Montreux Jazz Festival завершил работу. Подводя итоги фестиваля, его директор Матье Жатон радовался: все планы организаторов удалось реализовать, с погодой повезло, а новая площадка "House of Jazz" пользовалась огромным успехом у публики и принесла в архив Фонда Монтре несколько замечательных концертов.
Среди выдающихся шоу господин Жатон особенно отметил вечер с Nick Cave and the Bad Seeds, сказав, что этот концерт входит в его личный “Montreux top 10”.
Nick Cave and The bad Seeds
Ник Кейв - черт из табакерки: смотрит в глаза, дает каждой руке дотронуться до себя, сводит с ума близостью уже на первой песне "Jesus Alone".
Песня-проповедь, песня-исповедь. Вкрадчиво залезает к каждому в душу. Просит аудиторию выбрать, что играть - "Loverman" или
"The Mercy Seat", и с явным удовольствием исполняет "Loveman". На экранах - черно-белое видео, минимум цвета и на сцене.
Как заведено у Кейва, каждая песня в программе - маленький спектакль. И только в спектаклях Кейва бывают неожиданности для самого Кейва. Во время "Higgs Boson Blues" кто-то из первого ряда пускает ему в лицо мыльные пузыри. Музыкант начинает улыбаться, драматичность момента потеряна. "И я вас люблю!" - откликается на каждую реплику из зала его бархатный голос.
Конечно же, Ник спел все, о чем мы мечтали, - "Shoot Me Down", "Into My Arms", "The Weeping Song", - концерт по динамике был похож на американские горки c обязательным катарсисом в финале.
Последними прозвучали "Stagger Lee" и "Push the Sky Away", во время исполнения которых Кейв начал вытаскивать зрителей на сцену, одного за одним, а когда место закончилось, сам спустился в зал и просто предложил всем сесть всех на пол, чтобы его было лучше видно. И вот уже поверженный зал Stravinsky стоит на коленях перед этим чертом, три тысячи в партере! А балкон завидует, потому что нет в этот момент ничего сильнее желания спуститься вниз.
Это был лучший фестивальный концерт из возможных. Кейв дал своим слушателям все - и сам остался в плюсе. Даже две песни на бис: "City of Refuge" и "Rings of Saturn", - во время которых многие в первых рядах утирали слезы и шмыгали носом.
Jack White
Второй концерт, который в своем выступлении отметил месье Жатон, - выступление Джека Уайта. Специально ради него в Монтре приехали толпы поклонников. Шоу "Boarding House Reach" многие отметили как главное событие фестиваля, однако по итогу оно, скорее, разочаровало рядового зрителя. Джек в основном играл программу с нового альбома, по звучанию весьма жесткого и резкого - особенно это чувствовалось, когда новые композиции - например, “Connected by Love” и “Over and Over and Over”, - перемежались старыми хитами . Редкие треки времен The White Stripes - "Hotel Yorba", "I Cut Like a Buffalo", "My Doorbell" и "The Same Boy You've Always Known", "Ball and Biscuit", - концерт не вытянули и звучали искусственными имплантами. Зато неожиданно свежо прозвучала на бис песня из репертуара The Raconteurs "Steady, As She Goes".
Уайт - легендарный гитарист, и уже давно имеет право говорить с публикой только нотами, даже одной. Но почему-то в новой версии его сольный состав делает акцент на синтезаторы. Их много, даже очень много. За барабанами - опять девушка, Карла Азар (Carla Azar ); кажется, девушки за ударными – болезненная страсть гитариста. Однако Карле позволено многое, не в пример Мэг: так, "Respect Commander" она начала с закольцованного лупа, и вообще электроники в ее партиях было куда больше аналогового звука. Концерт создал впечатление "рваного". Главное разочарование: фестиваль, а особенно фестиваль в Монтре, - это ожидание праздника, но Уайт не сделал ничего, чтобы эти ожидания оправдать.
Jamie Cullum
Джейми Каллэм свободно микшировал классику с собственными хитами, не забыв поведать публике, что он счастлив оказаться вдали от Лондона во время визита президента США Дональда Трампа. Каллэм, которому в августе исполняется 39 лет, начал с того, сто сиганул на сцену с рояля во время вступительного номера "Get Your Way" - отличное начало двухчасового шоу! В таком духе и темпе Джейми и продолжил свой искрометный по-джазовый сет: много трюков, много юмора, много evergreens, красотки на бэк-вокале и потрясающее единение с залом.
Это было пятое появление Каллэма на MJF с 2004 года - впервые он появился здесь в ранге дебютанта, презентуя альбом "Twentysomething", который стал самым продаваемым джазовым альбомом года. Тогда его тепло принимал и опекал основатель фестиваля, Клод Ноббс. В этот раз Джейми отдавал долги.
- Быть здесь - мечта многих. Я возвращаюсь в Монтре в пятый раз, и считаю, что это один из величайших фестивалей мира. Мне нелегко каждый раз играть здесь, - ведь на этих площадках выступали многие из моих героев, - сказал Джейми, добавив: - Монтре всегда поддерживает музыкантов в их творческой деятельности; они не говорят вам, когда вам нужно закончить сет, они говорят: "Иди, делайте то, что хочешь, и получай удовольствие.
В ходе шоу Джейми сыграл треки из своего репертуара, включая "All At Sea" и "These are the Days", а также знаменитый кавер "What a Diff'rence a Day Made", который он почти прошептал интимно в микрофон. Несколько неожиданным дополнением программы прозвучал кавер на Рианну (Rihanna) "Don't Stop The Music".
И, конечно же, эксклюзив! Специально для Монтре Джейми исполнил новые треки, в том числе "Taller" и "Mankind", попросив аудиторию не публиковать их на YouTube.
- Я уже записал альбом, но пока не знаю, когда он выйдет. Я все еще с ним вожусь, ведь у меня двое маленьких детей, - признался певец.
Напоследок Джейми спрыгнул со сцены, чтобы потанцевать в толпе, затем вернулся к фортепияно, посвятив Клоду Ноббсу кавер на “High and Dry” Radiohead, а на бис исполнил знаменитый хит Синатры (Frank Sinatra) “Under My Skin”. Это был эталонный концерт, и даже последующий взрывной Jamiroquai не смог его затмить.
Немного цифр и фактов
52-й фестиваль в Монтре собрал на своих площадках 240,000 тысяч слушателей, - на 10 тысяч больше, чем в предыдущем году и на 10 тысяч меньше, чем в 2016-м. Жатон винит во всем Чемпионат мира по футболу, хотя мы подозреваем, что аудитории этих двух событий все же мало пересекаются.
Montreux Jazz Festival продолжает оставаться крупнейшим культурным событием Швейцарии и главным длжазовым фестивалем Европы; однако чтобы взять планку следующего года, всей команде придется поработать над "новыми легендами", - признал Матье Жатон.
В 2019 году фетиваль пройдет с 28 июня по 13 июля, и уже известно, что хедлайнером двух дней станет уходящий на покой Элтон Джон (Elton John).
Встретимся в Монтре!
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)