МУЗЫКА  Проверка пульса: июнь

The Orb, Leon Vynehall, Roland Faber, возвращение U96 и другие электронные новинки июня.

RSF "RSF" (Closing The Circle)

За аббревиатурой RSF скрывается вовсе не старая группа Right Said Fred, а Роланд Себастиан Фабер (Roland Sebastian Faber), немецкий музыкант, в 90-е участвовавший в нескольких десятках транс-проектов, а в 2000е-2010-е выпустивший несколько отличных ретро-электронных ЕР на скромном, но ярком лейбле Aube. Альбом (о котором даже не скажешь "долгожданный", скорее упавший как снег на голову) продолжает именно эту историю. Ближайшие ориентиры – Жан-Мишель Жарр (Jean-Michel Jarre), инструментальные вещи Alan Parsons Project, Майк Олдфилд (Mike Oldfield) и менее известное космо-диско из начала восьмидесятых. Это, конечно, стилизация, но стилизация, во-первых, очень внимательная (Фабер и впрямь звучит так, будто его музыка лет тридцать пролежала на полке), во-вторых, талантливая и самоцанная. Роланд – превосходный мелодист, и проходной вещей на альбоме нет ни одной. Десять баллов из десяти.

The Orb "No Sounds Are Out Of Bounds" (Cooking Vinyl)

При всех неоспоримых заслугах, The Orb всё же группа крайне неровная. Если в девяностые они штамповали шедевры один за другим, то потом на один прекрасный диск приходились два-три проходных. Учитывая, что предыдущий "COW / Chill Out, World!" был чудо как хорош, ожидания от новой записи были скорее тревожными. На этот раз Orb выдали поп-альбом – разумеется в той мере, в какой они вообще способны писать поп-музыку. Добрая половина приглашенных гостей (которых тут с десяток) – певцы и певицы, хотя есть и заслуженные электронщики вроде даб-продюсера Gaudi и легендарный бас-гитарист Джа Воббл (Jah Wobble). По форме всё это напоминает не то осовремененные хиты "Perpetual Dawn" и "Toxygene", то ли вокальные треки с диска "Cydonia" – этакий припопсованный даб/регги, нагруженный сэмпладеликой (в которой The Orb узнаются сразу и безошибочно), но с модерновым звуком. Какому-нибудь из сайд-проектов Алекса Паттерсона (Alex Patterson) вроде Transit Kings или HFB альбом подошел бы идеально, для The Orb (которые к тому же торжественно отмечают 30-летний юбилей) выглядит уж слишком сильным отклонением от генеральной линии. Короче говоря, пластинка не гениальная, но по-своему приятная, и уж куда лучше альбомов с Ли Перри (Lee Perry).

Moomin "Yesterday's Tomorrows" (WOLF Music)

Третий альбом берлинского хаус-продюсера Себастиана Генца (Sebastian Genz). И если на предыдущим диске он всё же делал попытки заигрывать с модным звуком (во всех его проявлениях, от суховатого тек-хауса до почти неоклассики), то на этот раз задался целью записать "лучший альбом 1996 года" и в этом преуспел. Сочные и грубоватые лупы, глубокий бас, прохладные джазовые клавиши – всё это до жути напоминает пластинки старого доброго Glasgow Underground и прочий дип-хаус, звучавший в модных московских клубах лет 20 назад. Когда же Себастиан наконец переходит с прямого ритма на ломаный, в джангл и даунтемпо с трубой, становится совсем хорошо. Вспоминается T-Power, а также старый и незаслуженно забытый диск "Razorbak" детройтского музыканта Шона Дизона (Sean Deason).

Leon Vynehall "Nothing Is Still" (Ninja Tune)

Другая звезда "нового хауса", Леон Вайнхолл, к третьему альбому подписался на Ninja Tune и тут же шагнул подальше от танцевальной музыки. Хаус-ритм, заторможенный и убранный на задний план, появляется от силы в половине треков, а танцевальной из них можно назвать и вовсе одну вещь, "English Oak". При этом больше стало живых инструментов, коллажей с голосовыми сэмплами в духе ранних The Orb, вальяжного балеарика, кинематографического минимализма в духе Филипа Гласса (Philip Glass) и совсем уж разреженной музыки на грани эмбиента и неоклассики. Не совсем то, чего ждёшь от музыканта, чьи треки еще недавно ставил в диджей-сетах, но в красоте и вдумчивости этой пластинке не откажешь. Особенно хороша "Movements", где контрабас, духовые и едва слышные джазовые "щеточки" идеально сочетаются с аналоговыми клавишами в духе Photay.

Morphology "Traveller" (FireScope)

Финский электро-дуэт Morphology у знатоков на виду уже давно. Лет десять они мелькали в обойме небольших лейблов вроде Zyntax Motorcity, Semantica или Diametric, затем перебрались на CPU, в этом году отметились ремиксом на Analogical Force, а теперь вот добрались до британского FireScope, которым руководит Стив Раттер (Steve Rutter) из B12. Как и заведено на этом лейбле, звучат финны мягко и мелодично. Над мрачноватым электро-басом и ломаным рисунком ударных – возвышенные пэды, арпеджио, клавишные соло c привкусом Детройта и прочая "смысловая нагрузка". Да и ритмический рисунок то и дело норовит клониться куда-то в сторону IDM.

Markus Guentner "Empire" (A Strangely Isolated Place)

Маркус Гюнтнер привычно начинает с фирменного даб-техно на диссоциативах, когда техно уже нет совсем (от него остались только очень редкие уханья задавленной фильтром и эхом бочки), а дабовые аккорды расползаются и заполняют собой всё пространство. Но мало-помалу из-за этого вязкого тумана пробиваются печальные струнные, фортепиано и даже хор. Первое время от этого попахивает мракухой в духе лейбла Denovali (религиозная музыка on a bad trip), но к середине Маркус в соавторстве с Bvdub вдруг выдает абсолютно солнечную вещь "Kuria" с фортепиано в стиле Людовико Эйнауди (Ludovico Einaudi). Дальше в "Nun" тучи снова сгущаются, от "Halo" вдруг начинает пахнуть нью-эйджем, а заканчивается альбом печально-величественной "New World Order". Как итог, ощущения от пластинки остаются очень яркие – в кои-то веки в эмбиенте есть и драматургия, и смена настроений, и существенно меняющееся по ходу пьесы звучание.

Prefuse 73 "Sacrifices" (Lex Records)

Расставшись с Warp Records, Гильермо Скотт Херрен (Guillermo Scott Herren) основательно сбавил темп – за последние 7 лет это всего лишь второй диск Prefuse 73, и это, пожалуй, идет ему на пользу. По сравнению с предыдущей пластинкой, которую выпускал Temporary Residence Limited, "Sacrifices" звучит гораздо более мягко и доступно. В основе всё та же сюрреалистическая сэмпладелика, но в ритм-секции чуть меньше IDM и чуть больше хип-хопа, а в исходном материале, который Гильермо препарирует и нарезает неровными кольцами, больше фанка, соула и синтезаторной ретро-психоделии. Есть в этом лоскутном полотне даже одна натуральная нео-соул баллада "Silver & Gold" с вокалом Джеймса Тилмана (James Tillman).

Sankt Otten "Zwischen Demut Und Disco" (Denovali Records)

К одиннадцатому альбому нео-краут дуэт из немецкого города Оснабрюк окончательно вынесло в ретро-электронику. Ближайшая аналогия – конечно же Kraftwerk периода между "Autobahn" и "Man Machine", но еще один важный вектор – "социалистическая" волна. Треки вроде "Der Kaffee Spricht Zu Mir" ("Кофе говорит со мной" – претендент на лучшее название года) вполне можно приписать кому-то из советских электронщиков семидесятых-восьмидесятых. Мелодии тут прямо-таки зацепинские, добрая половина треков отлично подошли бы для научно-фантастического фильма "для детей и юношества" о путешествиях подростков в космосе. И этот "примат мелодии", пожалуй, и есть главное свойство "советской школы", которая внезапно нашла продолжателей в Германии.

Arp "Zebra" (Mexican Summer)

11 лет назад Алексис Георгопулос (Alexis Georgopoulos) дебютировал на Smalltown Supersound с отличным альбомом на стыке космо-электроники и минимализма. С тех пор его музыка сильно менялась от релиза к релизу – в какой-то момент его занесло даже в барокко-поп, но в результате Алексис вернулся к истокам. На "Zebra" живые инструменты (ударные, "неевропейская" перкуссия, маримба, бас, духовые, акустическая гитара) доминируют над синтезаторами, но по форме это всё же уж совсем космическая музыка. Ближайшие аналоги – экзотический space-age pop, прото-электроника шестидесятых и "Путешествие к центру Земли" Рика Уэйкмана (Rick Wakeman). Ну и синтезаторы такие тёплые и ламповые, что группа Air позавидует. Всё вместе звучит как-то на редкость свежо и небанально.

U96 "Reboot" (UNLTD Recordings)

Несколько лет назад продюсеры Инго Хаусс (Ingo Hauss) и Хайо Леверенц (Hayo Lewerentz), более всего известные по синти-поп группе Boytronic, через суд вернули себе право на использование названия U96. Иск они выиграли не у кого-нибудь, а у Алекса Кристенсена (Alex Christensen), которого все довольно долго считали чуть ли не единственным участником проекта. Восстановив справедливость, Хаусс и Леверенц для начала откатали тур со старыми хитами, а затем принялись за запись нового материала. Процесс занял долгие три года, но в результате перед нами первый за 11 лет альбом U96. Как и следовало ожидать, с тем U96, что известен нам сначала технорейв-, а затем евроденс-хитами вроде "Das Boot", "Night In Motion" и "Club Bizarre", нынешнюю ипостась связывает не так много (в первую очередь, появляющиеся то тут, то там знакомые тембры). Но пластинка получилась по-своему интересная: здесь немцы осваивают территории где-то на стыке синти-попа, кёльнского техно и электро середины нулевых. Примерно так могли бы звучать и Энтони Ротер (Anthony Rother), и Карл Бартос (Karl Bartos). В подтверждение верности немецким традициям в качестве приглашенной звезды на нескольких треках фигурирует другой экс-участник Kraftwerk Вольфганг Флюр (Wolfgang Flur), а еще на одной – звезда "нойе дойче велле" Йоахим Витт (Joachim Witt).

Keiss "Tau Ceti" (Touched - Music For Macmillan Cancer Support)

В нерегулярной рубрике "русский альбом месяца" – второй лонг-плей архангельского музыканта Станислава Ковалева, выпущенный британским IDM-лейблом Touched. Издатель этот известен в первую очередь мега-компиляциями по 400 с лишним треком, а также тем, что вся прибыль с продаж идет в благотворительный фонд по борьбе с раком. Теперь, собственно, о музыке. Звучание Keiss задают два вектора. Первый – тщательно, с вниманием к мельчайшим деталям, прописанные ударные на грани бериаловского герриджа, джангла и IDM. Второй – светлые и умиротворяющие эмбиент-текстуры с легким привкусом лаунжа (что, конечно, совсем непривычно для IDM, который только и делает что год от года мрачнеет). Ближайший ориентир по настроению – поздние пластинки Yagya, а по звучанию – более ритмичные треки музыканта ASC времен "Imagine The Future".

03.07.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)