ФЕСТИВАЛЬ  Bilbao BBK Live 2018: На-гора!

Childish Gambino, Gorillaz, The xx, Дэвид Бирн и Ноэль Галлахер: Звуки рассказывают о самом уютном и красивом испанском летнем фестивале Bilbao BBK Live

Бильбао - сердце Страны Басков, портовый город на побережье Атлантического океана, окруженный впечатляющим горным ландшафтом. Весь город будто застыл в бурной тектонической волне, которая продолжает волну из океана. Не зря на логотипе фестиваля - два горных пика. Окружающий пейзаж создаёт особенную ауру - несмотря на нахождение в черте (хоть и на окраине) города, есть полное ощущение, что фестиваль проходит где-то вдалеке от "обычной" жизни. Зелень, красивые закаты и захватывающий дух панорамный вид на город, который стоит преодолевания монструозной лестницы с подножья склона или часового ожидания автобуса на фестиваль в очереди плюс получасовой тряски в тесном контакте с другими жаждущими музыкальной романтики.

Эти фестивальные выходные в Европе выдались особенно жаркими во всех смыслах этого слова: в те же дни в Мадриде проходил Mad Cool, в Барселоне - Cruïlla, в Лондоне тоже (как и всегда) была парочка фестивалей, часть артистов которых перекликалась со своими испанскими собратьями, и везде было очень жарко (да-да, даже в Туманном Альбионе). Но в Бильбао температура была более снисходительной к посетителям - за 30 столбик термометра, кажется, почти не заходил, Правда, прошёл дождь, но об этом позже.
На фоне пересыщенного мэйнстрим-именами Mad Cool лайн-ап этого года в Bilbao BBK был популярным, но в чем-то более эстетским и специфическим. Редкие фестивальные сеты групп My Bloody Valentine и James, мало где играющие в этом году The xx, alt-j и The Chemical Brothers (правда, это потому, что они везде, где только могли, уже сыграли в прошлые два года), а также Florence + The Machine с Gorillaz, которые представляли совсем горячие новые релизы. Плюс танцы и неплохая подборка местных артистов. Ей-богу, не был бы фестиваль по большей частью вечерне-ночным, да было бы побольше сил - с удовольствием их бы посмотрел: краткая пробежка по записям показала, что многие были как минимум любопытными.

Но тут и известные имена бы сдюжить: для меня всё началось с небольшого сета дуэта Let's Eat Grandma, создавших одну из самых цепких, но при этом изобретательных поп-записей этого года "I'm All Ears". Несмотря на то, что пластинка уже вторая, и группа уже имеет некоторую популярность, девочки (18 и 19 лет) совсем ещё "зелены" - выступают вдвоём под аккомпанемент "подложки" и барабанщика, не используют никакой визуализации, да и вообще, кажется, всё ещё не могут преодолеть смущения от выступлений живьём. Но шарм в этом свой также имеется - поют они чисто, постоянно меняются инструментами, и трогательно хлопают друг другу в ладоши в такт композициям. Роза (Rosa Walton) спокойнее и старательнее, а Дженни (Jenny Hollingworth) еле удерживается на месте и, в конце концов, вырывается со сцены в первые ряды, чтобы раздать всем присутствующим "high five" (в том числе и вашему покорному). Ну и, что немаловажно, пара не стала соблюдать негласных фестивальных законов и зарядила напоследок 11-минутный медитативный финал альбома "Donnie Darko", успев за это время даже пару раз полежать на сцене. Верим, что у девочек большое будущее.

Параллельно LEG семидесятнический стайл старательно жарили Temples, известные молодые последователи психоделической гитарной поп-волны тех времён, старательно переносящие характерный звук в современные реалии. И оказались они весьма впору, равно как и сторонники интимности Cigarettes After Sex. В отличие от прошедших за последний год аж двух московского шоу, без темноты и маленького закрытого пространства должной атмосферности воссоздать у них не получилось, но на фоне закатного солнца их неспешная и паточная музыка, полностью оправдывающая название, была весьма уместной и приносящей удовольствие даже без массовых телодвижений под хиты, даже под шум любящих поговорить испанцев (к слову, на BBK эта болезнь прослеживалась куда меньше, чем на южном Primavera Sound - видимо, импульсивность и экстравертность зависит от региона страны).

Внезапная популярность хита "This Is America", прогремевшего уже после объявления Дэвида Гловера участником фестиваля, а также тот факт, что сет стал первым европейским полноценным концертом Childish Gambino в этом году, собрал на музыканте грандиозную толпу, не меньшую, чем главный хэдлайнер дня. Более того, днём ранее Гловер выпустил сдвоенный летний сингл "Feels Like Summer" / "Summertime Magic", в котором напомнил, что как музыкант он не про остросоциальное, а про вечное, наполненное грувом и "качающее". Собственно, под этим флагом он и протанцевал весь сет - выйдя в расстегнутой рубашке, Гловер вился ужом, на радость всем дамам, без устали плясал, вытягивая все вокализы, чередуя их с техничной "читкой", пока на заднем плане старательно чеканил соул-r'n'b-хип-хоп-грув компактный, но мощный аккомпанирующий бэнд. Тот самый случай когда смотришь на происходящее и понимаешь - Артист с большой буквы "А", как ни крути. А под "This Is America" зал коллективно и предсказуемо сошёл с ума.

На Флоренс Уэлш, конечно же, тоже так смотришь - Florence + The Machine вернулись после годичного перерыва, но, по сути, с прошлого тура в их лайв-шоу не поменялось практически ничего, кроме сет-листа (любимую "Only If For A Night" сыграли, низкий поклон) и видеоряда, не совсем привязанного к исполняемой музыке. А так - всё по-прежнему: всё вокруг рыжеволосой нимфы, находящейся в безостановочном танце. Всё красиво, воздушно, возвышенно и про любовь.

Прогноз погоды в Бильбао, как и в любом приморском городе, меняется ежечасно. Оценив погодные перспективы второго фестивального дня с утра и посмотрев обновленные данные только вечером уже на площадке, я понимаю, что сегодня придётся долго и упорно мокнуть. Можно заправиться алкоголем по доступной цене и идти на скорых московских гостей King Gizzard & The Lizzard Wizard. Австралийский септет славится именно своими живыми выступлениями, а не только студийными выходками (напоминаю для тех, кто не в курсе, - в прошлом году в качестве эксперимента группа выпустила 5 (пять) студийных альбомов), ну и не зря - они действительно оторвы ещё те. Больше всего меня поразило, конечно, использование губной гармошки, пропущенной через гитарные эффекты, но и в остальном это довольно движовое и рок-н-ролльное зрелище с плотнейшей ритм-секцией (два ударника), напоминающем о ещё одних безкомпромиссных и "мясных" парнях из (Thee) Oh Sees. Кто ещё сомневался идти на них или нет на Пикнике - не сомневайтесь.

Одна из главных причин моего приезда в Бильбао - сет My Bloody Valentine. Патриархи шугейза вернулись к живым концертам после 5 лет молчания и на этот момент в Европе сыграли всего четыре концерта, пока не объявив никаких новых дат. Что же, нашумевший уровень громкости, по которым MBV обычно превышают своих фестивальных коллег в разы, в этот раз была даже терпимым - пять лет назад на Flow в Хельсинки было тяжелее. Плюс, именно на MBV чуть ли не на единственных, кого я видел на BBK, ощущаются некоторые проблемы с балансом звучания - возможно, специфика живых концертов группы при чистейшем звуке на площадке (а во всех остальных случаях так и было - реально, вот больше ни к одному выступлению не придраться, нонсенс!) даёт сбой. А MBV играют так, что ты это чувствуешь не только на уровне децибел, но на уровне вибрации. В берушах (или с закрытыми пальцами ушами) как раз баланс выравнивался, но даже так я не услышал Белинду (Belinda Butcher), а голос Кевина (Kevin Shields) прорезался где-то на третьей песне. Но всё равно ощущение, будто схватился за оголённый провод - ты проводник, и волна звука идёт по тебе как ток. Сыгранная новая песня - прямо-таки лютая, а на финальном блоке из "Feed Me With Your Kiss" и "You Made Me Realise" пазл сошёлся воедино и понеслась душа в рай. Правда, жёстко обломил этот трип внезапно вырубившийся аппарат на последней минуте выступления.

Думалось мне, что это из-за начинавших уже The xx. Ан нет - группа по техническим причинам на полчаса выбилась из фестивального графика (и это так же было единственной подобной накладкой за все три дня). Я наблюдал The xx уже третий раз в этом туре (впечатления раз, впечатления два), и группа в третий раз умудрилась поменять визуализацию - в этот раз за Джейми, Роуми и Оливером было два громадных экрана поставленных углом, которые с лоу-файными спецэффектами показывали происходящее на сцене. Правда, в этот раз почти не было планов с магией, которую творит руками Джейми, ну да ладно. Снова выдалась возможность порадоваться тому, как умело это трио вышло на стадионы с совершенно не подходящей тому атмосферной музыкой, и как она сохраняет её дух и посыл, играя для 50 000 человек так же, как для 500. К слову, на тот момент группа уже неделю была в Бильбао - The xx устроили перед стартом BBK Live свой многодневный сейшн Night + Day в филиале музея Соломона Гуггенхайма.

Дальше был выбор - пойти на любимицу всех мировых музыкальных инди-изданий Sophie, или посмотреть на новое шоу Дэвида Бирна (David Byrne), сердца и мозга знаменитых Talking Heads. Выбор пал на гранда и не зря. Бирн препарировал традиционный вид концертной программы, избавив сцену от мониторов, кабелей, кабинетов и усилителей, оставив её чистой для перфоманса. К слову, ударной установки в привычном виде также не было на сцене: она была разделена по частям между участниками большого аккомпанирующего бэнда артиста. Ну и всё происходившее вызывало чистый восторг своей проработанностью и невероятной сыгранностью: Дэвид и музыканты были одеты в одинаковые серые костюмы, ходили босиком и не стояли на месте - все движения, массовые танцы, притопы и прихлопы были отрепетированы до малейших деталей. Мало того, что и новая пластинка ("American Utopia") вышла отличной, без классики от Talking Heads тоже не обошлось, хотя её выбор тоже очевидным назвать было нельзя. Но на то Бирн и есть Бирн - у классиков-новаторов своё видение прекрасного, пусть транслируют, как считают нужным, а зрителям только и остаётся, что восторгаться. Вот и я восторгался, даже несмотря на то, что уже порядочно промок под дождём. Чуть сократив сет из-за "Иксов", Бирн заканчивает песней Жанель Монэ (Janelle Monáe) "Hell You Talmbot", сыгранной только на ударных и перкуссии, предваряя краткой речью о том, что стоит погуглить, почему была создана эта композиция. Выполняем наказ гранда

Отточенное стадионное шоу играют The Chemical Brothers, и это, честно говоря, выглядит скучным уже на третьей композиции. Чем там за стойками Роулендс (Tom Rowlands) с Сайленсом (Ed Simons) занимаются в тени массивных визуализации - не совсем понятно, поэтому перемещаюсь на сцену поменьше, где уже играет Roosevelt, отличный немецкий музыкант, которого я наблюдал год назад на Sziget. К чести Мариуса, за год состав группы несколько обновился, и играть живьём он стал ещё лучше, - теперь у группы две ударных установки, они справляются без "подложек", и мягкий и мелодичный в записи синти-поп живьём "качает" что надо. Надеюсь, артист, в погоне за качеством, не устремится в скучные жанровые чащи, давно освоенные группой Tesla Boy, и не перестанет писать "цепляющие" хитовые мелодии. Возвращаюсь к Химическим братьям - там всё без изменений, хотя финальный аккорд шоу под "Block Rockin' Beats" всё же впечатляет. Тем временем, на часах уже пол-четвёртого утра, задача героически растрясти засыпающую публику стоит перед вернувшимися после нескольких лет молчания Friendly Fires. И они с ней справляются - добавив в свой студийный звук больше перкуссии и прямо-таки трайбал-драйва (кажется, часть песен была сыграна даже быстрее, чем в оригинале), они страстно выбивали последние силы из героически додержавшихся до их выступления. Отдельный пункт - танцы и ужимки вокалиста Эда Макфарлейна, с которыми он может устроить супер-баттл с ещё одним специалистом в этом деле, Сэмом Хэрингом из Future Islands. Прекрасная фестивальная группа, на которой, к тому же, был минималистичный, но отличный свет. Про звук даже уже и не говорю - на BBK Bilbao это само собой.

Третий день фестиваля - силы ещё не на исходе, но их определенно стоит начать экономить. А пока играет Benjamin Clementine - британец два года назад дал излишне камерный концерт на Пикнике Афиши и за это время, видимо, понял, что на фестивалях надо вести себя иначе. Сократив живой состав до трёх человек, Клементин сделал больший акцент на динамичных вещах (ну, динамичных относительно остальных его песен), и неоднократно вскакивал со стульчика у рояля и требовал от публики сингалонгов и, дословно, "двигать вашими чертовыми задницами". Не сказать, что он сильно в этом преуспел, но опыта артист уже набрался порядочно. На одной из сцен начинают шуметь ещё одни скорые столичные гости Young Fathers, но я направляюсь к ещё своему давнему и желанному шоу - концерту манчестерской группы James. Группа не особо популярна в России, да и вообще имеет странную локализацию собственной известности. Ну, понятно, Англия, но ещё они частенько дают концерты в Испании, Португалии, Греции и Океании - неожиданная компания. Ну и на фестивалях их можно поймать нечасто. Однако же - семь человек на сцене с непрестанно улыбающимся вокалистом Тимом Бутом, почти сразу полезшим в первые ряды зрителей. Чистый концентрат счастья - даже самые минорные композиции James отличает невероятная любовь к жизни, и живьём это чувствуется ещё сильнее. Ключевой момент - "Getting Away With It (All Messed Up)", припев которой все зрители подхватили в едином порыве. Ну и бессмертная "Laid" в финале.

Ещё один прямо-таки массовый состав этого фестиваля - под десяток человек аккомпанируют большому британскому сонграйтеру Ноэлю Галлахеру и всё это называется Noel Gallagher's High Flying Birds. Вновь намеренно минималистичное шоу безо всякой визуализации (кроме неизменного флага Ман Сити за спиной Ноэля), в котором старые песни Oasis, честно говоря, слишком уж сильно оттеняли сольный материал артиста. Во времена тура в поддержку первой пластинки эта разница не сильно бросалась в лицо, а вот теперь есть ощущение, что все из вежливости терпят, пока начнутся те самые хиты. И хиты дают, и на "Don't Look Back In Anger" с "Wonderwall" зал заряжает самый мощный сингалонг за весь фестивальный уикэнд, пусть первая и была сыграна в какой-то совсем уж лайт-версии, а исполнение артистом второй проигрывает Лиэму примерно по всем параметрам. Тот самый случай, когда старательность и прилежность рвутся в борьбу с харизмой: пока не видел, в какой сейчас форме Лиэм, хотелось бы сравнить. Финал сета - битловская "All You Need Is Love" вполне удачно нашедшая место в общем сетлисте (и тоже, конечно, исполненная хором со зрителями).

Разогревают публику перед Албарном два крупных имени параллельно на двух сценах. Низкобюджетное квир-шоу устроили американцы Fischerspooner: вызывающие наряды, имитации оральных ласк, объятья и настоящие однополые поцелуи - в общем, концерт мечты певца Шуры. Безотносительно визуального ряда, звучит всё происходящее хорошо: клавиши + ударные + чистый вокал Кейси Спунера. Но визуально это было явно не для всех, - к тому же, их музыка обладает весьма агрессивным минималистичным посылом. А вот Jungle, одна из самых модных групп 2014 года, игравшие параллельно, явно хотели понравиться всем. И визуально и музыкально это было красиво, стильно, широко и приятно по звуку - "белый" вариант "нового" r'n'b от парней по-прежнему звучит актуально даже спустя четыре года. Ждём полноценного студийного камбэка.

И вот - финальное большое шоу фестиваля: Gorillaz. Группа за полтора года развернула мощнейшую активность в своей истории: два альбома и зашкаливающее количество концертов на обоих континентах. Албарн решил выжать из самого своего популярного проекта по максимуму. То, что казалось у Галлахера биг-бэндом, на фоне "Горилл" меркнет: почти три десятка музыкантов за спиной явно похмельного Дэймона, выглядящего как стереотипный английский гопник, но пышущего обаянием, производят впечатление настоящей армии. Вот так весь концерт и проходит - впечатляющая массивная звуковая махина работает на заднем плане, мультсопровождение на экране, одинокий Албарн с грустными глазами на авансцене.

Несмотря на редкую даже для сольников группы продолжительность выступления, сетлист был максимально выверенным: хайлайты с предыдущих пластинок умело чередовались с вещами с "The Now Now" и "Humanz". Не было постоянно сопровождающих группу Little Simz и De La Soul (последние в Москве, кстати, будут), зато вышел Клементин исполнить "Hallelujah Money" то ли во второй, то ли третий раз за всю историю группы.
В общем, это огромное и впечатляющее представление-передвижной музыкальный цирк-шапито, который не факт, что ещё даст себя посмотреть всем желающим в таком количестве. Поэтому не упустите возможность посмотреть их на следующей неделе ещё раз в Москве (я - пойду).

Bilbao BBK Live - отличный фестиваль в отличном месте, с прекрасным звуком, здравой логистикой и достаточным количеством крупных имён, чтобы не кусать локти из-за желания разорваться на несколько сцен. Не без мелких недостатков, но оставляющий приятное послевкусие. Первый хедлайнер следующего года уже объявлен - это легендарные американцы Weezer. Так что отметьте себе где-нибудь, "возьмите на карандаш" в планах на 2019-й. Уверен, что вы тоже не останетесь равнодушными.

20.07.2018, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)