MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтре-52. Дни 4 и 5: атака байтов и возраст дожития

Повышение пенсионного возраста, семейный подряд Брэда Мелдо, Massive Attack и слэм на фоне беженцев - продолжаем репортаж из Монтре.

2 июля. Цветы любви и цветы зла

Вечер в Jazz Club сегодня принадлежит супружеской чете Мелдо: Brad Meldau Trio заявлены в качестве хедлайнеров сцены, а открывает вечер Fleurine & Boys From Brasil - группа его супруги. Гармоничный союз хорошо понимающих друг друга людей: Брэд аккомпанирует жене на одной из песен, а Флорин выходит на бис во время его сета.

Между тем, назвать их равновеликими музыкантами нельзя. Флорин Верлуп (Fleurine Verloop) на акустической гитаре исполняет незамысловатые ретро-баллады на английском и португальском. Ее музыка - наследница фаду и народных танцев, но в ней также прослеживается влияние соул. После первой же композиции Флорин снимает туфли, пожаловавшись, что они ей жутко жмут, и дальше поет и танцует босиком. Ее программа невелика, и, как это обычно бывает, певица пытается как можно больше говорить в паузах.
Так мы узнаем, что ее альбом посвящён организации "Esrtella la Favela" и продается как благотворительный проект. Помимо социальной роли, Флорин взяла на себя просветительскую: она перекладывает на английский язык португальские девичьи грезы. В концерте избыточно много элементов ретро-поп: в тот момент, когда аккордеон начинает соло, Флорин с пианистом Виктором Гонсальвешем (Vitor Goncalves) и танцором Тьяго Тринаде танцует танго и свинг. Из всей программы Флорин, пожалуй, нам запомнится 2 момента: "My Dream" - наивная, дурацкая вещичка в духе голливудских би-боп певичек; и момент, когда Брэд Мелдо присоединяется к составу и следующая песня "My King" посвящается приложению Tinder и певице Элле Фицджеральд. Степень стервозности припева "Can we be friends?" способны оценить только девочки, которые любят держать соискателей во френдзоне.
Концерт так и катится, как незатейливая история любви юной девочки, и завершается песенкой про звездочку.

Брэд начинает с заглавной композиции с альбома "Ode" - спокойной, величавой и немного торжественной. А потом вдруг звучит совсем новая вещь - "Seymour Reads the Constitution!", - даже сам Брэд говорит, что почти не исполнял ее на концертах.
- Мы рады снова быть здесь,- говорит пианист.- Мы делили сегодня сцену с Флорин, моей женой, это было здорово! Сегодня я представляю свой новый альбом, и надеюсь, что вы оцените несколько новых вещей.

Brad Meldau Trio - это лишь контрабас Ларри Гренадира (Larry Grenadier), ударные Джеффа Балларда (Jeff Ballard) и собственно фортепиано Брэда; при всей лаконичности состава, музыка Мелдо богата и насыщенна. Они продолжают программу авторской композицией "Ten Tune" и изысканным кавером на битловскую "And I Love Her", переходят к "Backyard" и "Green M&Ms"... но тут для меня настает пора менять зал.

Шоу, которое мы знаем вдоль и поперек, однако пропустить его совершенно немыслимо, - Massive Attack. За последние 20 лет бристольские шаманы стали самой политизированной группой на планете; тренснациональные войны, мировое неравенство, война - все, что попадает в их поле зрения, становится частью шоу. Это своеобразная политинформация, скомпонованная таким образом, чтобы постоянно перегружать ваши синапсы. На своих концертах MA дает право голоса протестующим и угнетенным. Группа наконец-то начала работу над новым альбомом, так что уже скоро программа, любимая миллионами, уйдет в прошлое, - но я уверена, что новая по силе высказывания будет еще мощнее.
Стробоскопы, мощный бит - на сцену выходит старичок Хорас Энди (Horace Andy) и заводит этно-притчу "Hymn of the Big Wheel". О, как мы этого ждали! Ритм резко меняется, вспыхивают знаменитые световые панели - звучат "Risingson" и "United Snakes". Наступает тишина и темнота, одинокий луч выхватывает солистку Дебору Миллер (Deborah Miller), к которой присоединяется участник первого отделения Azekel - звучит завораживающая, сложная "Ritual Spirit" с одноименного EP 2016 года.
И снова Хорас - под сводку новостей на французском, которая идет непрерывным телетайпом на видеопанелях, он выводит "Girl I Love You". Сверху его освещает ярко-красный луч - словно голову Хораса облили кровью. В это время на заднике начинают появляться лозунги "Refugees go home" - они перемежаются с фотографиями лагерей и детей беженцев, создавая ощущение нарастающего отчаяния. Портретная галерея разрастается; глаза детей за решеткой заполняют экран. В финале песни остается огромный рукописный плакат "Welcome home".

А вот и "Eurochild" с его призывом "Talk to stranger", который повторяется на всех языках. Пожалуй, MA должны удостоиться премии за инновации в области СМИ: они - идеальный новостной агрегатор, при этом сюжеты они вбивают зрителю в голову с неумолимостью копра. Видеоинформер очень круто срежиссирован - двоичный код, логотипы транснациональных корпораций сообщения о терактах перемежаются с желтыми заголовками. Все они берутся в каждой стране из локальных СМИ. И все это рождает у зрителя мощный когнитивный диссонанс: танцевальная по природе своей музыка становится проводником идей; безнадежная, но раз от раза повторяющаяся попытка достучаться до общества первого мира через близкий ей звуковой и видеоряд. И снова, и снова:
Restez calme et continuez
En avant ensemble...

Эксклюзивная часть шоу: исполнить 2 песни вместе с MA выходят раздолбаи Young Fathers, также игравшие в первом отделении. Вместе два состава исполняют "Voodoo in My Blood" и "Way up here", а на экране появляются знакомые авиакоды городов и табло вылета. С "отцами" песни немедленно приняли отчетливый привкус гетто, и это очень круто!

Но главная тема нынешней политинформации - проблема беженцев. Основное отделение завершается "Safe From Harm" с Деборой Миллер на вокале.

Но это Massive Attack, у них на бис всегда жди подвоха - вот оно: на бис звучит "Take It There" - не самый очевидный выбор, ведь все ждут "Teardrop" и "Paradise Circus". Финальный выход принес великолепную "Unfinished Sympathy" от Деборы и "Splitting the Atom" от Хораса.
MA - из тех групп, которые способны каждый раз становиться для слушателя открытием.

3 июля. Вы верите в пенсию?

Давайте поговорим о повышении пенсионного возраста. Не, а чем плоха тема для музыкального издания? Вот я, к примеру, планирую на пенсию выйти примерно никогда. Во-первых, я не верю в ее существование (на моей памятивласти уже дважды отнимали пенсионные накопления у людей, так что к моменту моего 63-летия я бы на них не рассчитывала). А во-вторых, я планирую встретить старость в стиле хедлайнера дня.

Начинается вечер в главном заде с выступления юных рокеров The Vaccines - и это тот красноречивый момент, когда группа на сцене отрывается, а зал стоит столбом и вообще не включается в происходящее. Причем, группа честно заряжает все хиты - от "Nightclub", "Wreckin' Bar" и "Teenage Icon" до "Out On The Street", на которой Джастин Хейворт-Янг (Justin Hayward-Young) бросает гитару и начинает играть с залом в гляделки. Но чуда так и не происходит - вплоть до финальной "Handsome".

А теперь, дети, покажет класс товарищ пенсионного возраста 1947 года рождения. Гибкий, вертлявый, весь состоящий из сухожилий Iggy Pop выстреливает собой на сцену, словно ракета-шутиха. Его до боли знакомый, глумливый, привязчивый голос вы, единожды услышав, не забудете никогда.

А уж песню "I Wanna Be Your Dog" все когда-нибудь подпевали в пьяном виде. Так что зал начинает пение и пляски с первых нот. Уже в конце первого куплета "Gimme Danger" Игги обнажает торс, на сцену выскакивает девица-сталкер и лезет целоваться, Игги танцует с ней пару па, зал беснуется и поет "ла-ла-ла", - в общем, бардак и вакханалия, привычная для фанатов Игги.

Концерт длится два часа - словно завели какую-то бешеную атомную станцию. Игги не щадит ни себя, ни нас. "The Passenger", "Lust for Life", "Skull Ring" пролетают без единой паузы. На "I'm Sick of You" он, наконец, здоровается с залом и выдает смешной скабрезный стих о способах молодежного досуга. Минутка слабости - "Some Weird Sin" ... и за ней сразу же следует зверский бит "Repo Man" (Мэт Гектор (Mat Hector) будто гвозди заколачивает) и оглушительная "Search and Destroy". Игги кривляется, изгибает свой прожаренный стан в приспущенных джинсах (там, надо сказать, все еще есть, чего изгибать), спускается в зал обниматься - и еще через полчаса я обнаруживаю себя в эпицентре адского слэма. На "Real Wild Child" приплясывают даже операторы телекамер!

Третий час идет концерт. Гражданин пенсионного возраста и не думает останавливаться. К рампе подходит гитарист Кевин Армстронг (Kevin Armstrong) и тщетно пытается оттянуть внимание на себя. На хитах из репертуара The Stooges группа прощается... минуты на полторы.
Завершая это грандиозное шоу за полночь, Игги говорит:
- Спасибо, народ! У нас здесь был "Real Cool Time"!

Знаете, что я думаю о пенсии? Ее не существует для людей класса Игги Попа. Они просто живут на всю катушку. Нет универсального рецепта, как сохранить себя в состоянии творческой активности и продолжать получать кайф от жизни после 65. Обязательно ли, например, употреблять наркотики, как это делали все без исключения рокеры 60-х и 70-х? Необходимо ли давать по сто шоу в год? Тренировать растяжку, прыгая с размаху в зал и на комбики? Писать песни с бодуна? Спать со всеми, с кем хочется? - Вы прослушали краткую биографию Игги Попа.
Просто живи - каждую минуту, не думая о том, что в какой-то момент эта классная жизнь закончится. Не дели жизнь на "рабочий возраст" и "возраст дожития".
И будет тебе счастье.

Продолжение следует...

03.07.2018, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)