некое подобие драм-н-бейса. Здесь Парадинас скорее экспериментатор, чем хитмейкер, и это тоже неплохо, поскольку мноночисленные архивные серии до того раскрывали скорее его "поп" ипостась.

Bjørn Torske "Byen" (Smalltown Supersound)

Норвежец Бьорн Торске ("человек по фамилии Треска и по имени Медведь") – один из главных героев документального фильма "Northern Disco Lights", который прошлым летом триумфально проехал по европейским фестивалям, включая московский Beat Film. Как и следовало ожидать, большую часть его новой пластинки составляет то самое нордическое диско – лёгкое, воздушное и ироничное. И если его коллеги Линдстрем (Lindstrom) и Тодд Терье (Todd Terje) с их синтезаторными хитами наследуют итало и европейскому спейс-диско, то Торске – последователь классического диско семидесятых, мастер живого грува и замысловатых перкуссионных рисунков. С хитами, впрочем, тоже проблем нет – кажется, как минимум "Clean Air" и "Gata" этим летом будут звучать во всех клубах и на всех пляжных вечеринках.

Bugge Wesseltoft & Prins Thomas "Bugge Wesseltoft & Prins Thomas" (Smalltown Supersound)

Другой диско-норвежец Принс Томас, напротив, в последнее время старательно уходит от диско в чистом виде. Он то экспериментировал (и весьма успешно) с краут-роком, то совершал рейды на территорию эмбиент-хауса и всевозможной "прогрессивной электроники", а теперь вот добрался до джаза. Его земляк, пианист Бюгге Вессельтофт, в свою очередь не чурался работой с электронщиками. Он известен совсем не только соло-пластинками на консервативном лейбле Jazzland, но и, например, участием в живых составах Лорана Гарнье (Laurent Garnier). Вместе с Принсом Томасом (который, по всей видимости, отвечает за ритм-секцию и небольшую дозу синтезаторов) у них получилась пластинка холодная, разреженная и очень комфортная, идеальный саундтрек для работы. Свой балеарик-грув и замысловатые перкуссии Принс Томас замедляет до такой степени, что в них уже не остается и следа от былых танцев, в итоге получается какой-то "пост-ECM", музыка приятная, но совсем не easy.

Sraunus "Equal Melodies" (Greyscale)

Литовский электронщик Паулюс Маркутис (Paulius Markutis) – музыкант весьма плодотворный, на его счету порядка десяти альбомов, но в моё поле зрения он попал после того, как его второй альбом "Asperatus Clouds" переиздал американский эмбиент-лейбл Anodize. И хотя формально Sraunus подходит под определение "даб-техно", его появление в компании Autumn Of Communion, Rapoon и Alpha Wave Movement совсем не случайно. "Equal Melodies" – продолжение этой же истории. Да, здесь формально есть и прямой ритм (скорее, правда, хаусовый) и дабовые аккорды, но по содержанию его музыка – стопроцентный эмбиент. Ближайший ориентир – разумеется, The Orb, но Маркутису наконец удалось сделать то, что у самих The Orb так и не получилось. А именно – примирить в рамках одного трека психоделические коллажи, тонущие в эхе и реверберации с дабом и техно. "Equal Melodies" – это Паттерсон и Фельман, которые не записывают соло альбомы по очереди под одним брендом, а наконец слились в едином порыве.

Afriqua "Vice-Principle" (R&S Records)

Адам Лонгман Паркер (Adam Longman Parker), британец, живущий в Берлине, за последние несколько лет выпустил с десяток пластинок на разных лейблах, включая московский Маяк, а теперь кажется нашел пристанище на R&S. Его музыка проходит под тэгом "экспериментальное техно" и в этом смысле вполне вписывается в текущие тренды, но из потока однотипной "модной музыки" с немецкой пропиской его определенно стоит выделить. Несмотря на вроде бы присутствующий в его музыке бит (скорее ломаный, чем прямой, какое-то пост-электро), Afriqua звучит предельно мягко, оставляет в своей музыке много воздуха и не чурается амбиентными саундскейпами, пэдами и коллажами из разного рода spoken word. Кроме того, Адам – мастер тонких деталей, особенно в том, что касается ритмических рисунков. Наконец, в электронику то тут, то там вплетены едва заметные акустические, а где-то и этнические элементы – контрабас, ситар, неевропейская перкуссия и тому подобное. Идеологически где-то рядом украинец Vakula, но Afriqua сильнее опирается на ритм.

30.07.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)