FOO FIGHTERS  Бременские музыканты

Шон Мендес, дождь и дети - в рассказе об эпическом шоу на фестивале FEQ в Квебеке.

Возможно, вам знакома предыстория. Три года назад, несмотря на перелом ноги, Дейв Грол (Dave Grohl) не стал отменять или даже переносить североамериканское турне Foo Fighters, заказав вместо этого единственный в своем роде концертный трон, на котором и восседал - загипсованный, но не побежденный - на всех его шоу. Одним из них было шоу в Квебеке, куда Foo Fighters нагрянули всего во второй раз (а в своем нынешнем статусе стадионных богов - и вовсе впервые) и где они смогли отыграть ровно три песни - поскольку на четвертой разбушевавшийся в городе ураган сделал продолжение концерта небезопасным и для музыкантов, и для зрителей.

Будучи столицей одноименной канадской провинции, концертами Квебек традиционно обделен, заметно уступая по этой части младшему, но большему брату Монреалю. Июль - время, когда проводящая Festival d’été de Québec (FEQ) столица оттягивается за весь год, порой вполне адресно мстя соседу: если верить инсайдерским разговорам, и три года назад, и сейчас в контракте Foo Fighters было отдельно прописано, что в других городах провинции они в рамках соответствующего тура не играют. Как бы то ни было, после истории трехлетней давности Квебек заслуживал компенсации, и она, наконец, прибыла - правда, в подозрительно схожих тогдашним обстоятельствах.

Дождь начался во время выступления второй группы поддержки (Greta Van Fleet оказались довольно интересными рок-н-ролльными позерами, примерно всем обязанными Led Zeppelin) и припустил незадолго до выхода Foo Fighters - но без грома, молний и прочих штормовых предупреждений в этот раз, слава богу, обошлось, так что центральной мыслью концертного конферанса Грола неминуемо стала следующая: "в этот раз, motherfuckers, нас ничто не остановит". Доказывая серьезность своих намерений, The Foos подмяли под себя фестивальное расписание (curfew ради них перенесли с 23.00 на полночь), а на промокшую аудиторию с ходу обрушились связкой из "All My Life", "Learn to Fly" и "The Pretender".

Дальше - больше: на боевой "The Sky Is a Neighborhood" к музыкантам группы (которых теперь шестеро - к незыблемому в эту декаду костяку официально добавился клавишник) присоединился квартет их дочерей на бэк-вокале (самой юной была дочь Грола), а концовка "Rope" оказалась поводом для соло Тейлора Хокинса (Taylor Hawkins), чья ударная установка оказалась по такому случаю лестницей в небо. Ах да, об этом: добрых полчаса шоу съел развлекательный сегмент, по ходу которого Грол изобретательно представлял музыкантов, делился впечатлениями о вчерашнем сете, страшно сказать, Шона Мендеса (с которым The Foos, по мнению их фронтмена, делят талант "трогать людей") и давал коллегам проявить себя - то еще одним соло, а то и полноценной кавер-версией.

Друг за другом прозвучали песня Элиса Купера (Alice Cooper) в исполнении гитариста, фрагменты хитов Queen, Van Halen, Ramones и Джона Леннона (John Lennon) - и, наконец, "Under Pressure" с Хокинсом у микрофона и Гролом за барабанами. И хотя кому-то (например, мне) могло показаться, что эти полчаса можно было провести как-нибудь еще (например, играя не только народные хиты в диапазоне от "My Hero" до "Times Like These", но и несколько песен попроще - в смысле, альбомных треков), всерьез жаловаться на происходящее было грешно - особенно тем, кто был на концерте трехлетней давности.

Лишний раз напомнив о нем мелькнувшим на видеоэкранах легендарным кадром (Грол на троне, атакуемый эпическим ливнем), Дейв устроил сразу несколько перекличек - выяснив, какая часть аудитории мокла вместе с ним в 2015 году (значительная), а какая - видит Foo Fighters впервые в жизни (гораздо меньше). Последним Грол доверительно сообщил, что у группы за без малого 25 лет вышло "a lot of fucking records", и пообещал сыграть по песне с каждой из них, почти не соврав: не вспомнили Foos этим вечером только дебютную пластинку и "Sonic Highways". (Зато на долю их лучшего альбома "There Is Nothing Left to Lose" выпал лучший момент шоу - океан огоньков во время исполнения "Breakout".)

Начавшись со злой, но смешной шутки (в разгар дождя на экранах замигали предупреждения "Эвакуация! Направляйтесь к ближайшему выходу!") и вербальной канонады из "motherfuckers" (иначе Грол к аудитории не обращался), отсроченное на три года шоу Foo Fighters поочередно затронуло темы дружбы (о чем, если не об этом, были полчаса самовосхваления?), семьи (детки появились на подпевках еще раз, во время исполнявшейся ближе к полуночи "Dirty Water" - правда, уже без дочери Грола, которую явно уложили спать) и - привет, Шон - touching the people, в итоге запомнившись не только как образцовое стадионное шоу, но и как большая, громкая, где-то грязная и местами бестолковая ода радости.

Свой старорежимный, но наотрез отказывающийся выходить из моды творческий метод Foo Fighters делят именно что с Бременскими музыкантами в прочтении Гладкова и Энтина: "Мы к вам заехали на час / Привет, бонжур, хэлло! / А ну скорей любите нас / Вам крупно повезло! / Ну-ка все вместе / Уши развесьте / Лучше по-хорошему / Хлопайте в ладоши вы!" "Нам все говорили, что Квебек сечет в роке, - подлил масла в огонь Грол. - Забудьте Торонто или там Ванкувер. Quebec rocks!" За две недели FEQ 2018 в его хедлайнерах успели побывать Нил Янг (Neil Young), Бек (Beck), The Weeknd, Лорд (Lorde) и, чтобы никому не показалось мало, Avenged Sevenfold, но никто не демонстрировал единство Квебека и рока с таким рвением, пылом и да, радостью, как Foo Fighters.

11.07.2018, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

FOO FIGHTERS

Foo Fighters - американская альтернативная рок-группа, название которой - сленг американских летчиков второй мировой войны, и обозначает оно "НЛО-истребители".

Подробности из жизни:

Группу Foo Fighters собрал экс-барабанщик легендарной американской группы Nirvana Дэйв Грол (David Grohl). Годом образования состава считается 1995 - именно тогда Грол набрал музыкантов, выпустил лицензированный дебютный альбом и провел первый концерт.
Но в действительности, еще будучи музыкантом Nirvana, Дэйв брал с собой в гастроли гитару и записывал песни. Переодически он бронировал время в студии и записывал демо, о чем свидетельствует его кассета с песнями «Pocketwatch», выпущенная под псевдонимом Late! в 1992 году.
Когда 8 апеля 1994 года Курта Кобейна (Curt Cobain) нашли мертвым в его доме в Сиэттле и великая грандж-формация распалась, Гролу тут же начала поступать масса заманчивых предложений сотрудничества от различных серьезных команд. Он почти согласился присоединиться в качестве барабанщика к коллективу Tom Petty and the Heartbreakers, но потом все-таки отказался, предпочтя запереться в студии и записать накопившейся материал.
«Я должен был просто…

Далее... →