НАШЕСТВИЕ  Нашествие-2002. День первый

Весь первый день фестиваля был отдан звездам последней пятилетки. Несколько безусловно талантливых новичков клубного уровня наконец-то прорвались к широким массам публики, но сколько за эти пять лет у нас появилось мусора!Репортаж из партера

Неизвестно уж, из каких соображений, но весь первый день фестиваля был отдан звездам последней пятилетки. Результат сей затеи представляется чрезвычайно противоречивым. Несколько безусловно талантливых новичков клубного уровня наконец-то прорвались к широким массам публики, это так. Но черт возьми, сколько за эти последние пять лет у нас появилось мусора!

Открыл программу Мумий Тролль. Исполнялась обойма проверенных хитов - "Владивосток 2000", "По Любви", "Не Звезда", "Невеста", "Карнавала. Нет" - плюс новая, но не больно-то от них отличающаяся "Морская Капуста". Музыканты были облачены в светлые костюмы и вооружены вычурными и блестящими, словно елочные игрушки, гитарами. В последней песне прозвучало соло Ильи Лагутенко на терменвоксе и появился кордебалет с хлопушками и групповым самоуничтожением.

Одним из наиболее ярким дебютов перед большой аудиторией актов оказался Ундервуд. Выступление группы предваряла концептуальная, в стиле АВИА интродукция, сыгранная на восьми пишущих машинках конторщиками в нарукавниках. В сочетании с легким абсурдом милых и задушевных околоэстрадных номеров "Следи За Её Левой Рукой", "Федюнчик, Посмотри "Титаник" и "Гагарин, Я Вас Любила", это шоу, включавшее ближе к концу программы дуэт глотающих огонь рабочего и колхозницы, было весьма приятным, и реально воскрешающим старые традиции отечественного рок-перфоманса. В тот день фестивальная танц-бригада работала для многих - но именно "Ундервуд" смог воспользоваться ее возможностями лучше всех. У большей части других исполнителей все сводилось к пробежке, или проходу соответственным образом наряженой массовки по мосткам над публикой, как будто на показе мод.

Тотал в этот раз звучал просто до отвращения вяло и халтурно. Начали с двухаккордного англоязычного (хм...) бреда, продолжили вялым гитарно-барабанным грузиловом поверх попсовой фанеры. Искусственность группы в последнее время уже невозможно замаскировать, она лезет в глаза со страшной силой.

Сегодня Ночью исполнили всего две песни - причем самый удачный номер своего дебютного альбома "Мои Друзья" растянули за счет долгого и унылого бренчанья на одном аккорде, а "шизгару" "Герда, Икай" наоброт, сыграли чуть быстрее. Впечатления "игры на последнем издыхании" это, впрочем, не убило. Контакта с аудиторией не возникло, да они и не старались. Полный провал. Впечатления группы, способной затмить "Мумий Тролль", как сейчас любит писать пресса, чуваки решительно не производят... Это не "бойцовые рыбы", это какая-то вяленая вобла получается. Басист щеголял с редким на нашей сцене виолин-басом, превосходным джазовым инструментом, способным в умелых руках выдавать "деревянный" акустический слэп, шаги "с сурдиной" и пр. "Не мой, - честно признался басист, - Барабанщик дал поиграть". И добавил, что играет на нем, как на обычной бас-гитаре. Упс.

Точка Росы вытащила на подтанцовки толпу хипей. Увы, ряженых, а не настоящих. К разочарованию многих, не играли "Май", да и вообще выбор песен был бледноват. На второй гитаре вдохновенно пилил Боря Долматов, прославившийся еще в составе Регулярных Частей Авантюристов. А бэк-вокалистка в последней песне фальшивила. Приятно, впрочем, было после относительно долгого перерыва услышать "Ту Звезду". И получить по лбу от кордебалета ее вариантом, вырезаным из толстого картона (хe-хe, клево).

Би-2, эксплуатирующие успех хита "Остаться В Живых", были по обыкновению, медленными и печальными. Некоторое разнообразие внесли лишь дуэт Шурика с Юлей Чичериной на центральной сцене в еще более печальной и медленной, чем обычно, песне "Мой Рок-Н-Ролл", а также пятьсот веселый вариант вступления к песне "Полковник".

Мультфильмы после исполнения старенького хита "Магнитофон" сбросили символизирующие, очевидно, первый альбом, маски. Началась более энергичная музыка. Номера "За Нами Следят", "Яды" и новая издевательская "Девушка Едет В Столицу" продемонстрировали то обязательное вообще-то сочетание драйва и элементарных мелодий, которое в первый день фестиваля было в явном дефиците.

Несомненным открытием фестиваля стал зажигательный и по-хорошему фирменно звучащий Грин Грей. Наконец-то на этом рок-фестивале (!!!) можно было услышать нормальный мелодичный хард со здоровыми отклонениями в сторону Kid Rock и Faith No More, увидеть волосатых и бородатых музыкантов, ощутить настоящий драйв упругих синкопированных ритмов и красивых хармони-вокалов. Дикий цыган Дизель в шляпе и с дредами был чуть ли ни первым приличным гитаристом с начала программы. Эти парни не рефлексируют на тему "я пишу песни, отрывая куски от души", а щедро делятся с народом собственным кайфом от произведения на свет новых песен. Номера с последнего альбома, прозвучавшие в этот день со сцены - "Все Будет Хорошо", "Эмигрант", "Весна Восьмого Дня" - на голову превосходят все в последнее время сочиненные на русском языке песни, включая две предыдущие программы самих Грин Грей. "Публику надо любить и уважать, - убеждали музыканты репортеров на пресс-конференции, - Ведь каждая новая песня влияет на умы..." Все бы так, млин...

Влияние на умы продолжил Дельфин с ди-джейским вертаком и голым гитаристом. Два аккорда, ленивые прогоны в стиле "никак не похоже на рэп" и море пафоса.

Паштет и его новая группа FAQ от предыдущего оратора отличались не сильно - ну разве что более лужеными глотками. Концептуальное обыгрывание названия в стиле Molotov и Methods Of Mayhem, двухаккордный хард-кор, мировая скорбь и тоже много совсем уж нездорового пафоса.

Когда пафоса стало совсем уж много, на сцене появились притырочные Кирпичи, и не оставили от его залежей "камня на камне". Дурашливый хардкоровый рэп в духе совместной попойки Эминема и Bloodhound Gang, близкие народу уматные телеги Васи, накачаный "стероид" Данила, терзающий замотанный изолентой бас, и вставляющий по ходу трэшевые хрипы - вот формула настоящего для такого жанра успеха.

Сансара, просекши, в чем тут соль, выступила на сей раз с приглашенной на последнюю песню рэп-бригадой Точка Отрыва.

Дебютировавший ближе к вечеру состав Дзен оказался очередным рокапопс-актом с блеющим вокалистом, гармониями "для отмазки" и почти полным отсутствием нормальных аранжировок. Не лучше была и уже успевшая засветиться на паре летних актов Нова с псевдофолковыми завываниями и кафтанчиками с кружавчиками.

Пилот показали хорошее "маски-шоу", но уж очень "нестадионный" репертуар представили - разумеется, преданных поклонников у группы много, но могло бы стать и больше. А выдранная из контекста "Сказки О Прыгуне И Скользящем" "Нейтральная Полоса" хороша, но... Одно сполошное "но".

Еще одним открытием фестиваля, без сомнения, стали Дети Пикассо. Они нереально мощно поднялись по сравнению с безобразными клубными концертами в прошлом году. Это уже далеко не Guano Apes на армянском и с кларнетом (в гамаке и стоя?), как было не так уж давно. Хотя сравнение с термоядерной, но тщательно управляемой энергетикой группы, скажем, вялый и искусственный "Тотал" продул нынче по всем параметрам. Фолковые темы звучат органично, мелодично и драйвово. Вокалистка Гаянэ просто расцвела - прочь узкие юбки и имидж бабки-ежки, да здраствует платье из цветов и полеты над сценой на цирковой лонже! Впрочем, даже в обычной одежде и стоя на ногах, эта девчонка все равно способна отправить всех в глухой ништяк. Песенка "Глубина" сметает все на своем пути в экстремальные чарты!

Я И Друг Мой Грузовик представляли песни из нового альбома. Своим патентованным безгитарным саундом они доказали главным образом то, что большей части выступавших до них гитара не нужна совершенно. Как, впрочем, и большая сцена вообще.

Сети сплиновского флейтиста Яна отличаются от собственно Сплина только тем, что что в Сплине писать песни дозволяется лишь Васильеву. Собственно говоря, большая часть чьих-то сольных проектов у нас в стране возникает именно по этой дурацкой причине. Сплин, как и тролли всех мумий, играли главным образом лучшие хиты - "Звезду Рок-Н-Ролла", "Остаемся Зимовать", "Выхода Нет" и иже с ними - в обрамлении "Сердца". Эта песня - редкий для Сплина случай, когда лирика и рифмы не ставятся в зависимость от ключевой фразы-"фишки". Поэтому, возможно, ее и полюбили больше остальных.

На закате Раменское огласилось первыми долгожданными аккордами Земфириного "Траффика". Впрочем, многие, не дождавшись, начали покидать иподром, и дослушали сет хэдлайнера, уже стоя на платформе в ожидании электрички. Звук был хороший, мощный и разборчивый даже там - организаторы не обманули.

11.08.2002, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)