MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтре-52. Дни 10-12

Nine Inch Nails, Trombone Shorty, Джек Уайт и легендарные старики - новые лучшие акты фестиваля в Монтре

Montreux Jazz Festival перевалил за половину, ознаменовавшись выступлениями Queens Of The Stone Age и Nine Inch Nails - столпами американского поп-рока и industrial. Обе группы достойны внимания, однако содержание "шоу со световыми мечами" QOTSA уже всем хорошо известно, а вот турне NIN, в силу занятости Трента Резнора (Trent Reznor) в сольных проектах и кино - редкая возможность услышать группу живьем.

9 июля. Певец Апокалипсиса

Для нового тура Nine Inch Nails Резнор кардинально пересмотрел программу, сделав ставку на лаконичную визуальную составляющую (если можно считать лаконичными стробоскопы и кроваво-красные адские всполохи) и жесткие, по-панковски оторванные вещи. Врубив интро "The Eater Of Dreams", он быстро перешел к зверскому биту "Me, I'm Not", а дальше ушел в апокалиптические хиты "Sanctified", "March of the Pigs" и "The Great Destroyer". В отличие от предыдущего турне, в котором NIN больше показывали "кинематографические", атмосферные вещи, которые Резнор писал для таких режиссеров, как Дэвид Линч ( "Lost Highway") и Дэвид Финчер ("Gone Girl"), нынешний концерт был весь построен на шоке и хаосе - с мощными ударными, насыщенными риффами гитар, электронными бомбардировками.
Великолепным сплитом прозвучали свежая вещь Резнора "God Break Down the Door" и хит Дэвида Боуи "I`m Afraid Of Americans", в ходе которой на сцену вышел отец синти-попа Гэри Ньюман (Gary Numan). Он в тот вечер появился на сцене еще раз - исполнив на бис "Metal". К сожалению, заглавной песни с нового альбома "Bad Witch" не прозвучало, однако финал был по-настоящему мощным: публика была оглушена и добита "Hurt". На современной сцене мало найдется настолько убедительных "певцов катастрофы", и NIN по праву занимают первое место в этом чарте.

10 июля. Возрождение Нового Орлеана

Trombone Shorty and Orleans Avenue - проект Троя Эндрюса (Troy Andrews), молодого тромбониста, трубача и певца из Нового Орлеана. Трой - потомок известной музыкальной семьи, его дед Джесси Хилл - знаменитый джазовый певец. Несмотря на достаточно юный возраст (1986 г. рождения), Шорти уже имеет 9 студийных альбомов, большой концертный опыт (он - звезда New Orleans Jazz & Heritage Festival), несколько фильмов, книгу и благотворительный фонд, поддерживающий музыкальные школы в Новом Орлеане.

Trombone Shorty начинает с резкого, динамичного инструментального трека – чтобы на первых минутах было понятно, что парни тут не случайно. Трой играет на тромбоне с четырех лет, инструмент - словно естественное продолжение его руки. Его техника непрерывного дыхания производит сильное впечатление: музыкант переключается с инструмента (трубы и тромбона) на голос моментально.

Как хороший дирижер, Трой великолепно управляет музыкантами своего состава, дает слово каждому. Благодаря инструментальной мощности (тромбон, труба идва саксофона - придают объем и плотность звучанию), незамысловатые тексты песен обогащает звук. За пять лет, с момента выпуска последнего альбома, коллектив стал звучать слаженнее и сильнее. За 20 минут Trombone Shorty and Orleans Avenue подняли зал на уши. Слов особо никто не знает, но со второго куплета, поняв логику, три тысячи зрителей подпевают в голос.

Просто посмотрите, как он сносит зал!

Это уже четвертый приезд Trombone Shorty в Монтрё, - наблюдать развитие этого музыканта в динамике чрезвычайно интересно. Изменилась энергетика концертов, состав стал звучать стал резче и ярче. Выступление напомнило сцену из "Ла-ла-ленд"во время концерта Джонни Ледженда: на экране обратный отсчет - 3, 2, 1, выключается свет - на сцене и перед вами звезда!

11 июля. Старикам здесь место

В среду в Auditorium Stravinsky играли старики. И Ван Моррисон (Van Morrison), и Стив Уинвуд (Steve Winwood) - постоянные гости фестиваля с 1972 года. Разные по духу, близкие по смыслам. Время, когда эти музыканты разбивали гитары на сцене, прошло: оба концерта они сыграли слаженно и четко, без опозданий и откровений. Люди, живущие на сцене по 50 лет, уже не могут иначе. Сцена и публика - это то, что продлевает им жизнь.
Несколько лет назад на фестиваль приезжал Эл Джерро (Al Jarreau). Дряхлого старика буквально вывели на сцену, поставили к микрофону, и когда заиграла музыка, "включился" музыкант. Самая большая ценность фестиваля - именно в таких моментах. Кажется, нет ни одного другого такого места, где великие джаз-, блюз- и рок- пенсионеры чувствовали бы себя востребованными и нужными миру.

Ван Моррисон, по традиции, не снимает своих фирменных черных очков, но из--под очков глаза музыканта сияют: в них видны усталость и удовольствие. На первой же песне он церемонно представляет состав музыкантов (обширный), однако и сам с удовольствием берет на себя инструментальные партии. Жонглирует инструментами: переходит от фо-но к гитаре, и в каждой второй песне подыгрывает себе на губной гармошке; исполняет партию саксофона в "The Party's Over". Вечеринка не прекращается: Ван Моррисон исполняет пронзительный блюз Лайтин Хопкинса (Lightin' Hopkins). "Кельтский соул" раскатист, но мягок; теплый голос, а не децибелы звука, заполняет зал.

Британец Стив Уинвуд начинает выступление со стейтмента:
- Кажется джаза тут уже нет и мне это даже нравится, мы рады играть здесь нашу винтажную музыку!
Уинвуд - типичный "Working Class Hero", красивый мужчина в простой голубой рубашке, совершенно не похожий на рок-музыканта. Его карьера началась в 70-х, но известность к музыканту пришла только к концу 80-х. Так же как Ван Моррисон, Уинвуд - мультиинструменталист и играет на всем, что попадает ему в руки. Он большой любитель гитар, и на каждую песню берет новую. Песни следуют одна за одной – нет время на разговоры, музыканты стремятся выжать максимальный КПД из этого вечера, и получают явное удовольствие от игры. И это не шоу, как будет завтра у Кейва, это "мы играем музыку которую любим_ - и зрители благодарны Уинвуду именно за это. Один из главных хитов "Higher Love" зал поет со Стивом хором.

Логика концертного дня осталась не очевидна – почему Уинвуд играет после Моррисона? И по какому принципу они вообще оказались в одной программе? Это два абсолютно разных человека, больших музыканта, наполненных невероятной любовью к музыке. Не каждый концерт должен стать событием, однако в стариках на фестивале подкупает их честность, прежде всего к самим себе. Они уже все всем доказали. Это их фестиваль.

14.07.2018, Светлана ПРИМАКОВА (ЗВУКИ РУ)